Еду в Беларусь

Был уже конец лета, когда я решил, что пора вспомнить старые добрые времена и прокатиться по стране автостопом. Этот текст о встрече с несколькими симпатичными и не очень приятными людьми из тех двух десятков водителей, которые меня подвозили.

Поездка заняла всего два дня, но принесла то, зачем я ехал. Встречи и разговоры с простыми людьми из разных уголков страны, с которыми столкнуться при обычном ритме жизни было бы практически невозможно. Работай я в киноиндустрии, обязательно бы месяц так поездил по стране, чтобы написать сценарий для захватывающего роуд-муви.

Итак, еду в Беларусь.

Минск-Плещеницы

На трассе, наконец, резко тормозит микроавтобус. Подбегаю и открываю дверь.

– Конечно, подвезу! – улыбается водитель в ответ на мой вопрос и предупреждение, что денег нет. Мы трогаемся.

На выезде из Минска пришлось простоять аж два часа. Когда планировал это двухдневное путешествие по Беларуси, то никак не думал, что придется потратить на старте столько времени. Зато дальше пошло как по маслу – нигде не приходилось стоять с поднятой рукой больше 20-30 минут.

Мой первый спутник едет к себе на родину, в деревню в Глубокском районе. От этого он весел и счастлив. Ему около 40, в столице он трудится водителем маршрутки (на которой мы собственно и едем). Зарплатой вроде доволен: получает 10 млн рублей в месяц. Работа, правда, непростая и нервная: трудится 15 дней в месяц по 16 часов, приходится сталкиваться с регулярными претензиями транспортной милиции и ГАИ.

В пути замечаем еще одного автостопщика. Про себя замечаю, что выбрал он место не очень удачное – около моста, где обочина узкая.

– Возьмем? – спрашивает водитель.

Согласно киваю головой. Но парень невнимателен. Из-за шума на трассе нашего торможения не слышит, а обернуться за спину не додумывается. Мой шофер мгновенно жмет на газ. Получается как в жизни. Ждешь своего шанса, а возникающих у тебя под носом возможностей не замечаешь.

Опса-Видзы

Прежде чем поймать попутку, приходится постоять за Опсой полчаса. Там встречается загадочный персонаж. Минут пять он спускается по асфальтовой дороге с горки. Подходит ко мне, протягивает руку. На вид человеку 25-30 лет. Выглядит как забулдыга из деревни: лохматый, одежда нечистая. Но улыбка добрая.

– Куреть е?

Нет, я не курю. Парень становится передо мною в метрах пяти и также пытается поймать попутку. Надо сказать, что это не по правилам: новичок должен становится за уже стоящим. Ну, да ладно. Я отхожу метров на двадцать. Автомобили все не останавливаются. Парень двигается в мою сторону. Приближается и проходит мимо. Видно, ему нужно добраться в ближайшую деревню, что можно сделать и пешком, решаю я.

Вскоре возле меня останавливается «Москвич». Внутри на переднем сидении двое мужчин под 50. Сидящий рядом с водителем толстяк расспрашивает меня, кто я и откуда. Но через пару минут «Москвич» подбирает моего «знакомого», и все внимание переключается на него. Мужчины его как будто знают.

– Куреть е?

У них тоже нету. Из разговора выясняется, что парень отсидел в милиции в Опсе за какую-то пьянку 5 суток и теперь направляется домой в Видзы. На не смешные и даже оскорбительные шутки толстяка он не обижается. Отвечает простодушно, коротко и с улыбкой: «Да не...». За всю дорогу полного предложения я от него так и не услышу.

Водитель тормозит возле магазина. Когда толстяк возвращается, то в его руках видна маленькая бутылка водки и две пачки сигарет.

– На, только в машине не кури – когда выйдешь, – протягивает он сигарету моему знакомому.

А сам потягивает водку с горла, не закусывая. За окном «Москвича» стоит солнечное утро.

Где-то в Браславском районе

Внутри новой «Тойоты» сидит пожилая пара из Москвы.

– Вы извините, мы не быстро ездим, – учтиво предупреждают меня дама.

Работая геологами, они объездили многие уголки бывшего Союза, а этим летом решили впервые отправиться на Браславские озера.

