Украинское лобби в про-американской Канаде?

На модерации Отложенный

Как знакомого не понаслышке с канадскими реалиями – меня уже не раз спрашивали, – почему руководство этой страны занимает одну из самых категоричных позиций по вопросам российской политики в отношении Украины. Чтож, попробуем разобраться.

С тех пор, когда история Украины разделилась на До и После Майдана, ускорился и разлад в отношениях России с рядом ведущих в мировой иерархии держав. На фоне наиболее влиятельных голосов США – в Северной Америке и Германии с Великобританией – в Европе, несложно было заметить и жёсткую критику в отношении российской политики со стороны Канады. Интересно, что официальная позиция Канады в этой связи зачастую выглядела даже более радикально, чем позиция США. Два превалирующих в России объяснения этому сводятся к следующему. Во-первых, считается, что Канада просто-напросто «бежит впереди паровоза», всячески пытаясь угодить своему «американскому патрону». Во-вторых, существует точка зрения, что антироссийская риторика Оттавы обусловлена влиянием «сильного украинского лобби».

Вынужден разочаровать сторонников традиционалистского политического мышления – из числа предпочитающих искать заговоры и усложнять простое. Представления о Канаде как о «младшем брате США» или как о государстве, где политика в отношении таких стран как Украина и Россия определяется лоббистами, – не более чем заблуждения.

США для Канады – не «старший брат», и, тем более, – не «патрон». История американо-канадских отношений даже в самом общем приближении не напоминает модель взаимоотношений так называемых «братских славянских народов» во времена Российской Империи и СССР. Более того, канадское общественное мнение достаточно чётко и патриотично выделяет собственную историческую, политическую и экономическую идентичность, когда речь заходит о сопоставлении себя с американцами. Заблуждения россиян о Канаде основываются, во-первых, на недостаточности информации об этой стране и её реалиях. Во-вторых, россиянам Канада представляется чем-то вроде «североамериканской Украины» в тени «североамериканской России» – США. Данное представление, мягко говоря, некорректно. Российское миро-центристское сознание, всё ещё насыщенное «амбициями несостоявшейся метрополии», привычно воспринимает отношения стран в «доминантно-рецессивной» проекции господства и подчинения или в некоем подобии «вассальной зависимости».

Однако со времени окончания II Мировой войны, наметился чёткий переход от старых типов взаимоотношений между государствами к более равноправным и независимым. Ранее «более слабые» нации действительно чувствовали себя увереннее, принимая ценности «более сильных» (даже если они эти «ценности» внутренне и не разделяли). Сегодня ситуация иная. Стремительное бегство подавляющего числа бывших союзников и республик СССР за последние 25 лет в сторону Запада есть в массе своей рациональный выбор в пользу иной системы ценностей, а не в пользу поиска «более сильного хозяина». Пока мы это не переосмыслим и не отвыкнем от имперского, советского и какого бы то ни было «единственно-правильного» на наш взгляд мировоззрения – мы и будем терпеть фиаско и разочарования во «вчерашних друзьях» и «братских народах». Наше политическое мышление, к слову, является одной из причин того, почему России так тяжело психологически отпустить Украину в «свободное плавание» (вне зависимости от того, что там происходит, в принципе). Мы пока ещё более склонны поступать по принципу «так не доставайся же ты никому!» нежели «дай вам, Бог, быть счастливой с другим!».

Представления о некоем «украинском лобби», активно влияющем на решения Оттавы, тоже не имеют под собой серьёзной почвы. Да, этнических украинцев в Канаде достаточно много. Согласно данным электронной энциклопедии Канады, перепись населения 2006 года показала, что украинцы составляют 3.9% населения страны или 1,209,085 [i].

Кстати, та же самая перепись показала, что русских в Канаде 1.6% (или 500,600)[ii]. И что? Можно ли на основании этих данных делать вывод о наличии «украинского лобби» или численном перевесе «украинского лобби» над «российским лобби»? Конечно же – нет. С таким же точно успехом можно рассуждать о наличии про-киевского лобби в Москве, лишь на основании того, что в России проживают миллионы этнических украинцев. Так откуда же миф? Да всё оттуда же – из наших привычных представлений о мире. Нам всегда надо где-то найти чью-то «руку», сознательно вредящую и досаждающую России, извечное враждебное окружение и всевидящее око заговорщиков против России. Как вы считаете – если бы в Канаде вообще бы не было этнических украинцев, – её позиция в свете происходящего сегодня между Украиной и Россией была бы иной? Лично я глубоко убеждён, что позиция была бы точно такой же.

Проблема неприятия российской политики в мире существует не из-за того, что где-то «прописались» антироссийские лобби, а потому, что эта политика всё менее принимаема и понимаема развивающимся глобальным сообществом, миллиардами людей на планете. То, что у России, к глубочайшему сожалению, нет настоящих и преданных друзей – лишь подчёркивает это. Можно, конечно, внушать себе сколь угодно, что и «весь мир не прав, а мы одни правы», но будет ли от этого самовнушения реальная польза будущему нашей страны?

Возвращаясь к Канаде, следует отметить её ещё одну интересную особенность. Каждый 5-й современный житель этой страны рождён за границей. Фактически, благодаря иммиграционной политике Кабинета Министров, Канада давно превратилась в успешное содружество этносов и наций в рамках одной страны. Руководство последней, поощряя курс Киева на Евро-интеграцию и одновременно критикуя Москву, фактически выступает от лица «мира в миниатюре», объективно выражая мульти-культурную оценку происходящему – хотим мы того или нет. Если нам удобнее тешить себя надеждами, что за этим лишь происки каких-то «лобби» или «желание угодить большому брату», – то это наша проблема. Причём серьёзная.

Увы, вновь и опять нашими единственными «друзьями» остаются армия и флот. Вновь и опять мы будто бы во «враждебном окружении». Вновь и опять мир движется вперёд, а мы, замыкаясь сами на себя, на утопичную в интегрирующемся сообществе наций самодостаточность, продолжаем «пробуксовывать» и отставать. Знаете, что из этого выйдет? Многие если и не знают, то, по крайней мере, начинают догадываться – уж больно происходящее напоминает что-то до боли знакомое…. Эти «грабли» были и не раз в нашей истории. Готовы ли мы, занеся ногу, опять наступить на них? Готовы ли мы снова противопоставлять себя миру, воевать с ним лишь для того, чтобы вновь безуспешно, и ценой неимоверных собственных потерь зачем-то попытаться притормозить его объективное, глобализационное развитие? …Или же стоит попробовать выскочить из замыкающегося круга? Смирится наконец с тем, что мы не лучше других и не владеем монополией на правду, и что-то изменить в себе самих для начала? Выйти, скажем, за рамки привычного и надменного феодально-советского мышления? Попытаться вписаться в современный тренд развития и стать более привлекательными для других? И тогда, возможно те – кого бы мы не хотели видеть в числе очередных недругов, – сами бы повернулись к нам лицом? Принципиальный вопрос на сегодня уже стоит так: можем ли мы вообще чего-то добиться без угроз оружием, шантажа газовым вентилем, интриг, без манипуляций с уходящей в прошлое имперской риторикой? Хотелось бы надеяться, что можем. 2015/01/14 ____________________________________ i: http://www.thecanadianencyclopedia.ca/en/article/ukrainian-canadians ii: http://www.statcan.gc.ca/tables-tableaux/sum-som/l01/cst01/demo26a-eng.htm