ВЛАСТЬ И СВОБОДА НАРОДА

В условиях несовершенной системы государственного управления, отсутствия эффективной судебно-правовой системы, низкого жизненного уровня населения, слабой степени социальной защиты, крушения привычных  духовных и нравственных мировоззренческих ориентации, обострения политических, социальных, национальных и религиозных противоречий - идея сильного государства, которая является стержневой для консервативной идеологии, становится как никогда актуальной и привлекательной для современной России.

В результате радикальных либеральных реформ 90-х годов российская государственность оказалась ослабленной.

Восстановление силы государства должно теперь стать основным приоритетом нашей внутренней политики.

Под сильным государством в соответствии с традициями русской консервативной мысли мы понимаем, в первую очередь, авторитет власти, устойчивость всей системы общественных отношений и структур, порядок и стабильность в обществе, а также и такие ценности как постепенность и осторожность перемен, отрицание резких скачков и революционных переворотов, незыблемость институтов, лежащих в основе естественного социального порядка - религии, семьи, частной собственности, признание зависимости прав и свобод граждан от конкретно-исторических условий, степени развития их правосознания духовного и нравственности, охранение традиционных устоев, национальной самобытности, культурного своеобразия.

Исторические традиции, потребности экономики и общественной жизни России в целом, реалии глобализующегося мира властно взывают к необходимости сильного государства, которое было бы активным субъектом хозяйственной жизни, регулировало бы социальные отношения, боролось бы с преступностью и коррупцией, защищало бы внутреннюю и внешнюю безопасность нашей страны.

Только сильное государство может защитить своих граждан от всех социальных невзгод и создать условия для развития и процветания страны.

Необходимость сильного государства во многом диктуется и природно-географическими условиями российского общества.

Огромная, беспримерная протяженность территорий самой большой в мире страны, суровые климатические условия самой холодной страны в мире требуют того, чтобы государство крепко держало в своих руках многие вожжи, транспортную систему, средства связи, системы жизнеобеспечения и всю сопутствующую инфраструктуру.

Природно-географические условия России детерминируют ограничения рыночных механизмов экономической жизни страны. 

Либералы игнорировали специфику российского общества и в этом отношении, что создало угрозу территориальной целостности страны.

Внедрение либеральных принципов организации экономики и общественной жизни неминуемо станет причиной тотального выезда - если не бегства - значительной части жителей большинства регионов Сибири и Дальнего Востока и фактической утрате контроляправительства России над этими территориями.

Связывать воедино нашу огромную и столь разнообразную (географически, этнически, конфессионально и в других отношениях) страну, сохранить ее территориальную целостность может только сильное государство, которое будет проявлять заботу обо всех своих гражданах.

Необходимость и даже неизбежность в России сильного государства диктуется не только природными условиями жизни, на которые вполне обоснованно обращает свое внимание известный российский публицист А.П. Паршев в своей ставшей бестселлером книге «Почему Россия не Америка», но также и социокультурными факторами (менталитетом, народными традициями, религией и т.д.).

Говоря о потребности сильного государства для России, необходимо остановиться на вопросе о том, как соотнести понятия «сильное государство» и «свобода»: могут ли быть в сильном государстве свободные люди?

На мой взгляд, проблема взаимоотношений начал принуждения и свободы одинакова по своей значимости для жизни человека. 

Не все одинаково оценивают с нравственной точки зрения взаимосвязь и взаимозависимость данных явлений, отдавая явное предпочтение свободе и мирясь с властью как неизбежным злом.

А между тем, власть и свобода, на мой взгляд, суть две стороны одного процесса, проявление одного факта - а именно самостоятельности человеческой личности.

Так как власть и свобода по своей сути феномены общественного процесса, то способность свободы и власти прежде всего и чаще всего проявляется в отношении других личностей.

Таким образом, свобода возможна только там, где присутствует власть, способная защитить личную свободу людей.

«Люди на общественных дорогах свободно ходят и ездят, и чем свободнее, тем лучше, но никому нельзя предоставить свободу бесчинствовать на улице и нападать на встречных»

.Свобода является величайшей ценностью, но ее ограничение возможно в случае крайней и очевидной необходимости, какой является лишение свободы тех людей, которые отказываются уважать свободу своего ближнего.

В политических теориях часто противопоставляется государство как сфера принуждения и общество как область свободы.

Но интересы свободы и власти совпадают в единой точке - государстве: именно в государстве торжествует человеческая свобода, именно государство является главным средством обеспечения для личности ее свободы в обществе.

Государство должно следить за тем, чтобы не нарушалась правда в общественной жизни, чтобы люди не мешали и не вредили друг другу, а также любое преступление наказывалось, и чтобы ничего со стороны не мешало правильному раскрытию положительных сторон человеческой личности.

 «Нельзя заставить человека любить, нельзя принудить его к жертве...; но если нельзя или не должно говорить человеку принудительно: давай, то должно сказать ему: не трогай, когда он занесет руку на добро своего ближнего»

Но, вместе с тем, государство не должно вторгаться в нравственный, семейный и повседневный быт людей, не должно без крайней необходимости стеснять хозяйственную инициативу и творчество людей, одним словом, государство не командует (за исключением армии), а организует в пределах общего и публичного интереса.

 Итак, рамки действия государственной власти определяются задачей и обязанностью государства гарантировать защиту жизни и безопасности граждан, предотвращать любое явление, основанное не на законном праве, при этом действовать твердо и решительно.