Вот тебе, бабушка, и КРЫМНАШ

О, Samsung! 48 дюймов, гладкий экран, безупречная форма. О, LG! 42 дюйма, чувственные изгибы, глубокая цветопередача.

 

Это ради них, ради них родимых, вместо того чтобы укреплять нацвалюту, едут белорусы плотными рядами в Смоленск. Ну и заодно затем, чтобы поглазеть, как там, у братского народа, загибается экономика и «ужас, ужас что творится». 

Перед Новым годом, когда вот-вот зазвенят бубенцы на санях Дедушки Мороза, на экс-советских просторах будто возникла новая религия, где доллар - бог, а скупщики - его пророки. Как объединило совместное падение в бездну братские души, выясняла корреспондент «БелГазеты» Нина Шулякова, отправившись на исходе года в Смоленск. Само собой, за новым телевизором. 

Пляски на рубле/ тренд: спорт 

Все, что происходило с нашей страной на протяжении уходящего года, кажется, происходило ради этого последнего рывка. Взять хоть чемпионат мира по хоккею - 2014. Не для того ли надрывались спортсмены, искрились шайбы и балагурил зубр Валера, чтобы в этом декабре белорусы сумели быстро и уверенно бежать по льду, прижимая к себе тележку с новеньким телевизором? Быстрее всех, к поезду и великому благополучию с пультом в руке. Лавировать и не падать. 

Папы, мамы, бабушки и дедушки, торгаши профессиональные и новообращенные проносятся спринтерами от электрички к электричке. Путь простой: сначала из Минска в Оршу, потом из Орши до Красного, от Красного до Смоленска. Расписание построено таким образом, что на пересадку выделено всего 5-10 мин. На старт, внимание - побежали, спортивная нация! 

«Что везешь?» - «Ноги», - в вагоне пассажиры вполголоса переговариваются и решают, какой ценник можно выставлять «за ноги» на смоленском рынке - по RUR70 или, чем черт не шутит, по целых RUR85, чтобы потом хватило на шампанское и рыбу к новогоднему столу. Кроме куриных окорочков везут торговцы из Минска и Орши сигареты в широком ассортименте. Большинство же едет налегке, чтобы «удачно и с умом вложить деньги, которые скоро обесценятся». 

«Женщина, ну что вы расселись на два места? Ну-ка двигайтесь, или за второе покупайте второй билет. Думаете, можно тут эти ваши тележки на пол-вагона развалить, потому что рубль упал?» - властная дама-контролер наводит порядок в набитых битком вагонах и попутно рассказывает, что «такой дурдом» творится здесь каждый день с самого начала месяца, когда стало понятно, что российский рубль будет падать стремительно и тяжеловесно. 

Едут все за продуктами и техникой: «В конце каждого года мы это видим - не протиснуться. Тачки на три места развалят, посядут, а потом по 15 минут из поезда выходят, движение задерживают. Не пройти - колготки только рвешь этими тележками. Оно и понятно - где еще возьмешь по 16 тыс. скумбрию? А там, в Смоленске, она есть». 

«Бацька Махно ваш всех поставит»/ тренд: купляй беларускае 

В смоленских магазинах цены на продукты и технику, несмотря на то что их уже поднимали дважды на 15-20%, все равно пока остаются ниже белорусских. Скажем, гречка в магазине стоит Br9 тыс. (у нас - Br16 тыс.), хлеб - Br6900 (у нас - больше Br10 тыс.). Окорок цыпленка обойдется в Br22400 вместо наших Br32900. А сгущенка из Рогачева в Смоленске будет стоить аж на Br10 тыс. дешевле (Br8400 - у них, Br18300 - у нас). 

Особо ощутима разница в цене при покупке сладостей, мяса и алкоголя. Пол-литровая бутылка пива Zatecky Gus обойдется вам всего в Br5400, в то время как в Минске вы отдадите около Br12 тыс. Более всего прочего тут выгодно покупать дорогие вина - они стоят дешевле в разы: например, вино «Молоко любимой женщины» (Liebefraumilch), которое у нас может похвастаться ценником в Br110 тыс., в Смоленске можно взять за Br49900. 

