«Ирония судьбы» глазами психолога: Женя с Галей бы спился, а Надя неразборчива в мужчинах

На модерации Отложенный

 Начиная с 31 декабря на большинстве телеканалов страны транслируется полюбившийся всем и разорванный на цитаты фильм «Ирония судьбы, или с легким паром!». Обгоняя актеров в кадре зрители от Камчатки до Калининграда будут произносить любимые фразы - ведь без этот фильма не проходит ни один Новый год. А праздничный вечер без него считается таким же неполным, как если бы на столе не оказалось шампанского, оливье или душистых мандаринов.

Нет надобности говорить о переплетениях судьбы героев картины - все знают об этом наизусть. Но давайте попробуем взглянуть на характеры, полюбившиеся всем, въевшиеся в душу, трезвым, «психологическим взглядом».

Причем самым трудным в этом эксперименте будет вынесение за рамки обсуждения талантов, реального успеха, внешности актеров, которые играли в фильме. Навряд ли бы картина имела такой грандиозный успех по всей стране без их филигранной работы в известных ролях. Просто представьте, если бы эта история произошла с обыкновенной учительницей и обыкновенным хирургом.

 Итак. Главный персонаж - Женя Лукашин, средний мужчина среднего возраста, который ничего не имеет против проживания с мамой в одной квартире (что само по себе не преступление!), а также исповедоваться ей в своих любовных похождениях.
 
Каждая женщина встречала на своем пути вот таких среднестатистических мужиков, которые к 35-36 годам хороши только тем, что не женаты и для поклонниц на гитаре играют.

Ответьте сами себе на вопрос, насколько привлекательным для вас был бы такой ухажер? Добавьте к этому его робость, нерешительность, мягкотелость, слепую преданность матери, пьющих без меры друзей и несомненные проблемы с алкоголем у него самого. Что бы вы сказали? Покажи вам такого «героя», вы вряд ли выбрали бы его своим принцем.

Но почему-то он запал в душу своей невесте Гале. Вероятно, именно по причине своего холостого положения, а также ее  к контролю и доминантной позиции. Но об этом позже.

Главная проблема нашего героя ( и еще половины населения страны) - это отсутствие сепарации. То есть здорового, зрелого отделения от своей матери и выстраивания собственной жизни. Часто можно наблюдать, как "маменькины сынки», взрослея, заменяют маме мужа. Неосознанно, конечно, но жертвуют возможным партнерством с женщиной, чтобы мама не осталась одна и не почувствовала горечь одиночества и разочарования.

Естественно, на такого мужчину может «охотиться» тоже не вполне зрелая женщина.

Мученица Галя из сказки «Морозко»

Плавно перейдем к Гале, его невесте. Молодая, с виду знающая себе цену и целенаправленная женщина оказалась в непростых отношениях с самым занудным и посредственным человеком. Возможно, социальный статус, интерес к ней и пассивный склад личности сделали бы его послушным и примерным мужем, но вероятнее всего, алкоголиком. Двух доминантных женщин рядом с собой: маму и жену, герой бы не выдержал.

Что касается Гали, то скорее всего, она плохо знает и не ценит себя как женщину. В некоторых случаях ( хотя в фильме общих сцен было не много) женщина со здоровой самооценкой уже десять раз бы плюнула на такого мужика, который предложение внятно не может сделать, зато сдабривает свой рассказ историями своих прошлых отношений. Однако, Галя мученически терпит и ждет, когда наконец ее жертвенная позиция принесет свои плоды.

Кстати, в коллективном бессознательном есть множество убеждений, что жертвенность женщине к лицу. Стоит вспомнить сказку «Морозко», когда главная героиня стоически терпела холод и врала в лицо Морозу про то, что ей тепло. Это было «правильно». За что в сказке она была щедро одарена. А вот ее сестрица за то, что ответила по-человечески: «Ты что, старый? Сдурел?», получила «по заслугам» за свое неумение терпеть страдания молча и безропотно.

Так что Галя, как особый собирательный образ жертвенности, абсолютно на своем месте в этой картине.

