Как 15-летний мальчик составил еврейский календарь для финских евреев
На модерации
Отложенный
Ицхаку Цви было всего 15 лет, когда представители еврейской общины Финляндии обратились к нему с особой просьбой: подготовить еврейский календарь на предстоящий 1944 год. В то время, в сентябре 1943 года, он оказался единственным человеком во всей Финляндии, кто умел это делать.
Цви, которому сегодня 94 года, родился и вырос в финском городе Турку. Знания о том, на каких принципах и каких законах строится еврейский календарь, он получил от своего отца Исраэля-Хаима, раввина местной общины, скончавшегося за полтора года до описываемого события.
До 1941 года в составлении календаря необходимости не существовало: еврейская община закупала календари, изготовленные в Эрец-Исраэль; их отправляли по почте, и ими пользовались, отмечая еврейские праздники и даты.
Но затем грянула война, и сотни финских евреев сражались против Красной армии. Эта война, длившаяся три года, известна в Финляндии как «война-продолжение» (1941-1944). Чтобы понять ее истоки, следует вернуться в прошлое.
Зимняя война (1939-1940)
В конце ноября 1939 года, через три месяца после того, как нацисты вторглись в Польшу, началась «зимняя война» между Советским Союзом и Финляндией. Красная Армия двинулась в соседнюю страну, чтобы захватить часть ее территории, ведь, как уверял Кремль, было необходимо укрепить границы СССР в преддверии возможного нацистского вторжения. Сталин и его военные рассчитывали на блицкриг, который должен был закончиться скорой капитуляцией, но столкнулись с ожесточенным сопротивлением.
Несмотря на количественное превосходство русских, финны встретили 24 советских дивизии, ведя упорные бои и искусно маневрируя. В результате Красная армия была втянута в многонедельное сражение, неся большие потери. После ста пяти дней ожесточенных боев, где погибло около 126 тысяч советских солдат и около 26 тысяч финских солдат и мирных финских жителей, Финляндия согласилась на кабальное советское предложение – подписать мирный договор.
Финской стороне пришлось уступить части Карелии, составлявшие десятую часть ее территории, где проживало 12% населения страны. Все 400 тысяч жителей Карелии лишились крова и перебрались в другие финские районы. Это было воспринято в Финляндии как настоящее унижение, что побудило ее к сотрудничеству с нацистской Германией с целью вернуть утраченные территории.
Война-продолжение (1941-1944): Финляндия и ее военный союз с нацистской Германией
«Война-продолжение» началась в июне 1941 года. Одновременно с началом операции «Барбаросса», после авианалетов советской авиации на города Финляндии, финская армия вторглась в Карелию, согласовав план наступления с вермахтом. На Карельском перешейке финны остановились через десятки километров, на старой границе, и с того момента стала вестись позиционная война.
Надо отметить, что сотрудничество Финляндии и Гитлера носило чисто военный характер; руководство этой страны отказалось удовлетворять требования нацистов и причинять ущерб евреям–жителям Финляндии. Командующий финской армией маршал Густав Маннергейм сказал Гитлеру на встрече с ним, что «у Финляндии нет еврейской проблемы».
Финские евреи защищали свою страну вместе с вермахтом
Таким образом, евреи Финляндии оказались в уникальной ситуации, не имеющей аналогов за все время Второй мировой войны: вместе со всеми остальными финнами, призванными в армию, они сражались на стороне вермахта. При этом для финских солдат-евреев в армии имелась даже специальная мобильная молитвенная палатка, где они молились и отмечали еврейские праздники.
Среди сотен мобилизованных евреев оказались трое старших братьев Ицхака Цви. «Двое из них попали непосредственно на фронт, – вспоминает он, – Моше, старший брат, который был врачом, и Авнер, которого тоже отправили на фронт, уж не знаю, в какой именно роли. Оба воевали под обстрелами и бомбежками. Третий брат, Давид, тоже был мобилизован, но служил в тылу».
Солдаты-евреи, которые были призваны, чтобы защищать независимость Финляндии, знали об отношении нацистов к евреям. Известно, что трех воинов-евреев хотели наградить Железным крестом, но они отказались принять эту награду. Один из них, врач Лео Скорняк, организовал успешную эвакуацию сотен немецких раненых из полевого госпиталя, действуя под огнем советской артиллерии, двое других, представленных к награде – офицер Саломон Класс и медсестра Дина Полякофф-Стиллер.
Восемь солдат-евреев, служивших в финской армии, были убиты в «войне-продолжении», а 15 солдат погибли в Зимней войне. В синагоге Турку имена этих павших евреев увековечены, будучи обозначенными как «Павшие за Родину».
«Молимся о прекращении страданий и хороших временах для народа Израиля»
В сентябре 1942 года, накануне нового еврейского года, Рош ха-Шана, Авнер Цви, брат Ицхака, выступая перед своими сослуживцами-евреями в молитвенном шатре, сказал: «…как евреи и как гордые люди, мы стоим сегодня перед Богом и молимся за конец страданий и хорошие времена для народа Израиля.
