Полностью намокшие при пожаре в ИНИОН РАН книги будут замораживать
На модерации
Отложенный
В пятницу прошло первое заседание экспертно-аналитического совета ИНИОН РАН по обеспечению сохранности и восстановления библиотечного фонда. Члены совета сформулировали первостепенные задачи и наметили план последующих действий.
Как говорится в сообщении, поступившем в редакцию «Газеты.Ru», на заседании было решено, что, в частности, в настоящий момент необходимо проводить постоянный мониторинг температурно-влажностного режима пострадавшего хранилища ИНИОН РАН.
По мнению экспертов, в первую очередь следует организовать перемещение каталогов библиотеки. Документы, не затронутые водой и огнем, требуется перевезти в помещения, где будет обеспечена их профессиональная конвективная сушка.
Полностью намокшие книги, по мнению экспертов, необходимо заморозить.
Температура холодильных камер должна быть в пределах от -20 до -30 °C. Для этого могут быть использованы промышленные холодильники.
Перевозку намокших книг следует проводить в специальных проветриваемых пластиковых контейнерах.
Ожидается, что на следующих заседаниях экспертного совета будут обсуждаться технологии сушки документов.
Экспертно-аналитический совет был создан 4 февраля приказом директора ИНИОН РАН в связи с необходимостью ликвидации последствий пожара в здании института и необходимостью обеспечения сохранности и восстановления библиотечного фонда. В его состав вошли 16 чевлоек, в том числе — два заместителя директора ИНИОН РАН, а также генеральный директор Российской государственной библиотеки (РГБ) Александр Вислый.
Комментарии
В пятницу вечером на Нахимовском проспекте в Москве горела библиотека Института научной информации по общественным наукам РАН. В данном случае речь идет не об обычном институте Академии наук — сам ИНИОН был основан в 1969 году на базе Фундаментальной библиотеки общественных наук Академии наук СССР имени В.П. Волгина.
http://www.gazeta.ru/science/2015/01/31_a_6394913.shtml
Она была создана в 1918 году и считалась крупнейшей в СССР научной библиотекой по общественным наукам. Не изменилось это и после того, как СССР распался.
«Видал я библиотеки и получше, что и говорить. Но у нас ничего лучше не было. Не тешьте себя мыслями про РГБ, Историчку, ВГБИЛ. Каждая по-своему хороша. Но недотягивает совершенно. Это ужасное горе», — написал в своем фейсбуке профессор НИУ ВШЭ Александр Филиппов.
Прежде чем стать ИНИОНом в 1969 году, библиотека на протяжении многих лет входила в библиотечный фонд Академии наук — с 1936 года подчинялась президиуму Академии наук. Новоиспеченный институт в 1970 году возглавил китаист Лев Делюсин. Правда, по-настоящему расцвел ИНИОН за те 26 лет, в течение которых его возглавлял академик Владимир Виноградов.
Кроме того, во времена Виноградова ИНИОН отправлял научную информацию в виде реферативных изданий в советские посольства за рубежом. Такая практика существовала вплоть до того момента, когда советский МИД возглавил Эдуард Шеварднадзе, отказавшийся выделять на это деньги.
«Катастрофический пожар в здании ИНИОН — огромный шок для ученых во всем мире. Сейчас еще рано делать выводы, но очевидно, что большая часть уникальной библиотеки безвозвратно утрачена.
Огромное количество уникальной литературы на многих языках делало библиотеку ИНИОН достоянием не только российской науки, но и всего человечества.
По его словам, в сгоревшем здании также располагался Германский исторический институт в Москве (ГИИМ).
«Германские историки, работающие в московских архивах, и российские специалисты по германской истории приходили в ГИИМ как на огонек — послушать международные доклады, почитать новую немецкую литературу, пообщаться с зарубежными коллегами... Уничтожение ГИИМ — это серьезный урон для германско-российских научных отношений», — резюмировал Глеб Альберт.
В фондах библиотеки хранились 14,2 млн экземпляров документов на древних, современных восточных, европейских и русском языках, в том числе редкие издания XVI — начала XX века. Многие из них теперь безвозвратно утрачены, еще большее число книг нуждается в дорогостоящей реставрации.