Смоленск полон белорусских товаров. Прямо около вокзала аж три больших магазина: одежда «Универмаг Беларусь. Лучшие товары», совершенно пустой павильон белорусского ЦУМа (откроется на днях) и магазинчик белорусских сладостей - печенье, мармелад и пряники. И если отечественные печенье и пряники представлены в хорошем ассортименте по приятной цене, то в «Лучших товарах» вас встретит недорогая, но сомнительной привлекательности одежда, за которой нет очередей. 

Несмотря на то что белорусов в Смоленске «как саранчи перед Апокалипсисом» и они, по мнению местных, совершенно не знают ПДД и постоянно создают пробки на дорогах, белорусские товары жители Смоленска уважают. Так, преподаватель и экономист по образованию Лариса Ивановна, проживающая в городе уже 36 лет, советует не брать российские колбасы, а остановить свой выбор на белорусских: «С российскими ведь как? Никогда не знаешь, на что напорешься. Вы берите белорусскую - бацька Махно ваш всех поставит, если некачественно сделают. И мы ему тоже верим. Вкусная колбаса». 

Бытовой крымнаш/ тренд: патриотизм 

Укрепляя все геополитические достижения России минувшего года, отдельным стендом в местном гипермаркете сияют полки с растяжкой «Крым». И небольшой подписью: «Крымские вина». Их здесь много разных на любой кошелек и вкус - от «Крымского белого» за Br19900 до «Массандры» за Br94 тыс. 

Чуть дальше, на полке с водкой, сотрудники магазина даже позволяют себе помечтать о далеко идущих имперских планах своего государства: рядом с украинской «Хортицей», которая сделана в Киеве, висит бодрая надпись: «Хортиця. Производство: Россия». 

Здесь же сугубо российский ROSHEN. И на закуску самым патриотичным из всех патриотов гипермаркет предлагает приобрести чувственные наборы постельного белья с нежными эстампами текстов и нотных листов песен Стаса Михайлова с самим Стасом Михайловым на наволочке непосредственно. 

Патриотические порывы настигают и после выхода из магазина. Так, на входе в «Детский мир» притаились скупщики валюты. Один из них, рослый кавказец Руслан, характеризуя уходящий год как «херовый», просит корреспондента передать всем белорусам, что «с русскими шутить не надо. Русские до Берлина дойдут, до Америки, до чего угодно». 

А кое-кто даже раскрывает настоящие заговоры Путина.

Пенсионер Антон Степанович (уже купил телевизор для дочки) считает, что все, что происходит, было запланировано давным-давно Кремлем и сейчас мы видим только отголоски продуманного сценария: «Наш президент на вашей Беларуси уже проверял, как это работает: вспомните, как у вас все это было - девальвация, крах. Ваша страна - как маленький опытный полигон для российской экономики. У вас все живы остались, и мы тоже переживем. По идее». 

Теле-теле-тесто/ тренд: гостеприимство 

«Когда у вас аналогичная ситуация была, мы тоже ездили к вам в Беларусь, - пускается в воспоминания коренная жительница Смоленска Виктория Ивановна. - Но белорусы - народ хитрый, все прятали с прилавков, снимали, накрывали чем-то. А мы что? Русские люди - самые щедрые. Только вот в Украине беда. Я бы даже сказала, бред. А как еще назвать, когда один братский народ другой братский народ режет? Мы же все одной крови...». 

К телеажиотажу Виктория Ивановна относится скептически: «А мне-то что с того? Или вы думаете, что мне зарплату из-за ваших покупок повысят? Черта с два». 

А вожделенные телевизоры тем временем стоят рядами в магазинах техники, уже упакованные и готовые к погрузке на тележки. Чтобы понять, насколько это дешево, представьте, что 48-дюймовый Samsung за Br5 млн. - это вам не шутки! И как никогда становится актуальным название магазина «5 элемент» - так же, 

как сексапильная рыжеволосая Лилу в одноименном фильме переламывала шеи врага ударом левой, жестко идет здесь борьба между покупателями за место в очереди. Говорят, товар завозят в магазины три раза в день со складов, но покупателей все равно слишком много - многие стеллажи пустуют. Многие украшены табличками «Куплено». 

