Осторожно! Пошлость,возводится в великосветский эталон вкуса.

На модерации Отложенный
Разве можно от женщины требовать многого? Там, где глупость божественна, ум — ничто! (с)
 
Мне непонятен феномен Александра Вертинского. Да, того самого: "Ваши пальцы пахнут ладаном".
Голос его жеманный и образ непонятого Пьеро мне смешон. 
Хорошо играть печальный образ юным мальчиком восемнадцати лет. Но когда этим пробавляется пожилой потрепанный господин, как-то неловко. Я его в оригинале вообще слушать не могу, настолько фальшивым он мне кажется. Но ведь все восхищаются! Томные девы, тонкие мальчики. Утомленные знанием интеллектуалы. 
Раз оригинал не лезет, решила, что надо оценить другое исполнение, нашла несколько вариантов: Борисом Гребенщиковым, и два диска в электронной обработке, помимо отдельных каверов разных певцов.
Нет, все также не идет.
Когда слышишь песни, читаешь стихи, в очередной раз, после внешнего впечатления, становится мучительно неловко от термоядерной, железобетонной, эталонной пошлости.
"И под гнусные звуки шарманки мне мучительно хочется спать" 
Или вот:
"Мне не нужна женщина.
Мне нужна лишь тема, 
Чтобы в сердце вспыхнувшем зазвучал напев. 
Я могу из падали создавать поэмы, 
Я люблю из горничных — делать королев."


Угу, угу, буквально "Когда б вы знали из какого сора..." только в наипошлейшем варианте. И так каждое, буквально каждое стихотворение. 

Как можно написать: "В этот вечер Вы были особенно нежною, 
Как лампадка у старых икон...
" и не умереть от омерзения, я не знаю.

Что характерно: Игоря Северянина, певца красивостей и жеманства, что критика, что литературный бомонд нещадно гнобили, несмотря на огромную популярность у публики. Доставалось ему нещадно.
Но в его стихах хоть оригинальность была, стиль, словесная игра.
А Вертинскому, который явно ему подражал, хватило наглости заявить про Северянина: "В его стихах было подлинное чувство, талант и искренность, но не хватало вкуса, чувства меры и неподдельности чувств".
Каково? Не хватало вкуса. 
То-то вкус ночевал у господина Вертинского. Безвылазно.
"Надоело в песнях душу разбазаривать, 
И с концертов возвратясь к себе домой, 
Так приятно вечерами разговаривать 
С своей умненькой, веселенькой женой."


Разница в том, пожалуй, что расцвет Северянина, пришелся на 1913 год, еще до войны и революции и всех социальных потрясений.
Литературная жизнь кипит, вокруг поэты один другого талантливей и гениальней.
А дебют Вертинского с песенками состоялся после начала Первой Мировой войны, в 1915 году, когда уже понеслись кони вскачь: здравствуй кокаин, декаданс, и самые невообразимые, далекие от хорошего вкуса перфомансы. Публика-дура хавала все в перерывах между грезами об особом пути России. Да и не до рецензий уже было, так как все заверте..
Еще одна вещь меня смущающая: Артист с мировым именем. Ну не странно ли? Шаляпин, да, артист с мировым именем.
А певец выступающий в русских едальнях в Польше, Германии, Франции, везде, где осели бежавшие от большевиков? География ресторанов к мировой известности никакого отношения не имеет.

И возвращение в Россию. 
А там перед публикой предстает осколок той жизни, до революционной, в полном антураже: фрак, бабочка. Ничего, что образ гротескный, по аналогии можно сравнить с нынешним Зверевым певцом-парикмахером. Но кто там помнит, как должен выглядеть аристократ, чей образ нещадно эксплуатирует Вертинский.
Кстати, это тоже смешно, аристократичность образа, грассирование великосветское. На самом деле Александр родился в семье военного инженера. Начинал карьеру в Киеве пописывая рассказы про кровь и любовь. Продавал открытки, работал корректором в типографии, бухгалтером, грузчиком. Далековато от высшего света. Но для советской публики такой эрзац оказался очень в кассу. Потому что про то, как "Не кочегары и не плотники мы", беспрерывно надоедает, а тут вроде бы "Россия которую мы потеряли". В общем, в одной нише с девичьими тетрадками про "Раньше были рюмочки, а теперь бокалы, раньше были мальчики, а теперь нахалы.". 
Конечно, от полного забвения его спасают его дочери, чтущие память и наследие отца, это понятно и совершенно естественно. Но народ-то как ведется!
Вертинский, совершенно внезапно, стал вдруг символом хорошего тона и утонченного вкуса. Вот этого-то перевертыша я как раз и не понимаю.