Завышение «тарифного плана»

По распоряжению губернатора Амана Тулеева контрольно-счетная палата Кемеровской области провела проверку финансово-хозяйственной деятельности областной Региональной энергетической комиссии. Было установлено, что при определении тарифов энергокомиссия систематически включала в необходимую валовую выручку регулируемых организаций экономически необоснованные расходы. В итоге распоряжением губернатора председатель РЭК Кемеровской области Александр Крумгольц был снят с занимаемой должности.

   

 

 

Вопрос тарифов в сфере ЖКХ не только один из самых насущных для людей, но и по большому счету политический. Ведь от того, сколько денег тратится в любой семье на «коммуналку», безусловно, зависит уровень «всей остальной» жизни.

В Кемеровской области тарифы на услуги ЖКХ – традиционно одни из самых низких в Сибирском федеральном округе. А умение властей сдерживать их – это искусство, и для обычных людей оно дорогого стоит. Более того, Кузбасс – единственный регион в России, где с 1 июля не было запланированного на федеральном уровне повышения тарифов на коммунальные услуги.

Другое дело, что подозрения в обоснованности тех или иных «заданных величин» могут порой вызвать неудобные вопросы к их «авторам».

Как выявили в ходе проверок сотрудники прокуратуры и специалисты контрольно-счетной палаты Кемеровской области, при установлении тарифов ряда компаний Кемерова и Новокузнецка, оказывающих услуги по теплоснабжению и генерированию тепловой энергии, РЭК включала в необходимую валовую выручку (НВВ) экономически необоснованные расходы. Все это — в нарушение Федерального закона «О теплоснабжении» и Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных постановлением федерального правительства.

– НВВ – это один из основных показателей, по которым рассчитываются тарифы, — говорит начальник управления по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры Кемеровской области Евгений Трушин. – По сути, это все затраты организации, необходимые, например, для производства теплоэнергии. А сам тариф – это отношение НВВ к объему производства в расчете на одну гигакалорию. Как показала проверка, РЭК включала в НВВ этих компаний расходы на добровольное медицинское страхование руководства этих предприятий, рекламные услуги, благотворительность, оплату налога на землю за земельные участки, не участвующие в производственной деятельности (включая проданные либо сданные в аренду), а также оплату проведения некоторых экспертиз, реальная потребность в которых отсутствовала, – например, на обоснованность расходов этих организаций и нормативов технологических потерь.

Получается, что свои траты, связанные не с непосредственным производством готового продукта, а с какой-то побочной деятельностью, компании просто переложили на потребителей – как обычных жителей, так и промышленные предприятия? Но тогда от таких теплотарифов может бросать то в жар, то в холод…

На сколько же были искусственно завышены тарифы?

– В каждом конкретном случае это должны определить эксперты, — говорят в прокуратуре Кемеровской области. – Но здесь важны сами факты учета необоснованных расходов, нашедших документальное подтверждение. Может быть, как таковые сами тарифы могли быть завышены относительно незначительно – пусть даже на несколько десятков копеек. Казалось бы, мелочь для одного человека! Но надо учитывать, что они закладывались в стоимость каждой единицы тепловой энергии, и в итоге суммы набегали приличные. К тому же граждане платят за то же тепло неполный тариф, и частично он компенсируется компаниям, поставляющим теплоэнергию, из бюджета муниципальных образований в виде субсидий. Поэтому немалая часть компенсации таких экономически необоснованных расходов пришлась на муниципальные бюджеты территорий, которые снабжали теплом данные компании.

Предполагается, что общая сумма выявленных в ходе проверок экономически необоснованных расходов, включенных РЭК в НВВ данных компаний при установлении тарифов на их услуги, в период с 2009-го по 2013 год могла достигнуть порядка полумиллиарда рублей!

После того как факты необоснованного завышения тарифов вскрылись, к проверкам подключились сотрудники полиции. В результате в региональном следственном комитете было возбуждено уголовное дело – за превышение должностных полномочий. Правда, фигурирующая в нем сумма, которую потребители переплатили за коммунальные услуги, пока гораздо скромнее – порядка 22 миллионов рублей. Но, как говорят в прокуратуре Кемеровской области, это только то, что полицейские задокументировали по «горячим следам» для возбуждения уголовного дела. А окончательные цифры должно установить следствие. Кроме того, в рамках расследования должен быть очерчен конкретный круг должностных лиц, причастных к такому завышению тарифов.

Скандал с тарифами стоил должности председателю РЭК Александру Крумгольцу – «за нечеткое выполнение распоряжений губернатора по сдерживанию тарифов». Новому председателю РЭК Валерию Смолего губернатор поручил исключить при формировании тарифов необоснованные затраты, которые могут привести к росту цен. «Если такие факты все же будут выявлены, людям необходимо возвращать деньги за переплату», — подчеркнул Аман Тулеев.

И такая практика есть. Впрочем, это уже совсем другая история.

Дмитрий ТОЛКОВЦЕВ.