«Приехал к сестре из Москвы и здесь, в Смоленске уже, застал падение рубля, - рассказывает экс-сотрудник китайского посольства в России Владимир. - Уже успел купить два телевизора. Один себе, другой - маме на православное рождество. Она у меня верующая и любит петь, поэтому телевизор для нее купил сразу с караоке. Решил ее порадовать». 

«Ух, г…на всякого лишь бы нахапать! - мужчина, представившийся Виталием, недовольно отчитывает свою жену, которая тащит на кассу сразу плойку, пароварку и попутно заглядывается на игровую приставку. - Мы уже второй раз приезжаем из Орши. Сначала я один ездил. Рыбы купил. И телевизор 42 дюйма. Решили с женой еще раз съездить. Ох, плохая идея была. Бабье». На вопрос, чем запомнился уходящий год, Виталий долго не может ответить, а потом грустно пожимает плечами: в отпуск так и не съездили. «Зато вон - теперь можно на экране весь мир смотреть. Там и Wi-Fi есть, и все что хочешь». 

«Эй, забери телефон, дорогой!»/ тренд: время назад 

Как маленькие гномики, раздающие подарки и волшебные заклинания, вокруг елки на площади Смоленска наворачивают круги люди с пакетами. В пакетах - «самые настоящие, с гарантией, без обмана, планшеты и телефоны, купи за доллары, а?» 

Последнюю модель Samsung (отчего-то в коробке из-под Viao) корреспонденту предложили приобрести за RUR2500. 

Тут же цену перебила вынырнувшая из ниоткуда дама «за 5, ну возьми, ну». В итоге торговцы и тот и тот товар предложили за RUR1500 и очень расстроились, когда телефон так и остался у них в руках. 

Вообще, схема у продавцов телефонов из-под полы похожа на процесс продажи сектантской литературы юношами в минских переходах. Сначала дают в руки пухлый красочный томик про вселенную, а потом требуют деньги. В Смоленске происходит что-то подобное. 

Скупщики валюты здесь тоже рассыпаны повсеместно, как елочные игрушки. Ходят и шепчут: «Доллары, доллары, доллары». Здесь - по RUR69, за углом - по RUR68. «Ну стою, да, - с вызовом говорит Али. - А может, и сторожу, вам-то что? Если ты действительно интересуешься, то всегда узнаешь, когда валюту подвезут». 

Cвою экономику местные обсуждают неохотно: «Сложный год. Сложный, - бизнесмен Александр недовольно садится в машину. - Спрашивать у меня про экономику, это, простите, как спрашивать у человека с раком желудка, не хочет ли он съесть бифштекс». 

Самым довольным собеседником становится женщина, которая раздает листовки на улице: «Как получала в российских рублях, так и получаю. А что мне? 

Год вообще был хорошим. Вот много было мероприятий добрых у нас в городе. Для детей. И мэр молодец». 

Зато парад будет лучше видно/ тренд: свободное падение 

А белорусы, кроме шуток, застревают со своими клунками в проходах и не пролазят (не все, по крайней мере) в створки терминала, через который надо пройти, чтобы попасть в поезд из Смоленска в Красное. Делятся покупками и прижимают к себе габаритные коробки. 

И ровно до тех пор длится это счастье, пока кто-то не начинает тестировать новый телефон на белорусской сим-карте. И от новости, что Прокопович признал 2014г. положительным годом для Беларуси, натыкается на новость про сбор в 30%, закрытие интернет-магазинов и блокировку сайтов. «Ну вот, съездили посмеяться над россиянами, бл…», - сплевывает мужчина, которому удалось взять за Br4,8 млн. 42 дюйма - небывалая удача. 

Ближе к Минску, переваривая новости, на задних рядах кто-то спорит, всегда ли было так плохо или стало плохо недавно? То есть все только что накрылось медным тазом или просто от фонариков, что зажглись в конце года ярко-ярко на праздничной елке, то самое дно стало видно особенно отчетливо? И подытоживают: судя по всему, провожая «положительный» год, горят не фонарики - горит сама елочка.