Удивление вызывает разве что заявление директора ИНИОН РАН академика Юрия Пивоварова, сказавшего, что «героические пожарные спасли лучшую в Европе библиотеку по общественным наукам». Впрочем, ученый отметил и то, что произошедшее — «трагедия и драма для российской науки».
Помимо зевак и школьниц, фотографировавших пожар и себя на его фоне, к линии оцепления то и дело подходили пожилые сотрудники, в основном женщины, пытаясь узнать от пожарных о судьбе библиотеки и своих отделов. «Возможно, что-то вынесли», — сказал спасатель пришедшей заведующей отделом биобиблиографии ученых Галине Тихомировой.
«Посмотрите, там слева от букв на стене — окна нашего отдела, там что-то видно?» — спрашивала она. Но на месте окон зияла большая дыра, через которую было видно обвалившуюся крышу, свисающие обломки конструкций, по которым стекала вода.
http://www.gazeta.ru/science/2015/01/31_a_6395297.shtml
«Что вы снимаете? Это же национальное горе», — сказала одна из женщин позирующим школьницам.
По предварительным данным, пожар возник из-за замыкания проводки накануне вечером в «офисном помещении» в восточном крыле, наиболее пострадавшем от пожара. Там находились читальные залы и научно-библиографические подразделения. Скорее всего, уничтожены книги из библиотеки Института мировой литературы, который ранее лишился своего особняка на Поварской улице. Эти книги просто лежали в коробках на третьем этаже в сгоревшем крыле. «Там было более тысячи коробок, они лежали у нас на ответственном хранении», — рассказал замдиректора по науке Дмитрий Ефремов.
До последнего времени не был понятен будущий статус института — кто-то говорит, что его хотели подчинить не ФАНО, а напрямую президиуму РАН.
Примечательно, что ровно за неделю до пожара ИНИОН закончило проверять ФАНО: проверка касалась хозяйственного комплекса, чиновники знакомились с документацией, внешним состоянием здания и внутренних помещений, говорят, что были и замечания. По имеющейся информации, директор института акт о проверке не подписал.
«Что вы хотите, здание 1974 года. И проводка с тех пор не менялась».
С развалинами Чернобыльской АЭС сравнил руины института приехавший к месту тушения президент РАН Владимир Фортов. «Для науки это большая потеря, это крупнейшее в мире хранилище подобного рода, похожее, наверное, на библиотеку конгресса. Здесь собраны материалы, которые в других местах найти невозможно, и все гуманитарные институты пользовались этой библиотекой. Внешне то, что случилось, сейчас напоминает Чернобыль», — сказал он. По его словам, из 10 млн единиц хранения пострадало 15%, так как основные фонды библиотеки оказались в уцелевшей части здания.
На вопрос журналистов, была ли оцифрована библиотека ИНИОН, Пивоваров ответил: «Почти нет. Потому что на это не выделялись деньги. Но большая часть книг иностранные, оцифрованы за рубежом. Но уникальность библиотеки в том, что ею пользовалось большинство ученых-гуманитариев в России».
Пивоваров считает, что на восстановление библиотеки потребуется несколько лет. «Восстановление — это будет несколько лет, разумеется. Это институт мирового значения, поэтому, я думаю, столько понадобится, чтобы восстановить. Если на то будет воля государства», — сказал он.
Сильный пожар, начавшийся вечером 30 января, более суток бушевал в ИНИОН — крупнейшем научном информационном центре России в области социальных и гуманитарных наук. Площадь пожара составила 2 тысячи квадратных метров, обрушилась кровля на площади около 1 тысячи квадратных метров, а также часть внешней стены. Сильно пострадала уникальная библиотека института, насчитывавшая 14,2 миллиона экземпляров на древних, современных восточных, европейских и русском языках.
РИА Новости http://ria.ru/society/20150210/1046877459.html#ixzz3S1G1CWbT
Он подчеркнул, что сейчас, до выяснения причин пожара, было бы несвоевременным говорить о каких-либо возможных мерах административной ответственности. "Давайте разберемся, что произошло", — сказал помощник главы государства.
