Психотерапевт Виестурс Рудзитис: «Мы возвращаемся к групповому браку»

На модерации Отложенный
Психотерапевт Виестурс Рудзитис: «Мы возвращаемся к групповому браку»

«Изобретено ли что-то лучше насилия?» - такую тему в своем блоге предложил всем интересующимся для обсуждения семейных проблем психотерапевт Виестурс Рудзитис. И мгновенно был исключен из Латвийского общества психотерапевтов - по этическим соображениям. Скандал вышел тот еще! А мы задумались над поставленным вопросом...

На предложение обсудить скандальную тему, доктор Рудзитис откликнулся легко. Только попросил подождать пару дней — к нему выстроилась очередь журналистов. Откликов в блоге – 14 тысяч за неделю. Хороший пиар для писателя, но сомнительная слава для врача...

-Доктор, так что фраза «Бьет, значит любит!» имеет право на серьезное обсуждение?

- Ни в коем случае! Это какая-то «третья сила» переиначила мои слова в СМИ. Я задавался в своем блоге вопросом: «Если насилие осталось в прошлом, то как можно контролировать жену»? Согласен, вопрос провокационный, но далеко не праздный. Это очень важная сейчас проблема для супругов — как сохранять отношения и семьи, несмотря на разные жизненные испытания и психологические циклы женщин. Я особенно глубоко исследую женскую психику, одна из важнейших частей ее – «матка». Не конкретный орган — «маткой» я считаю все тело и душу женщины, когда она стремится к зачатию, когда она подчинена одному инстинкту — продолжению рода, и именно это мощно ведет ее вперед.

- А мужчину?

- Там все иначе, потому что женщина родила мужчину.

- Но ведь при помощи мужчины же?

- Вот не знаю, кто был первым мужчиной, может, господь Бог. Но психологически так выходит, что первый брак - матери с сыном, и потом у них рождаются дети. Получается, что женская сила старше мужской. А две яркие силы женщины – «матка» и «богиня» (потому что каждая женщина стремится к поклонению и требует самопожертвования).  Каждой из этих сил я посвятил по книге. «Полны подвалы партизанами» — это про «матку».  «Партизаны» прячутся там и их непросто выловить даже самой женщине.

- Кто подразумевается под партизанами?

- Всякие хитрости «матки».

- И что, за эту вашу теорию вас исключили из общества?

- Шум поднялся, скандал. А еще я прошлой зимой говорил о том, что женщин проблематично пускать и в политику и в бизнес. А в нашем обществе психотерапевтов как раз большинство женщин — в этом, думаю, истинная причина моего осуждения. На моей практике это не отразится — организация-то общественная. Но, возвращаясь к проблеме, понимаете,  когда эти две силы, «матка» и «богиня», управляют женщиной, женой, удержать ее мужу очень трудно. Раньше это решалось насилием, но сегодня как сохранить пару?

Я в своей практике  встречаю много мужчин, которые не справляются с женами,  попадают, что называется, «под каблук» и вынуждены выполнять даже их нерациональные прихоти. На том хотя бы основании, что «я тебе родила детей». Вообще манипуляция ребенком при конфликте в семье — обычное дело. Потому что чисто психологически правым считается тот, на чьей стороне ребенок, вот его родители и рвут пополам. Как правило, преимущество тут у матери. На том простом основании, что она его родила, а отец... А кто такой отец? Никто.

«Не отдавайте сыновей женам»

- Вы сами то женаты?

- Уже 32 года! У нас трое взрослых дочек, так что я женскую натуру понимаю неплохо. Еще две внучки у меня и трое внуков. И — возвращаясь к вашему первому вопросу - никогда я не поднимал руку на женщину! И никому этого не рекомендую. Семью можно прекрасно удерживать и без этого, проблема в том, что не у всех получается. И один из аспектов, которые деформируют наше понимание семьи — плохо понятая нами западная идеология феминизма. Гласящая, что женщине потребна свобода, в том числе, от семейных уз.

-А что тут такого - быть не только женой и матерью, но и реализовать себя как личность?

