ХОЛМОГОРСКИЕ КОСТОРЕЗЫ




Славные Холмогоры были столицей Северной Руси, пока не родился на берегу Белого моря город Архангельский. Холмогорские косторезы издавна делали резные вещицы для домашнего обихода и церковного благоукрашения. Вырезали кресты, иконы, а то и целые библейские картины о том, как грешники, вкусившие запретный плод, лишились райского обетования.
Показать полностью..
Об их искусстве сведали в столице. И лучшие резчики Семен и Евдоким Шешенины были вытребованы в кремлевскую Оружейную палату в качестве государевых мастеров. Сам царь Алексей Михайлович заказал холмогорцам десять прорезных гребней, и чтобы «в рези были у гребней травы, а в травах цветы». С тех пор пришло костяному рукомеслу холмогорскому державное благоволение и мода у дворцовой знати. Мастеровой царь Петр Алексеевич самолично ему покровительствовал. Императрица Елизавета Петровна всегда имела при себе резной «досканец» — маленькую коробочку для румян и булавок. То был золотой век холмогорских косторезов. Тогда-то и сотворен ими был кружевной узор, соединивший заморские стили барокко и рококо с русским узорочьем. Да такой мудреный узор вышел, что и «мурашу в нем заблудиться».
Но нет постоянства в этом мире, тем более у знати. Охладел высший свет к холмогорской резьбе. Новая заморская мода приспела.
Однако помнит история как преподнес холмогорец Иван Заозерный царю Александру в подарок костяную копию знаменитого памятника избавителям России Минину и Пожарскому. Государь же, при коем воины российские поили коней своих во всех великих реках Европы, соизволил «жаловать сим монументом купца Ивана Чернышева августа 1 дня 1819 года в Холмогорах». По прихоти судьбы вернулся подарок в императорский дворец спустя почти сто лет к последнему российскому императору Николаю. Но к тому времени и династия, и промысел стояли у роковой черты.
По шесть, по семь десятков лет отсчитали последние холмогорские резчики Гурьев, Узиков, Петровский, Перепелкин. И самим не прокормиться своим высоким искусством, и передать некому. Все. Что ж горемычные вас держит?
— Да жалко ведь. Старина все-таки.
Ну и привыкли к тому же!
Неисповедимы пути Господни. Чему жить, а чему умирать, не нам решать.
Случилась, по счастью, в одна тысяча девятьсот двадцать седьмом году, в Академии художественных наук в Москве большая выставка искусств. Привезли сюда и работы престарелых косторезов. И надо же тому случиться, что среди новых достижений было признано нужным старинное искусство холмогорской резной кости.
Три года спустя в селе Ломоносове на Курострове артельщики открыли школу и цех резьбы. И что же? Как сотни лет назад прославились костяники холмогорские во многих землях, так и в наши дни их потомки снискали славу на всемирных выставках, увозя с собой на берега родной Курополки медаль серебряную из города Брюсселя и золотую из самого Парижа.
Вот какова история славного искусства холмогорского.
А что же за рука те сказочные кружева костяные вырезает?
Сей труд сложнейший требует руки твердой, глаза верного и души возвышенной.
Костяные кружева суть рукотворное северное сияние. Коли любишь свою землю родимую, понимаешь ее — берись за резец, она тебе поможет. А начинается все с ремесла; с чувства материала, с инструмента, который у каждого резчика свой, самодельный. До семидесяти инструментов имеет хороший мастер: втиральники, лобзики и проч. Между иными резцами разницы неопытным глазом не различишь. Но рука костореза берет именно тот, что нужен, иначе поломаешь кость — и вся работа насмарку. Последние три десятка лет резчики взялись за бормашину. Но и боры тоже готовят сами — такой изощренности, что ни в сказке сказать, а лучше видеть. Самую тонкую работу резчик доверяет только своему глазу. Вон Гурьев, тот в очках читал, но когда за кость брался, очки откладывал. А узоры, что ж, их за сотни лет столько напридумано — выбирай любой, а коли сам ты в согласии с природой — создавай новый, лишь бы красотой не хуже прежних. Имя у всех этих узоров в старину было одно — холмогорское, потому как у русских художников не принято было подписывать свои творения. И лишь редкие письменные источники либо особо заказные работы открывают нам имена создателей. Среди замечательных резных кубков, шкатулок, гребней одна кружевная кружка, с вырезанными портретами российских властителей Петра, Павла и Екатерины, сообщает нам имя творца — одного из лучших холмогорских резчиков: «сия крушка слонового зуба кости, костяных дел мастера Осипом Дудиным положена в святую обитель Соловецкую Лавру, будущим родам на посмотрение...»
Комментарии