Гамбит по-казански

На модерации Отложенный

Жители Казани, возможно, слышали об идее сотрудничества общественных организаций с городскими властями в сфере ЖКХ, обсуждению которой был посвящен специальный круглый стол. Его автор этих строк – в то время председатель Общественного комитета по реформированию ЖКХ Республики Татарстан провел 25 января 2007 года при поддержке Казанской городской Думы и Комитета благоустройства и ЖКХ исполкома Казани.

Участникам круглого стола была представлена перспективная, казалось бы, идея общественно-муниципального совета (ОМС), способного обеспечить сотрудничество общественности с городскими властями, сбор и анализ соответствующих предложений, правовое просвещение, а также консультирование организаций, учреждений и отдельных граждан по вопросам ЖКХ и местного самоуправления. В состав ОМС могли бы войти депутаты Казгордумы, сотрудники исполкома, специалисты по вопросам ЖКХ, члены общественных объединений.

В 2008 году автор этих строк и еще несколько, присоединившихся к нему, специалистов, заручившись принципиальным решением городских властей Казани создать ОМС, образовали Рабочую группу. Эта группа подготовила Положение об ОМС, которое, увы, было существенно купировано Правовым управлением аппарата исполкома Казани. В конечном итоге, исполком Казани постановлением от 5 декабря 2008 года образовал в своем составе нештатное совещательное и рекомендательное структурное подразделение – Общественный совет по вопросам развития городского хозяйства (ОС).

Однако казанскими чиновниками ОС так и не был востребован. И до меня дошел, наконец, замысел руководства Казани: вступив в игру с общественниками, оно разыграло классический гамбит (от итальянского gambetto – подножка), то есть дебют, при котором одна из сторон жертвует пешку, чтобы получить преимущество. Этой пешкой и послужил ОС. Он, как я понимаю, потребовался руководству столицы Татарстана, чтобы отвести общественников от идеи ОМС.

Понятно, что при таком раскладе ОС по вопросам развития городского хозяйства так ничего и не развил, И что исполком за всю историю существования ОС ни разу не воспользовался его совещательными и рекомендательными услугами. Более того, он успешно отбивал любые инициативы ОС. Например, по подключению к анализу квартирного вопроса Николая Игнатьева.

Как заметил председатель регионального Верховного суда Ильгиз Гилазов, защита жилищного права в административном порядке, то есть путем обращения с заявлением (или жалобой) в орган местного самоуправления возможна только в тех случаях, которые прямо предусмотренных ЖК РФ или федеральным законом.

И это было бы правильным на все 100%, если бы речь шла только о правах нанимателя муниципального жилого помещения. Дело, однако, в том, что ОС не мог не отслеживать соблюдение прав муниципального образования в целом, а они в деле Игнатьева нарушались не раз. Так, например, судья Кировского районного суда Казани – ныне судья регионального Верховного суда Эдуард Каминский самостоятельно распорядился муниципальной квартирой, предоставленной Игнатьеву. И принял решение вселить в эту квартиру Ирека Каюмова, не имеющего к нанимателю ровным счетом никакого отношения, зачистив спорную квартиру от законной супруги нанимателя Гюльнары Зиннатуллиной. Несмотря на то, что она осуществляла и, несмотря на санкции судебных приставов-исполнителей, продолжает осуществлять постоянный внешний уход за своим мужем – инвалидом I группы. Потому что, в отличие от судьи Каминского, опасается обвинений в преступлении, предусмотренном ст. 125 УК РФ.

Это заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни или здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старости, болезни или вследствие своей беспомощности. Если виновный имел возможность оказать помощь этому лицу, и был обязан иметь о нем заботу, либо сам поставил его в опасное для жизни или здоровья состояние.

Я же считаю, что в это состояние Игнатьева своим решением поставил судья Каминский. Но, как уже говорилось, никакой ответственности за последствия своих решений судьи не несут. Потому что не существует закона, который возлагал бы на судей ответственность за решения, влекущие за собой негативные последствия для тех, кого эти решения касаются.

Итак, убедившись в отсутствии какой-либо поддержки со стороны исполкома, 17 мая 2012 года ОС свою деятельность приостановил и, сформировав Рабочую группу, поручил ей подготовить и направить в исполком Казани перечень мер, необходимых для возобновления своей работы. Это поручение Рабочая группа выполнила. Однако обнаружить в почте исполкома ее обращение не удалось. С тех пор минуло 2 года и 8 месяцев, но исполком Казани искусственная кома ОС, по-видимому, не обеспокоила, поэтому он никаких мер в связи с приостановлением работы ОС так и не предпринял. И тем самым подтвердил предположение о том, что ОС ему не нужен.

А не заинтересует ли судьба ОС жители Казани? – подумал я. И решил, что их об этой судьбе можно уведомить посредством публикации в одном из городских СМИ. Например, в газете «Казанские ведомости» (КВ). Впервые она вышла в свет 15 марта 1991 года. Если верить имеющейся справке, ее учредителем выступило Агентство «Татмедиа».

