«Людк, а Людк! Деревня!» Легендарному фильму «Любовь и голуби» - 30 лет

На модерации Отложенный

Режиссёр одного из самых народных советских фильмов Владимир Меньшов рассказывает: «Я подозревал, что снимать птиц будет сложно. Особенно финал, когда белый голубь должен лететь вниз к своей голубке. Но мы снимали дубль за дублем - и всё-таки он полетел!» Фильм до сих пор смотрят и пересматривают. А тогда, в 1985-м (он вышел в прокат в январе), в первые полгода на него сходили 44,5 млн зрителей…

Пить или не пить?

С голубями-то как раз оказалось меньше всего проблем: их, специально обученных, привезли из Москвы на съёмки в К­арелию, в г. Медвежьегорск, с дрессировщицей. Да и в группе оказались «свои» голубятники, среди них был и сам автор пьесы Владимир Гуркин. Так что многие вспомнили собственное «голубиное» мальчишество. Г­олубятню для съёмок построили во дворе реального дома, взятого вместе с хозяйскими курами, собаками и кошками в аренду у пары стариков - мест­ных жителей, на берегу реки Кумсы.

Актёрская команда тоже сложилась ладная. Зритель, наблюдая за перипетиями личной жизни героев, даже не догадывался, что актриса Нина Дорошина - Надюха Кузякина - на 10 лет старше 38-летней Натальи Теняковой, которая сыграла классическую деревенскую старуху, бабу Шуру.

А супругу Теняковой - и в жизни, и на экране - Сергею Юрскому (в фильме - не менее классическому деревенскому деду, выпивохе и балагуру дяде Мите) - нет и 50. Эта, как теперь говорят, прикольная парочка вполне могла бы ещё, как предлагает жене дядя Митя, «состругать себе Снегурочку». И веришь, когда баба Шура признаётся: «Митька как начнёт ко мне приставать - еле-еле держуся!»

«Любовь и голуби» - это по-хорошему хулиганское, истинно народное и до невозможности смешное кино. Хотя сам Владимир Меньшов считает этот фильм самым «переживательным»: «Фильм получил вторую категорию, шёл без всякой рекламы. А его фестивальная судьба вообще была загублена кино­властями - «Любовь и голуби» даже не пытались предлагать на какой-нибудь международный кинофестиваль. Лишь в Испании лента получила «Золотую ладью» на фестивале комедийных фильмов. Он с успехом прошёл в Финляндии, Венгрии, но нам об этом не сказали. Помню, из Вен­грии мне звонили, спрашивали: «Почему в СССР фильм под запретом?

Запрет не запрет, но фильм подпал под антиалкогольную кампанию середины 80-х. Р­етивые цензоры обвинили его в аморальности, пропаганде алкоголизма и «несоблюдении норм русского языка». Переделывать фильм в антиалкогольном духе Меньшов отказался, и его отстранили от работы. Да и что были бы за «Любовь и голуби» без дяди-Митиной бутылки портвейна, разбившейся в рукомойнике, куда её в авральном порядке спрятали от бдительной бабы Шуры? Без его листания отрывного календаря в поисках повода: «Ну вот, День взятия Бастилии впустую прошёл!»? Без сцены распития пивка на пристани под французскую «Цыганочку» Высоцкого всё тем же дядей Митей и Василием? Пиво, кстати, в бидоне и кружках на съёмках было настоящее, причём крепкое. А мужичок, которому как с неба свалились аж шесть полных кружек (после того как собутыльников спугнули их жёны), был из местных - это же тренировка нужна, чтобы все поллитровые кружки разом выдуть!

Мечта женщин

После успеха у зрителей фильма «Москва слезам не верит», после «Оскара» Меньшов мучительно искал материал для следующей картины: держать планку, оправдать ожидания… На популярный тогда спектакль «Современника» «Любовь и голуби» по пьесе, написанной в 1981 г. актёром Омского драмтеатра Владимиром Гуркиным, Меньшов попал случайно. Надюху играла Нина Дорошина (спектакль не сходил со сцены 22 года!).