-Я сторонник консервативных взглядов и считаю, что в семье должно быть равновесие между мужем и женой. А развод должен быть запрещен, если у пары есть дети. Ради них родители должны стараться выравнивать отношения, по крайней мере стремиться к этому изо всех сил.

-Знаете, а у меня такое впечатление, что это мужчины придумали феминизм, чтобы сбросить с себя груз отвественности за семью. А стрелки перевести на «желание женщин быть свободными от обязательств».  

- Если мужчину не уважают в семье, ни во что не ставят, то он, конечно, становится депрессивным, озлобленным...

- Может, сначала надо добиться того, чтоб тебя уважали? Как говорил ваш коллега доктор Залитис — треть мужчин у нас спивается, треть — бомжует и только треть пригодна для полноценной семейной жизни. Вот женщины и тянут - две трети «депрессивных» своих избранников и детей впридачу.

-Но если мальчик растет без отца, с большой долей вероятности он пойдет его путем.  Неудовлетворенная женщина очень давит на маленьких мужчин, сама того не замечая. Если папы нет, то старший сын становится мужем мамы — в психологическом плане, конечно. А семей полноценных у нас все меньше, поэтому проблему надо в комплексе рассматривать, одного виноватого искать непродуктивно.

Я говорю мужчинам: вы не должны отдавать женам своих сыновей, вы ответственны за них. И поэтому, во-первых, нельзя разводиться. Во-вторых, надо иметь отцовское достоинство. Мать и отец — каждый имеет над ребенком свою власть, но они должны понимать и уважать друг друга. А как только «матка» или «богиня» начинают вести свои игры, тут и появляются проблемы.

Происхлождение семьи и частной собтсвенности

-Почему вы считаете, что они делают женщину неуправляемой?

-Потому что эти части психики развились в те времена, когда люди не знали понятия «отец». Сексуальные отношения тогда не связывали с рождением детей, дети принадлежали только матерям, взрослых мужчин в семьях не было.

Только 10 тысяч лет назад в семье появился взрослый мужчина, а до того брак был групповым.

-Но поскольку человечество не выродилось, значит, он был источником прогресса.

- Но европейская культура держится на моногамной семье. В кризисные времена люди поняли, что это выгодно чисто экономически. Потому что моногамная семья имеет четкие границы, где можно ясно понять, что наше, а что не наше. И «наше» можно сделать больше. А то, что накопили сегодня, можно инвестировать в завтра. Так появляется частная собственность, которая без моногамной семьи не может существовать. А в Латвии 53 процента детей рождается вне брака, плюс огромное число разводов...  

-Вот поэтому-то все больше европейских женщин засматриваются на  мужчин-мусульман. Пусть она будет третьей женой, зато надежно защищенной. А не единственной при инфантильном муже, за которым еще самой надо ухаживать.  

-Поверьте, это не решит нашу проблему. Нам надо самим выращивать мужчин. Но если сегодня отец оставляет своего сына матери, то этот сын будет плохим отцом своему сыну. Это не исправить за одно поколение, но как культурную задачу на перспективу необходимо ставить и выполнять выполнять.

-Вернемся к насилию в семье. Вы говорите, что оно в прошлом, но полицейская статистика такова, что случаев насилия в семьях становится все больше. Значит, мужчины в целом слабеют,  ведь агрессия это оборотная сторона страха. Слабый мужчина не может удержать женщину иначе как побив ее, так?

-Потому что в моногамной семье женщина чувствует себя, как в тюрьме из-за того, что всю жизнь должна иметь только одного мужа и делить с ним детей. Хотя за последние 10 тысяч лет жизнь наша внешне сильно изменилась, мы научились пользоваться столовыми приборами и летать в космос, но по сути остались дикарями. Наша психика просто прикрыта «одеждой» – вот и вся разница.

Рожая, включай мозги

-Разве человек не отличается от животного тем, что умеет сдерживать свои инстинкты?