Мы надеемся, что наша смиренная молитва <…> будет услышана, мы достаточно страдали. Две тысячи лет мы скитаемся по свету без дома и родины. Да будет воля Божья, чтобы наши годы изгнания закончились, и наш народ был искуплен».
А ключом к искуплению, как считал Авнер, был и остается сионизм. Он добавил, что именно «еврейское государство принесет вечный мир… потому что кто может чувствовать мир больше, чем наш народ, давший человечеству пророков».
Ицхак вспоминает, что, как и другие города Финляндии, Турку бомбили советские военные в течение двух войн. «Жили мы в угловом доме, на пересечении улиц, а напротив по диагонали стоял дом финских профсоюзов, – рассказывает он. – Там в подвале было бомбоубежище, и каждый раз, когда начиналась бомбежка, нам приходилось бежать и пересекать перекресток, чтобы спрятаться в укрытии. А бомбили город довольно сильно. Кстати, в первый же день зимней войны русские моментально разбомбили Хельсинки и Випури (Выборг), и тамошняя синагога была разрушена. Нам повезло, что Турку находился далеко от границы, и поэтому сначала нами не интересовались, не обстреливали и не бомбили».
Он до сих пор помнит, как впервые прозвучал сигнал тревоги: «Я находился в школе, и учителя не знали, что делать, и сказали нам расходиться по домам. И момент тревоги застал нас прямо на улице, но, к счастью, в тот день бомбы на город не упали. Потом занятия продолжились, и, кажется, в школе соорудили убежище».
Почты из Эрец-Исраэль не будет, необходимо подготовить календарь
Вступление Финляндии в войну против СССР привело к тому, что Великобритания объявила войну Финляндии. Непосредственно между этими странами не было боевых столкновений, но одним из последствий конфликта стало то, что почтовые связи с Палестиной, мандатной территорией Великобритании, оказались разорваны. В результате отправить календари оттуда не удалось, и вызвали отца Ицхака, раввина Исраэля Хаима Цви.
«Выяснилось, что он единственный в Финляндии, кто умеет составлять календарь, — говорит Ицхак. — Он родился и вырос в Дятлово в Белоруссии, где была еврейская община, и приехал в Финляндию на должность раввина общины. Здесь не было знатоков иудаизма. Первыми евреями, появившимися в Финляндии, стали солдаты русской царской армии, служившие на ее территории и получившие разрешение там поселиться».
Раввин Исраэль Хаим подготовил календарь на год, который начался в сентябре 1941 года. Его сын Ицхак, уже прошедший возраст бар-мицвы (совершеннолетия), сидел рядом с ним и учил, по каким принципам составляется календарь: сколько дней в каждом месяце, в какие годы добавляется лишний месяц (Адар алеф), и когда отмечается каждый праздник. Черновики, исписанные отцовским почерком, сохранились у него до сих пор, там записи на двух языках – иврите и идише. Их отправили в Хельсинки, где была еврейская типография и где печатали календари для двух общин Финляндии, – Турку и Хельсинки.
К сожалению, через полгода рабби Исраэль Хаим умер в возрасте 60 лет от острой почечной недостаточности, успев подготовить календарь на 1943 год (который начался в сентябре 1942 года), високосный год с 13 месяцами. А уже на 1944 год календарь поручили подготовить сыну раввина – Ицхаку.
В общине Хельсинки услышали, что сын раввина научился у него ремеслу, и обратились к Ицхаку. «Они поняли, что я единственный в Финляндии, кто знает, как сделать календарь, и попросили меня, – говорит он. – Я открыл черновики, которые мой отец подготовил в предыдущие годы, и работал по ним».
И что любопытно – война закончилась для финнов как раз на очередной новый еврейский год – 19 сентября 1944 года, когда было подписано соглашение о перемирии между Финляндией и Советским Союзом.
Жизнь по еврейскому календарю
Завершив учебу, Ицхак Цви репатриировался в Израиль, изучал химическое машиностроение и работал в концерне РАФАЭЛ. Любовь и связь с еврейским календарем сопровождали его на протяжении всей жизни, с той войны до сегодняшнего дня. Он исследовал развитие календаря, публиковал статьи, а также научил своих детей и внуков (и меня в их числе) принципам определения еврейского года, чтобы всегда оставался тот, кто хранит нужное знание на долгие годы.
Ицхак Цви хотел бы, чтобы евреи в Израиле знали намного больше о своем уникальном календаре. «Многие в Израиле очень мало знают о еврейском календаре, — указывает он, — этого и следовало ожидать, потому что большинство событий в нашей жизни происходит по гражданскому календарю. Большинство людей не знают, в каком еврейском году мы живем, в каком месяце, на какие даты приходятся праздники, когда проводить церемонию совершеннолетия – бар-мицвы, когда поминать умершего родственника… <…> Меня беспокоит тот факт, что будущие поколения будут иметь лишь слабое представление о нашем национальном достоянии».
Асаф Цви, «Давар ха-овдим б’Эрец Исраэль», М.К. На снимке: Авнер Цви (стоит, в центре) с группой солдат-евреев в составе финской армии, на фоне возведенной для них молитвенной палатки. Фото: Wikipedia public domain⊥
Комментарии