Меньшова спектакль потряс: это же жизнь - наша, российская! Это уже потом, явившись прямо в Омск к ошарашенному таким визитом автору, режиссёр узнал, что пьеса действительно буквально проросла из реальности. Сам Гуркин - из деревни Черемхово Иркутской обл. Все персонажи - его родители и другие родственники, соседи - реальные люди с их историями, судьбами, невыдуманными переживаниями. Даже некоторые фразы - это их живая речь. «Органы движения они лечили - п­оотрубать бы им эти органы!» - крылатое выражение матери драматурга. Кстати, «хлопушка» со съёмок фильма, сделавшего скромного провинциального артиста и драматурга знаменитым, до сих пор х­ранится дома у его вдовы…

Меньшов вначале хотел снять кино «под Шукшина», но пьеса сопротивлялась. Так появились концертно-игровые вставки, сцены танцев «с фигурами», которые торжественно объявлял сам режиссёр в фуражке набекрень, с лихим чубом и отложным воротником - этакий первый парень на деревне. Сложно было найти актёров, безупречно органичных для изображения на экране фактически реальных людей. Надюхой могли стать Любовь Полищук и Вера Алентова, но из памяти режиссёра не шла Нина Дорошина из того спектакля с этим её «Людк! А Людк!». Раисой Захаровной пробовали стать знаменитые красавицы Татьяна Доронина, Наталья Кустинская, Ольга Яковлева. В итоге Меньшов пригласил прямо на съёмки Людмилу Гурченко. Стильная, эксцентричная актриса внесла много нового в образ героини, которая в первоначальном сценарии появлялась лишь в сцене объяснения с Надей. Для съёмки этой сцены для Гурченко за ночь связали берет с помпоном, его Надя отрывала у соперницы: «Ах ты, сучка крашена!» - «Девушки, уймите вашу мать! Деревня!» В итоге Раиса Захаровна вышла несчастной одинокой женщиной «с причудами». А уж когда Василий вырывается наконец на свободу («Ты идёшь к этой горгоне?» - «Не, я к жене!»), её просто-таки жалко - с этой плюшевой игрушкой на огромной кровати и тявкающей собачонкой за пазухой…

На дядю Митю поначалу со скрипом согласился Олег Табаков(пьеса ему не понравилась), но ушёл в фильм «Мэри Поппинс, до свидания!».

Тогда возник Сергей Юрский, актёр-интеллектуал, - ему впервые в актёрской карьере предстояло сыграть роль деревенского деда. Поехали в дом отдыха к Наталье Теняковой - уговорили жену Юрского сыграть дедову жену, бабу Шуру.

Работа на съёмках шла сплошь с импровизациями. Так, Юрский лично придумал фразу: «Извините, что помешал вам деньги прятать!» Это когда Надюха мужу в поездку к трусам потайной карман пришивала.

Выбор Александра Михайлова на роль Василия был в точку! Не зря Михайлов считает её своей визитной карточкой. После Гоши - Алексея Баталова - из «Москвы…» Вася - Михайлов - стал ещё одной мечтой всех советских женщин: надёжный, непьющий, безропотный, работящий, по-детски наивный, влюблённый в собственную, довольно крутую нравом супругу. А ведь актёр вполне мог погибнуть на съёмках! Ставшую уже классической сцену выпадения Василия в море из дома прямо в костюме и  с галстуком (который никак не могли завязать, а без него герой себя на курорте не мыслил: «Это ж юг! Культура!») снимали в Батуми в ноябре. Вода - 14-15 градусов. Михайлова под водой должны были очень быстро раздеть до трусов водолазы, но тот самый злополучный галстук, завязанный-таки Людкой, старшей дочкой, оказался завязанным буквально намертво. Его лихорадочно разрезали - и Михайлов, едва не задохнувшись под водой, благополучно вынырнул.