Чего никак не может быть, потому что названное агентство указом президент Татарстана было образовано 30 апреля 2003 года в качестве исполнительного органа государственной власти республики, осуществляющего полномочия по вопросам государственного управления в сфере печати и массовых коммуникаций республики.

В настоящее время ОАО Татмедиа – это крупнейшая и, добавим, единственная в регионе медиакомпания. Эта своего рода «черная дыра» поглотила 99 газет, 17 журналов, 23 телекомпании, 13 радиостанций, информационное агентство «Татар-информ», газету «Intertat.ru» и другие электронные периодические издания (всего 93 сайта), а также полиграфическо-издательский комплекс «Идел-Пресс». Таким образом, часть инфраструктуры Татарстана оказалась в частной собственности…

Как это вытекает из деклараций КВ, это издание призвано предоставлять горожанам объективную информацию, анализ и оценку явлений и процессов, происходящих в обществе. Такое призвание, казалось бы, допускает публикацию об ОС. Тем не менее, предложенный мной материал печатный орган «крупнейшей региональной медиакомпании в Татарстане» отверг без объяснения причин. И тем самым ясно дал понять, что вопросы «развития городского хозяйства» его не интересуют…

Отказ КВ опубликовать предложенный материал мне – специальному корреспонденту ИА REX не оставил иного выхода, как воспользоваться трибуной федерального СМИ. Чтобы рассказать о проблематике муниципальных общественных советов, которая, напомню, обсуждалась более семи лет тому назад. Так что помешало властям Казани создать ОМС в порядке федерального эксперимента?

Вернемся к ОС, который, как я думаю, пора выводить из искусственной комы. Думаю, что этому органу исполкома Казани следует придать статус «координационный», ограничив его компетенцию вопросами ЖКХ и, соответственно, отказавшись от такой аморфной функции, как развитие городского хозяйства. Это преобразование позволит нам – членам ОС действовать автономно, инициируя заседания ОС по мере готовности разрабатываемых проектов.

Так, например, автор этих строк на рассмотрение ОС мог бы внести квартирный вопрос Игнатьева, благо он заинтересовал Государственный Совет Татарстана, информационное агентство REX (в качестве специального корреспондента этого агентства автор этих строк и проводит журналистское расследование дела Игнатьева), Эхо Москвы, Новую газету, программу 5 канала «Защита Метлиной», социальную сеть Макспарк и, наконец, 1 канал Центрального телевидения. Включить в этот список исполком Казани, к сожалению, возможным не представляется…

Думаю, свои проекты найдутся и у коллег по ОС. Так, например, Владимир Макаров мог бы инициировать заседание ОС по вопросу воссоздания ликвидированного летом 2009 года МУПа «ЕРЦ г. Казани». Инициаторы воссоздания, - пишет г-н Макаров, - делают расчет на то, что средний казанский потребитель услуг ЖКХ отправит свои кровные в ЕРЦ, не обратив внимания на то, что у этой структуры нет перед ним никаких обязательств.

Существенным достоинством предлагаемого преобразования является радикальное упрощение структуры ОС посредством упразднения его президиума и секретариата. Заинтересован ли в выводе ОС из искусственной комы исполком Казани? Об этом мы узнаем, когда на настоящую публикацию отреагирует руководитель исполкома Казани Денис Калинкин. Надеюсь, что г-н Калинкин все же даст указание – восстановить страничку ОС на сайте мэрии Казани, которая была закрыта под благовидным предлогом реконструкции. И тем самым обеспечит возможность жителям Казани сообщаться с ОС напрямую.

Вопрос о судьбе ОС будет внесен на рассмотрение его членов, но не раньше, чем ОС удастся прорвать информационную блокаду. Свой вклад в этот прорыв – посредством перепечатки статьи, первоначально опубликованной ИА REX, вносит и социальная сеть Макспарк. А если исполком Казани найдет средства, чтобы прикупить у Татмедиа газетной площади (и/или радиотелеэфира), то тем самым дополнительно обеспечит подключение к обсуждению судьбы ОС населения Казани.

По результатам обсуждения будет назначено первое после почти трехлетнего перерыва заседание ОС, в повестку дня которого будет внесен один только вопрос – это возобновления его деятельности ОС. Определившись со своей судьбой, ОС мог бы вернуться к идее ОМС. И, кто знает, не сочтет ли Казгордума эту идею заслуживающей публичных слушаний жителями Казани. Ведь это они, если провести параллель Устава города с Конституцией РФ, являются единственным источником власти в Казани.

 

Дополнение

Уважаемые сообщники!

С просьбой ответить на вопросы, которые содержит настоящая статья, я – председатель Общественного совета по вопросам развития городского хозяйства при исполкоме Казани, обратился к руководителю этого учреждения.

И если удастся вывести Общественный совет из искусственной комы, в которой он пока пребывает, поставлю вопрос об институте членов-корреспондентов, рекрутируемых из числа членов настоящего сообщества.

Если же с реанимацией Общественного совета ничего не получится, внесу на ваше обсуждение идею виртуального Экспертного совета по вопросам ЖКХ, который, как я считаю, может быть создан на основе настоящего сообщества.