Арабо-еврейский конфликт неразрешим?

На модерации Отложенный

Все, кому в жизни не повезло столкнуться с отпрысками Ишмаэля, делятся на две партии.

Есть партия "оптимистов", которая точно знает, что делать ("лишить, раздавить, прижать и выслать" - или "обустроить, договориться, поделить и отдать"). Проблема в том, что никакие, даже самые невероятные предложения, не работают (то есть абсолютно).

А есть партия "пессимистов", которые разводят руками и цитируют известный пасук ("ну чего вы хотите, "Ишмаэль - дикий человек", ничего тут сделать нельзя").

Насчет первой партии мы уже говорили, пришло время разобраться со второй.

Давайте попробуем понять, что означают слова Торы о "дикости" наших "двоюродных" - а вдруг будет нам щасте мы сможем уяснить, кто виноват и что делать?

 

Итак, "дикий"- значит "нецивилизованный", это, надеюсь понятно.

Любая цивилизация строится на одном (как минимум) из трех принципов:

1Установление справедливости (как они ее понимают). Любой - социальной (например, Франция времен революции, СССР и т.д.) или исторической (например, современный Израиль).

2. Извлечение практической пользы для общества (современная западная цивилизация).

3. Поиск объединяющей общество "духовности" (как они ее понимают, опять же) - примеров, думаю приводить не надо.

 

А теперь давайте рассмотрим то самое место в Торе, где говорится о вопиющей нецивилизованности потомков вышеуказанного персонажа.

 

Итак, Сара, узнав, что Аврааму обещано потомство, понимает, что достичь обещанного он сможет, лишь взяв вторую жену (одновременно с Сарой или после ее смерти). Такой сценарий ее не устраивает - и она дает Аврааму свою служанку (чтобы принять хоть какое-то участие в рождении потомства). Агарь беременеет - и выходит из подчинения. Причины - две:

1. Она считает, что на нее распространяется закон "ама иврия" (еврейская служанка), которая выходит на свободу, став взрослой (а беременность - один из признаков достижения зрелости) или в том случае, если хозяин берет ее в жены (ийуд).

2. Она считает, что беременность - верный признак того, что она праведнее, чем Сара, которая не удостоилась потомства.

В любом случае, участь служанки ее больше не устраивает - и она ударяется в бега.

В пустыне ее догоняет малах, и начинаются уговоры:

1. Сначала он пытается обратить ее внимание на потери в духовном плане: "Откуда ты уходишь (смотри, какой дом ты покидаешь - дом Авраама) и куда идешь (в Египет, место духовной нечистоты)".

Этот аргумент на Агарь никак не влияет. Духовная высота - это не то, что она ищет.

2. Затем он взывает к справедливости: "Возвращайся к своей госпоже и подчинись ей (потому что закон еврейской служанки на тебя не распространяется, ты до сих пор подчиняешься Саре)". Это тоже не работает. Законность и справедливость Агарь не интересуют.

3. Наконец, он пробует уговорить ее в практической пользе возвращения в дом Авраама: "Я увеличу твое потомство так, что невозможно будет его сосчитать (если вернешься обратно)". Но даже собственная польза не может повлиять на нее. Она не согласна на компромисс, даже если он выгоден.

И тогда в ход идет последний аргумент: "Творец услышал твой плач (и Сара больше не будет тебя притеснять)". Это то, что Агари надо - она возвращается. Именно здесь малах объявляет о том, что ее сын будет "диким человеком, который воюет против всех".

А теперь давайте остановимся и посмотрим, что так мешало Агари? Сара издевалась над ней? Конечно же, нет. Просто в тот момент, когда служанка решила, что она свободна - она начала требовать к себе "уважения". И любое проявление власти со стороны Сары - было "ударом по чести и достоинству".

Именно в этом и заключается "нецивилизованность" потомков Ишмаэля.

Их не интересует духовный поиск, вся их "духовность" начинается и заканчивается громкими лозунгами и пустыми рассуждениями.

Им абсолютно по барабану понятие справедливости. Нет у них такого понятия.

И они не стремятся достичь для себя какой-либо практической пользы. Они никогда не упустят возможность упустить возможность.

Поэтому все, кто попытается говорить с ними с позиций цивилизации (а многие пытались, причем каждый - с позиции именно своей цивилизации) - потерпят неудачу. Все, что им нужно - это почет и уважение. "За что?"- спросите вы - и подтвердите лишний раз свое полное непонимание термина "дикий человек". Потому что в вашей цивилизации почет и уважение достаются за вклад в духовность, справедливость или практическую пользу для общества. Но это - в вашей. У них почет и уважение положены им только потому, что они так решили ("я больше не служанка, и никакие доводы меня не интересуют").

И самая большая проблема всех цивилизаций - это то, что они готовы предложить "сыновьям пустыни" все, что угодно, кроме незаслуженного почета. А им, в-общем-то, ничего другого и не надо.

 

р.Гадди Полак