Ранее стало известно, что c предложениями помощи к библиотеке ИНИОН обратились коллеги из Библиотеки иностранной литературы, Института реставрации (ГосНИИР), Российской государственной библиотеки и других федеральных библиотек. Также часть библиотекарей ИНИОН получат временные рабочие места в других институтах, пришедших на помощь коллегам.
РИА Новости http://ria.ru/society/20150210/1046877459.html#ixzz3S1GCHb3v
"Сегодня из хранилища библиотеки ИНИОН была вывезена первая партия книг. Транспортированы были около 100 коробок. Это книги, которые нуждаются в конвективной сушке", — говорится в сообщении пресс-службы ИНИОН.
Эти книги будут размещены в отделении библиотеки ИНИОН в Институте экономики РАН, отмечается в сообщении.
РИА Новости http://ria.ru/society/20150211/1047187462.html#ixzz3S1GX7TWe
Сильный пожар, начавшийся вечером 30 января, более суток бушевал в ИНИОН — крупнейшем научном информационном центре России в области социальных и гуманитарных наук. Площадь пожара составила 2 тысячи квадратных метров, обрушилась кровля на площади около 1 тысячи квадратных метров, а также часть внешней стены. Сильно пострадала уникальная библиотека института, насчитывавшая 14,2 миллиона экземпляров на древних, современных восточных, европейских и русском языках.
РИА Новости http://ria.ru/society/20150211/1047187462.html#ixzz3S1GnNvLY
«Если пользоваться возможностями, которые есть в стране есть, 154 года будем восстанавливать. Поэтому дальше институт готовит программу с учетом разных технологий — задействованы сибиряки, питерцы, как еще можно восстанавливать», — отметил Котюков.
Ранее стало известно, что послереволюционные газеты, которые намокли в результате тушеная пожара в библиотеке Института научной информации по общественным наукам РАН, пройдут обработку холодом
http://www.gazeta.ru/science/news/2015/02/18/n_6938481.shtml
Чиновник пожаловался на нехватку оборудования для просушки фолиантов. "К сожалению, техника, которая позволяет намокшие книги в щадящем режиме восстанавливать... Если теми возможностями, которые в стране есть, пользоваться, 154 года будем восстанавливать", - цитирует слова Котюкова "Интерфакс".
http://www.newsru.com/russia/18feb2015/inion.html
Он отметил, что ученые спустя две недели после пожара не могут получить доступ ко всем фондам, так как хранилищ в здании очень много и книг большое количество.
По словам Александра Лифшица, заведующего отделом редких книг и рукописей библиотеки МГУ, положение катастрофическое. Если в ближайшие дни что-то не начнут делать, погибнут остальные книги.
Германское правительство ранее предложило России помощь в устранении ущерба после пожара в библиотеке Института научной информации по общественным наукам. Германские специалисты в области реставрации книг готовы протянуть руку помощи российским коллегам. "Несмотря на политические разногласия, мы не должны разрывать научные и культурные связи. Многие книги безвозвратно утрачены. Но если мы можем помочь спасти хоть что-нибудь, то мы бы хотели это сделать", - сказал глава МИДа ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер.
После пожара выяснилось, что значительная часть библиотеки утрачена, так как денег не хватало ни на оцифровку книг, ни на противопожарные перегородки. Реальные потери книжного фонда Фундаментальной библиотеки ИНИОН оцениваются в 2,32 млн экземпляров, что составляет 15,7% фонда литературы.
Книги, уцелевшие после пожара, было решено заморозить, чтобы спасти от плесени. Об этом сообщила замдиректора ИНИОН Татьяна Решетник. При этом она затруднилась сказать, как много времени это займет и сколько потребуется денег.
В библиотеке ИНИОН, по данным на 2014 год, насчитывалось 14,2 млн единиц хранения, из них 6 млн книжных изданий, в том числе редкие книги XVI - начала XX веков, собрания документов ООН, Лиги наций, парламентские отчеты США (с 1789 года) и Великобритании (с 1803 года), более 450 тыс. монографий и диссертаций. Библиотека располагала одной из крупнейших в России коллекций книг на славянских языках.
