Обряд "запирания" в Верхнем Поволжье по археологическим и этнографическим данным

На модерации Отложенный

В результате планомерно проводимых раскопок финских и древнерусских памятников на территории Верхнего Поволжья удается выявлять всё новые и новые обрядовые комплексы, связанные с какими-либо значимыми событиями в жизни древних коллективов. По мере накопления подобных источников возникает необходимость и возможность из интерпретации, которая приобретает, как представляется, дополнительную надежность с привлечением этнографических данных.

В указанном регионе собрано уже достаточно много данных, связанных с верой в магическую силу железных (преимущественно острых) предметов. Железо, согласно древним поверьям, в сочетании с заговором было способно создавать непреодолимую преграду, защищавшую жителей "земного", "дневного" мира от пагубного воздействия потусторонних сил. Так в начале XX века в Костромской губернии, по сведениям В. И. Смирнова, во время шествия похоронной процессии рубили землю топором и затем заметали след ("холеру рубили и выметали"). Саван для умершего шили, держа иглу острием от себя.

Во время эпидемии вокруг деревни пропахивали борозду, надеясь, что смерть не переступит через след острого железа. /1/.

 

В Ивановской области до сих пор не забыты древние свадебные правила: втыкать в дверной косяк иглу или иной острый предмет, жениху держать при себе нож, а невесте - ножницы. Наконец, согласно результатам проведенного нами опроса, не только в Ивановской области, но и практически на всей территории Верхнего и Среднего Поволжья многие женщины вполне осознанно носят на домашних халатах, с левой стороны, у сердца, булавку как оберег от дурного глаза ("от сглаза"). Кроме того, булавку пристегивают, отправляясь в дальнюю дорогу, "чтобы ничего не случилось". /2/.

Подробнее - http://merjamaa.ru/news/obrjad_zapiranija_v_verkhnem_povolzhe_po_arkheologicheskim_i_ehtnograficheskim_dannym/2015-01-11-976