ЖКХ превратилось в Клондайк для чиновников

Николай Осипов 

Система ЖКХ позволяет многим коммерсантам и чиновникам зарабатывать сотни миллионов рублей. Каждый объект представляет из себя источник дохода. И поэтому за право работать в коммунальном хозяйстве идет жесткая борьба. Корреспондент "Вестей ФМ" Николай Осипов продолжает изучать, как можно извлечь доход из системы, которая долгое время считалась убыточной и продолжает требовать бюджетной поддержки.

Осипов: Ежедневно в Москве тысячи гастарбайтеров выходят на уборку улиц, ремонтируют дома, красят заборы, тротуары - дешевая рабочая сила, которая выгодна вовсе не городскому бюджету и не москвичам, рассказывают сотрудники системы ЖКХ. Каждый такой рабочий - это источник дохода для чиновника, который его нанял. Директор одного из столичных РЭУ Людмила Сысоева рассказывает о происходящем на соседнем участке.

Сысоева: РЭУ 16-15, там организация гендиректора, которой в глаза вообще никто не видел, деньги получаются тут же, отсылаются, и вот результат, когда выдают зарплату по ведомостям 24 тысячи, а ему оплачивают 13, и потом его избивают.

Осипов: По рассказам местных жителей, рабочий взбунтовался, в отличие от остальных гастарбайтеров, понял, что на нем зарабатывают деньги и отказался ставить свою подпись в зарплатной ведомости, за что был избит начальником. Заявление, жалобы и прочие обращения к властям по этому поводу сейчас гуляют где-то по инстанциям, о реакции правоохранителей никаких сведений нет - ни по поводу драки, ни по поводу липовой бухгалтерии.

В каждой такой обслуживающей компании трудится от полусотни человек, выходит, что ежемесячно в сумме липовые зарплаты приносят кому-то минимум от полумиллиона рублей. Это только применимо к одному участку, который обслуживает одна ремонтная контора. В структуре управляющих компаний, а через них проходят бюджетные деньги, выделяемые на ЖКХ, работают десятки таких контор. А наверху схемы многочисленные дирекции единого заказчика, и они выдают подряды. Пока деньги дойдут вниз до субподрядчика, уже теряется от 15 до 20 процентов, это расходы на услуги управляющих компаний, обратно наверх уходят отчеты о том, сколько потратили, в том числе и на зарплаты. Завышенные по бумагам выплаты позволяют утаить до половины общей суммы.

Не так давно пониженный до заместителя директора ховринского ДЕЗа в Москве Евгений Рукавицын признается, что видел подобные документы, но доказать на бумаге обман очень сложно, директора обслуживающих компаний хорошо прячут свою бухгалтерию.

Рукавицын: Я видел эти документы, я знаю все это, но документально сейчас поднять и сказать, что это было именно так, - необходимо расследование, доказательная база, соответствующие обращения были со стороны субподрядчиков и со стороны жителей, они все видят и понимают.

Осипов: Евгений Рукавицын работает в системе ЖКХ с советских времен. Сейчас его карьера под угрозой, он рассказывает, что попытался разрушить одну из сомнительных схем, позволяющих частным структурам уводить под себя бюджетные деньги, но чиновники, заинтересованные в том, чтобы все оставалось как есть, отстранили его от работы.

Рукавицын: Это интерес отдельных чиновников, которые хотят получить в кратчайшие сроки деньги, уйти из района, выжав все соки, и оставив опять население на бобах.

Осипов: Годовой бюджет ДЕЗа, в котором работает Рукавицын, - порядка 300 млн рублей, если учесть, что в столице функционирует около 120 дирекций единого заказчика, то можно представить, какие многомиллиардные потоки пропускает через себя эта система и безвозвратно поглощает.

Следы этих денег теряются еще и благодаря ротации чиновников, частой смене руководства обслуживающих компаний и названий фирм. По принципу фирм-однодневок их запускают на рынок и при необходимости быстро меняют на другие, иногда замена идет вместе с чиновником, поясняет директор РЭУ-13 Людмила Сысоева.

Сысоева: Эти организации работали, все развалили, за три года поменялись 5 организаций, прошел год - ликвидировали, и новую организацию. Но ничего не делали, только деньги. За три года поменялось 18 начальников ДЕЗа и ГУ ИСа, то есть по три месяца, пришли, наворовали и ушли, никто ничего не делал, деньги получали, давали наличные, никто ничего не знал.

Осипов: Еще одна форма наживы, рассказывает главный инженер РЭУ-13 Александр Бабаян, проста и популярна - фиктивный ремонт. Пример в пяти минутах ходьбы, на территории, которую обслуживает одна из частных компаний.

Бабаян: Здесь через дорогу есть дом на Фестивальной, дом был под их управлением, жильцы от их услуг отказались больше года назад, РЭУ-14 их обслуживает уже больше года, а сейчас как, необходимо управляющей компании расходы свои публиковать, отчетность. А они по этому дому - они рубля туда не вложили, но показывают чистый отчет за год, что они туда вбухали сколько-то миллионов денег. Притом что они палец о палец не ударили. Пошел кипиш, прокуратура, и опять все затихло.

Осипов: Шум подняли жильцы дома, о котором идет речь, когда они потребовали сменить обслуживающую компанию. Однако в почтовых ящиках все равно появлялись платежки от старой конторы. Уже около года жильцы не могут добиться, чтобы за их домом следили те рабочие, которым они доверяют и готовы платить. Но отвергнутая ими фирма продолжает выдавать отчетность. Исходя из документов в 2011 году работы в доме стоили бюджету более 3 млн 300 тысяч рублей.

Вольготные правила работы в системе ЖКХ привлекли туда огромное количество коммерческих контор, нацеленных только на извлечение прибыли. Отсюда и отряды гастарбайтеров, которые уже давно пришли на смену местным жителям. Найм иностранцев - это дешево и гарантированная защита от бунта. Бывший московский префект Олег Митволь уверен, что это позволяет выкачивать из системы ЖКХ миллионы рублей.

Митволь: Сотрудников обычно не много, в основном привлекаются гастарбайтеры, без договора они получают свои деньги, живут в подвалах в ненадлежащих условиях, и люди, которые неизвестно где спят, чем питаются, непонятно чем больны - мы понимаем, какой уровень сервиса они обеспечивают. Эти дельцы, многие из которых ушли из госкомпаний, "зарабатывают" от 30 до 50 процентов тех денег, которые идут в эту систему, а город Москва дотирует практически столько же, сколько платят жильцы, и каждый, кто платит сегодня за ЖКХ, должен понимать, что где-то половина денег уходит впустую. Дико прибыльный бизнес, это сотни миллионов рублей где-то на район.

Осипов: Мертвые души среди рабочих, завышенные по документам зарплаты, расходы на уборку снега в августе - такое тоже встречается в отчетах коммунальщиков. Вся эта коллекция различных способов отъема денег превратила систему ЖКХ в источник бесконечной прибыли для одних, а для жителей и бюджета - в черную дыру, высасывающую миллиарды. Система, которую кормят сразу с двух рук - одна рука это бюджет, другая жильцы, которые платят за коммунальные услуги все больше и больше, наполняя деньгами коммунальный Клондайк.

Изображение предоставлено фотобанком PressFoto