Между тем сотрудники института также нашли себе новое место: ИНИОН получил на правах безвозмездной аренды бывшее здание Сельхозакадемии, куда переезжают офисы. По словам Пивоварова, которого цитирует ТАСС, "это здание вполне подходящее, и уже начался переезд туда".
"Дорогие друзья, 24 февраля и в течение как минимум ближайшей недели нам понадобится ваша помощь в упаковке книг. <...> Перчатками и масками мы вас обеспечим", - говорится в сообщении.
Для помощи библиотеке всех желающих просят обращаться к координатору. Он сообщит всю необходимую информацию о времени и характере работы, а также обеспечит допуск добровольцев на территорию ИНИОН РАН. В настоящее время она охраняется полицией. "Людей будут пропускать только вместе с сотрудниками института", - предупреждает администрация библиотеки.
http://www.newsru.com/russia/24feb2015/help.html
Напомним, пожар в одной из четырех крупнейших в России библиотек произошел в ночь с 30 на 31 января. Тушили возгорание более суток: в результате погибло уникальное здание, а потери книжного фонда Фундаментальной библиотеки ИНИОН были оценены в 2,32 млн экземпляров. Некоторые издания утрачены безвозвратно из-за того, что их не удалось своевременно оцифровать.
Библиотека утратила кабинет ООН, хранивший полный комплект материалов Генассамблеи ООН на русском языке, международные справочники, материалы Международного суда.
Причины возгорания остаются неизвестными. Высказывалась версия об умышленном поджоге. Впрочем, руководство института ее опровергло.
Сильный пожар, начавшийся вечером 30 января, более суток бушевал в ИНИОН — крупнейшем научном информационном центре России в области социальных и гуманитарных наук. Площадь пожара составила 2 тысячи квадратных метров, обрушилась кровля на площади около 1 тысячи квадратных метров, а также часть внешней стены. Сильно пострадала уникальная библиотека института, насчитывавшая 14,2 миллиона экземпляров на древних, современных восточных, европейских и русском языках.
РИА Новости http://ria.ru/incidents/20150225/1049606587.html#ixzz3Slc17JNL
РИА Новости http://ria.ru/incidents/20150225/1049606587.html#ixzz3SlcDIj44
Клиентам библиотеки, которые заранее пытались получить нужные книги, повезло: все заказы были перенесены в зал абонемента, а потому не пострадали. На днях их вынесли из обгоревшего здания и перенесли в здания РАН. Там читатели и смогут их получить, говорится на сайте библиотеки. А вот оформление новых заказов пока приостановлено - до окончания переезда фонда библиотеки.
http://www.newsru.com/russia/26feb2015/inionbibl.html
«О, так это же Олег! Он-то откуда здесь? Пару лет назад у нас печатался, в «Алгоритме»…» — Саша, сотрудник издательства, крутит в руках книжку мемуариста Олега Грейга и затем кладет ее на дно новой коробки. Нас с Сашей поставили в паре разбирать стеллаж на втором этаже библиотеки ИНИОНа, которая сильно пострадала от пожара месяц назад. Саша — молодой историк, она пришла как волонтер, по личной инициативе. «А вот это мы не проходили», — я показываю ей книжку под авторством нынешнего министра культуры Владимира Мединского. Саша улыбается и читает название: «О тяге русских к «сильной руке» и неспособности к демократии. Мифы о России».http://www.gazeta.ru/social/2015/02/28/6430217.shtml
Технология работы простая. Волонтеров разбивают на пары. Один снимает стопку книг, подает напарнику, тот утрамбовывает их в картонную коробку, а затем ставит ее обратно на стеллаж. Когда все упаковано, каждая коробка пронумеровывается. Они грузятся на тележку из «Ашана» и везутся на улицу, где стоит грузовик. О пожаре напоминают не только обуглившиеся останки крыла здания, которые ломает ковшом экскаватор. Едкий запах пожарища чувствуется до сих пор, он проникает в одежду и волосы. Им пропахли страницы книг.