При неспешной езде успевают вертеть головами по сторонам и восторженно удивляться местной жизни.

– О, смотри, сразу три аиста в гнезде!

– Это костел или каплица?

– А что это такое белое в поле?! – засматривается москвичка на тюки сена, обернутые в пленку.

Мне везет. При всей моей нелюбви к современной российской власти и ее сторонникам, надо признать, в жизни я пока не встретил ни одного непорядочного русского.

Плещеницы-Глубокое

Высаживаюсь на повороте на Плещеницы и меня подбирают уже через пять минут. В автомобиле играют группы «Ляпис» и «Кино».

Вспоминаю, как шесть лет назад мы с другом несколько дней ехали автостопом по восточной Украине. Водители старых грузовиков всегда слушали группу «Бутырка». Ее блатные песни, от которых хотелось блевать, мы выучили чуть ли не наизусть. Молодой парень, который вез нас на КАМАЗе до Полтавы со скоростью 40 километров в час (потому что и дорога, и автомобиль были разбиты) рассказывал, как прекрасно провел время на концерте группы в Киеве.

А тут играет «Ляпис» и «Кино»... Водитель оказывается предпринимателем, колесит по всей стране, берет заказы на изготовление окон ПВХ. Ездить одному приходится много, поэтому он не прочь поговорить.

– Я часто подбираю людей. Иногда, конечно, потом об этом жалею. Как-то ехал в дождь, увидел на обочине бабушку. Жалко стало, остановился, подобрал. Она оказалась помешанной на религии. Все время, что мы ехали, ужасы мне всякие рассказывала. Я сижу и молчу: скорее бы уже вышла, и меня не сглазила, – делится водитель.

Где-то в Шарковщинском районе

Самое большое удовольствие от езды на автомобиле в качестве пассажира получаешь, когда путешествуешь автостопом. Зачастую ты не знаешь, на какое расстояние тебя подвезут, и поэтому радуешься буквально каждому оставленному позади метру.

Иногда везет так сильно, что ожидать следующего доброго водителя тебя оставляют в каком-нибудь живописном месте. Вот и на этот раз я стою возле поля пахнущей канюшины. Сколько на нас ругались бабушки в деревне, чтобы мы не подпускали к ней коров.

Воспоминания обрываются, когда рядом остановливается автокран ЗИЛ. Водитель занят своими мыслями, поэтому до поселка доезжаем молча. Там меня подхватывает еще один местный. Чем дальше в глубинку – тем больше старых немецких автомобилей.

– Как нам здесь живется? Зарплата в 3 миллиона в Шарковщине считается очень хорошей. Но мало кто такую получает. Так откуда взяться хорошей жизни? Что-то батька не дорабатывает, – считает он.

Мядель-Молодечно

Около 6 вечера останавливаю за Мяделем небольшой грузовик. В дороге водителю звонят из фирмы с просьбой забрать еще какой -то груз. Тот отказывается.

– С 5 утра на ногах. В Мозырь даже успел съездить. Обеда нормального не было, а еще до Молодечно нужно доехать. Ну, куда я поеду?! – рассказывает он уже мне, используя для связки предложений матерные слова.

Проезжаем компанию подростков, идущих в сторону речки с упаковкой полуторалитровых бутылок пива.

– Видел? Пацаны идут с пивом впереди. А девки чуть отстали, чтобы в глаза не бросалось. Ясно, чем на речке заниматься будут. Потом и приносят в подоле детей домой, – уверен он.

Через несколько минут ему звонят, похоже, из дома. Впервые мой спутник говорит без мата и даже с какой-то теплотой в голосе: «уже скоро», «да, приготовь». Этот циник и матершинник – хороший семьянин?

Где-то в Поставском районе

Внутри кабины грузовика вижу парня и девушку, которым на вид чуть больше 20. Он сидит за баранкой, она уступает мне свое место и перебирается к нам за спины в спальный отсек. Оба с искренними красивыми лицами и голубыми глазами. Парень крутит баранку и ни о чем меня не спрашивает. Ему ничего не надо, у него все есть.

Руслан Горбачев

Источник: http://gazetaby.com/cont/art.php?sn_nid=84999

56
760
36