Освобожденный Крым и украинские оккупанты. Опыт взаимодействия в курортной сфере.

Поток достаточно состоятельных россиян с лихвой компенсировал отсутствие толпы украинских отдыхающих, которые ехали на курорт со своей картошкой, салом и горилкой.

По словам Игоря Котляра, подавляющее большинство туристов сезона-2014 прибыли в Крым из регионов РФ: «Это порядка 2,3 млн. человек - не только Москва и Санкт-Петербург, но и Ростов-на-Дону, Екатеринбург, Краснодар. Оставшиеся 30% - около 1 млн. человек - приехали в Крым из других государств, прежде всего с Украины».

Как известно, после евромайдана украинская гривна упала в два раза - с 8 грн. за доллар минувшей весной до ошеломительных 16 грн. в ноябре. Невиданная девальвация национальной валюты и последовавшая в результате инфляция вынуждают потенциальных громадян массово отказываться от отдыха за рубежом. По данным Ассоциации лидеров турбизнеса Украины (АЛТУ) продажи закордонных туров сократились более чем в два раза.

- По некоторым туристическим продуктам падение составило до 80–85%, - рассказывает президент АЛТУ Александр Новиковский. Помимо подорожания путевок, возможности самостийного населения существенно подкосил резкий скачок цен на продукты питания, одежду и других товары первой необходимости, плюс значительное повышение тарифов на жилищно-коммунальные услуги

- Если брать выездной туризм, то падение гривны спровоцировало существенный рост цен по сравнению с прошлым годом. Те же программы, те же путевки, те же самолеты, но стоимость тура в гривневом эквиваленте - в 2–2,5 раза выше. Это, безусловно, останавливает украинцев, - подчеркивает пан Новиковский. – Даже горячие туры с учетом роста курса валют многим стали не по карману. Украинский туризм сейчас находится в растерзанном состоянии и скорее мертв, чем жив.

Ситуация в России не столь болезненна, но процесс похож. Девальвация рубля точно так же ударила по сегменту зарубежных вояжей. По данным экспертов Ассоциации туроператоров РФ, путевки за рубеж дорожают на 3% в день. Как результат, спрос на страны Евросоюза снизился в два раза, в страны Ближнего Востока — на четверть.

Зато начал расти спрос на внутренний туризм. Ведь отдых в России практически не подорожал. То же самое касается Крыма – причем это четко уловили как россияне, так и щирые украинские патриоты.

Несмотря на демонстративную ненависть к Путину, российской символике и «оккупантам-москалям» украинцы с завидным упорством пробиваются через ощетинившийся БТРами кордон на спокойный и комфортный юг.

Невероятно, но до сих пор в Симферополь и Севастополь идут ежедневные пассажирские поезда из Киева и Львова, Одессы и Ковеля, Хмельницкого и Днепропетровска. Причем нормальных билетов нет, в кассах только «верхние полки у туалета». Такое впечатление, что курортный сезон и не думал заканчиваться.

Пытаясь хоть как-то навредить собственным туристам, официальный Киев запретил ввозить в Крым более 10 тысяч гривен (около $600). Одновременно украинским банкам была запрещена продажа российских рублей. Впрочем, доллары и евро там тоже купить нельзя - валюты в кассах попросту нет. Приобрести вожделенные баксы и «девальвировавшие» рубли можно только у спекулянтов.

Кроме железнодорожного сообщения, на крымских трассах вовсе не уменьшается количество хороших авто с украинскими материковыми номерами. Особенно много таких машин в районе Большой Ялты, Алушты и Севастополя. Люди явно приехали расслабиться по полной программе.

Тем временем все громче раздается возмущение: мол, почему не восстановили авиаперелеты через административную границу СЭЗ (свободной экономической зоны) «Крым». Именно так называют сейчас республику украинские власти. Многие хотели бы встретить тут спокойный Новый год, безопасные и финансово необременительные Рождественские праздники. Похоже, великолепное шампанское Нового Света, и устрицы плантаций Кацивели помогают украинцам забыть тяготы «кремлевской оккупации».

Вот как поясняет ситуацию корреспондент ведущего турецкого издания Star gazete:

«…Симферополь встречает меня как безмятежный, мирный город, чье спокойствие резко контрастирует с остальным миром и разразившимися по всему свету бурями. 62% жителей Крыма с населением 2,5 миллиона человек составляют русские, 23% — украинцы, которых особо не раздражает Россия, 15% — крымские татары, наш братский народ. Я спрашиваю своего друга, крымского татарина Алима: «Что изменилось?» Он дает любопытный ответ: «Паспорта, номерные знаки, флаг, законы... Но, на самом деле, ничего. Крым и так был частью России, а Украина за 20 лет не вбила здесь ни одного гвоздя. Все произошло так, как и должно было».