Она курирует работу волонтеров. Маленькая женщина с рыжими кудрями, в квадратных очках в сиреневой оправе, выглядит как типичный архивариус и поэтому кажется героем фильмов о Гарри Поттере. До пожара она работала в рефератном отделе, который пострадал от возгорания больше всего.
Наша команда — примерно 40 человек — работает с 10.00, а в 14.00 будет следующая смена. Среди волонтеров в основном люди зрелого возраста. Татьяна — репетитор по английскому языку, раньше преподавала в начальной школе. Она второй раз пришла в библиотеку упаковывать книги, поэтому захватила с собой бутерброды. Еды, которую предоставляют волонтерам, явно не хватает утолить голод. В перерыве Татьяна угощает меня чаем из термоса и бутербродом. Спрашиваю, почему она приходит сюда. Татьяна неожиданно отворачивается, смотрит в окно. За стеклом от холода ежатся молодые ребята, ожидающие новых коробок с книгами, чтобы погрузить их в грузовик.
Из-за спешки серые коридоры книгохранилища напоминают муравейник. Все суетятся, бегают с коробками с этажа на этаж. Коридоры очень узкие, поэтому иногда происходят «столкновения». Сотрудник ИНИОНа Сергей, скромный юноша в очках и редактор научной литературы, чуть не наезжает мне на ногу той самой тележкой из «Ашана». «Берегись», — тихо, но настойчиво произносит он. Сергей шустрый, как юла, бегает, помогает всем понемногу. Он рассказал, что незадолго до пожара они начали сканировать научную литературу, но, конечно, успели не так много, порядка тысячи единиц, остальное сгорело. «Выжившие» книги из «сухого» фонда ждет новое хранилище. «Отвезем в Люберцы. Там склад вроде нашли. Другие книги частями разойдутся в учебные библиотеки.
Основная часть сотрудников библиотеки — это люди пожилого возраста, которые трудились здесь практически всю жизнь. «Причина даже не в том, что они обожают книги и им так уж тяжело было с ними расстаться, — продолжает Сергей, — хотя и это тоже. Но они еще живут тут недалеко. А теперь их всех разгонят по филиалам, а это вообще разные концы города».
Кто стал прямым или косвенным виновником пожара, не выявлено до сих пор. Уголовное дело расследуется. Версий много, и все они разные, главной версией остается замыкание электропроводки. Моя напарница Саша винит во всем Росимущество: «Они уже давно копают под академиков. Так что здесь даже других вариантов и быть не может». А вот полицейский, дежуривший у библиотеки утром, считает, что это был поджог, и говорит о неких профессорах. «Вы думаете, эти профессора просто так на «бэхах» тут гоняют? Сами же и подожгли свою библиотеку», — разоткровенничался страж порядка.
«Около 35 тыс. книг библиотеки института будут обработаны в специальной сублимационной машине, которой располагает Федеральное архивное агентство», — сказали в ведомстве со ссылкой на главу Росархива Андрея Артизова.
Как отмечается, данная машина позволяет «вытаскивать» воду из книг и рукописей методом криогенной сушки при температуре минус 150-200 градусов. Из первой партии книг машина «вытащила» 1,5 тонн воды, примерно по полкилограмма с каждой книги.
http://www.gazeta.ru/science/news/2015/03/04/n_6981789.shtml
В Минкультуры добавили, что ликвидировать последствия ЧП в ИНИОН также помогает Российская государственная библиотека, имеющая специальную криокамеру на одну тонну книг.
«В России пока только эти два госучреждения обладают необходимой специализированной аппаратурой», — сказали в министерстве.
30 января в библиотеке ИНИОН возник пожар, который удалось потушить лишь 2 февраля. Книги пострадали как от огня, так и от воды.
http://vz.ru/news/2015/3/4/732672.html
По словам парламентария, «в некоторых научных кругах» существует убеждение, что пожар в библиотеке был не случайностью, а как минимум халатностью руководства учреждения.
Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко отметила необходимость доносить объективную информацию, которая есть в настоящее время, до общества и попросила информировать Совфед о ходе расследования. «Это очень резонансный пожар, который вызывает огромное сожаление, интерес в причинах, последствиях. И если замалчивать это - только даем повод для кривотолков», - добавила она.