И, возможно, раз в который раз женщины, пересматривая этот фильм, сочувствуют брошенной в Москве красавице.

Старый и скучный муж вместо одиночества

Вспомним про Ипполита. Стареющей, и потому надежный, скучный, зато солидный жених Нади. Его персонаж предстает перед нами страшно ревнивым и гневным. Несмотря на то, что по-человечески его реакцию можно понять, между строк каждый зритель понимает, что просто невеста его не любит. Оттого он так злиться и безумствует. 

 Их отношения построены по простой системе компромиссов: он соглашается скрасить ее женское одиночество (ни о какой любви там и речи нет), а она соглашается не замечать его возраст и все ту же несостоятельность в личном плане. Зато миру можно явить вполне благопристойную картину. Не стыдно ни перед коллегами, ни перед подругами. Если бы эти герои создали бы семью, то такой брак в психологии называется функциональным. Те из него исключены переживания, зато по умолчанию решается с помощью друг друга ряд личных и социальных проблем. Внутри семьи отношения сугубо формальные, иногда даже теплые, но они далеки от подлинной наполняющей близости, которую люди могут создавать друг с другом.

Надя симулирует личную жизнь, чтоб остаться с мамой

Ну и перейдем к Наде. Ее ситуация зеркальна с главным героем. Так же она не отделена от матери психологически. Я не говорю, что каждый взрослый человек, живущий с родителями, - это обязательно тот, чья зрелость порушена. Вместе с тем, сепарация - это сложный психологический процесс, который кстати, в нашей культуре не приветствуется. Родители живут для своих детей, демонстрируя им модель того, что собственную жизнь можно разрушать в угоду кому-то. Такие дети вырастают с жутким чувством вины и долга, а потому вместо зрелой, осмысленной жизни, ублажают стареющих родителей и живут уже для своих детей. Никто не живет для себя, реализуя свою задачу. Такой вот порочный круг. И любимая героиня любимого фильма не исключение. Если вспомнить ее личную историю - то это продолжительный роман с женатым человеком. Очень удобно, кстати, если наличие личной жизни надо симулировать. Это позволяет контролировать дистанцию, никогда не сближаться, а значит, сохранять единственную прочную привязанность со своей матерью.

 В мужчинах она, надо сказать, не разборчива: женатый любовник, стареющий жених и пьяный в дрова неизвестный человек, который спит на ее диване. А в сложившейся ситуации подошел бы любой, чтобы выйти из затянувшихся отношений с Ипполитом, которые грозились обернуться замужеством.

Невеселая история получается - «Ирония судьбы!» Пофантазировав на тему продолжения истории, если бы не появилась надпись «Конец», мы бы пришли к выводу, что два до конца не отделившихся и не повзрослевших человека встречаются. Скорее всего, они будут использовать друг друга, чтобы отделиться от собственных матерей, выйти из своей инфантильной позиции.

Кстати, неплохой исход получается. Но это не гарант того, что они бы также не порвали отношения, когда встал бы вопрос: где и как жить, кто к кому переезжает, как строить быт, который до этого они сами не строили? Множество вопросов, мало опыта в решении.

Тем не менее, каждый год, а этот не будет исключением, мы снова прилипнем к экранам, когда увидим первые знакомые кадры.
Все потому, что образы картины невероятно архетипичны — то есть собирают в одном герое все бессознательное населения большой страны. И страдания оставленной женщины, и поиск искры, внезапной, пьянящей любви, и даже психологические трудности героев.

Я абсолютно не утверждаю, что предложенный текст статьи - это истина в последней инстанции. И уж точно никакой не диагноз. Моя цель лишь разжечь любопытство сыщика и исследовать, какие психологические послания между строк заложены в наши любимые фильмы? Наше любопытство и наблюдательная позиция способны сделать нас мастерами общения, а также научиться распознавать свои и чужие скрытые мотивы, которые гораздо чаще управляют нашим поведением, чем сказанные вслух.

 

Мария Дьячкова, психолог, семейный терапевт