-Как показывают мои наблюдения, часто нам только кажется, что мы удерживаем свои архаические инстинкты или рефлексы. Но в поведении они проступают. Женщина может и не хотеть иметь столько детей, сколько толкает ее иметь «матка», и тогда она должна своими мозгами бороться против себя самой.

-Мало родить ребенка, женщина ж еще думает о том, как его вырастить.

- Это роль матери, она младше, чем «матка», которая думает только о том, чтобы рожать и рожать. Так и поступают женщины, которые находятся в зоне социально риска. Но и вполне примерная мать и жена вполне вдруг может измениться до неузнаваемости, когда она хочет ребенка. Ее ведет инстинкт.

- Так это ж прекрасно!

- Да, но  надо еще иметь мозги, чтоб понять, сколько детей она не просто «хочет иметь» и родить, но и вырастить! А она родит троих, но продолжает сходить с ума по мужчинам. Хотя любит своего мужа!

-Так в чем проблема? Мы вышли из группового брака и, совершив круг, туда возвращаемся...

-Именно так! Я вижу разворот обратно, к групповому браку, а значит к безотцовщине — но это же прямой путь к развалу общества!

- Далеко не всегда мальчики, растущие без отцов, становятся слабаками и подкаблучниками. Бывает и ровно наоборот – они становятся людьми чрезвычайно ответственными.

-Все зависит от того, насколько мать сексуально удовлетворена. Если нет, дети это чувствуют. И, когда в семье нет отца, сын принимает за обязанность наладить самочувствие матери, хотя и не способен понять его истоки.

-Да сколько семей, где женщина сексуально неудовлетворенна  при наличии мужа!

В таких случаях ответственность лежит на муже, а если его нет в семье — то на сыне, получается.

«Не смешивайте семью с любовью»

-Вот вы говорите, что развод нужно запретить. Но не лучше ли именно ради детей отцу и матери жить врозь и сохранять при этом хорошие отношения, чем оставаться плохой семьей?
 
-Развод это ядовитая идея. Сама его возможность не стимулирует людей работать над сохранением отношений в семье.  Не получается?  Разойдусь, чего проще. Еще у нас часто говорят, мол, «любовь ушла»  и это повод для развода. А я считаю это глупостью! Нельзя семью смешивать с любовью, это разные вещи. Идея о том, что в семье должна присутствовать любовь, появилась только в романтическом XVIII веке, а до того семья была хозяйственным договором.

-Куда ж девать чувства?

-С этим всегда было трудно. Но надо смотреть на мир реально. Ведь как в «Крейцеровой сонате» у Льва Толстого купец говорил молодой даме, которая настаивала на женитьбе только по любви – «любовь же проходит, что тогда?» Я сам со своим богатым семейным опытом знаю, как с каждым годом меняются в браке отношения и, если нет понимания того, что их надо удерживать, очень легко все поломать. А если рушатся семьи, то изчезает мотивация что-то наработать, накопить, передать детям. А ведь цивилизация 10 тысяч лет развивалась именно благодаря этому!

У меня самого жизнь не малина. Но тут все зависит от того, сколько ты вкладываешь в отношения. Психика наша не для моногамной семьи, это ясно. И я каждый день засматриваюсь на красивых женщин, и моя жена - на интересных мужчин. Но для меня важна практическая сторона дела: неужели я буду разводиться, чтобы потерять то, что я с такими усилиями строил много лет? И как я тогда буду со своими детьми общаться? Для меня такие фантазии невыносимы.

- Как разошлась ваша книга о хитростях «матки»?

- Очень хорошо, 3 месяца она была в топе, тираж 4 тысячи. Думаю, это прекрасно иллюстрирует интерес  общества к женским проблемам. Хотя вторая, «мужская» книга  «Нескончаемое геройство», тоже была быстро раскуплена. Теперь готовлю третью, тоже «женскую» - про «богиню».  

-Напоследок, как все-таки мужчин сделать сильнее или это уже нереально?

-Там, где есть «женское право», взрослых мужчин оно не удерживает. Таких, как я, например. Только незрелых. Взрослые мужчины должны уходить и создавать новые пространства…

 

 

"Вести сегодня"