Политическая идеология как проект будущего страны
На модерации
Отложенный
автор:ТимофееваЛ.Н., РАНХиГС, профессор, д.полит.н
Необходимость перемен сегодня ощущается всеми в России. Между тем скоро исполнится 30 лет с начала крупной реформации последних лет, названной перестройкой. Перестройка дала толчок появлению различных альтернативных идеологических платформ внутри единственной в стране политической партии — КПСС, а затем и возникновению оппозиционных партий и движений.
Именно тогда в Советском Союзе при активном участии либерально-демократической оппозиции начался процесс радикальных изменений, называемых либеральными реформами, который затем перешел во всесторонний кризис советской и мировой социалистической системы, завершившийся ее распадом. Есть мнение: распалась прежняя коммунистическая идеология — распалась страна.
В связи с этим возникла необходимость рассматривать идеологию не в марксистском толковании как непременно извращенную картину социальной действительности, цель которой — найти оправдание для определенного типа общества в интересах правящей верхушки, а в толковании А. Грамши, который полагал, что идеология — это система связей между абстрактными философскими концептами и политическим миром множества людей.
Иными словами, это практическая реализация абстрактных философских систем, разработанных интеллектуалами. Идеология в политике понимается сегодня рядом обществоведов как общее видение того, как должно быть устроено общество, объединяющее разрозненные политические концепты в связную картину с целью получить поддержку у вдохновленных этими идеями людей. В широком смысле политическая идеология дает ответ на вопрос, какой тип общества предпочтительнее. «Идеология — это масштабное представление о природе «политического» и «хорошего» общества». При этом не исключается одновременное существование партийных идеологий, различных идеологических доктрин, отражающих позиции и идейное видение устройства мира различными политическими группами.
Напротив, противостояние различных партийных идеологий — непременный атрибут здоровой демократии, что подразумевает дискуссию, политическую борьбу между различными мнениями о том, как должно быть устроено «хорошее» общество. В этом смысле ученые призывают реабилитировать политические идеологии как важный элемент современного демократического государства в глазах тех, кто хочет исключить их из политической жизни, считая догматическими и тоталитарными образованиями, которые представляют, по их мнению, угрозу демократии.
Для модернизации России мало политической воли первого лица государства, хотя для нашей страны она часто бывает решающей, мало «вертикального»диалога власти и оппозиции, но важен еще и «горизонтальный» дискурс трех направлений политической мысли России: консерватизма, либерализма, социализма.
Их обязательное участие в дебатах убедительно обосновал известный российский политолог И.К. Пантин: консерваторы нужны для воспроизведения уникального опыта российской государственности в стране, которая и не страна в обычном смысле, а целый культурный, цивилизационный континент; либералы необходимы для установления соотношения социально-правовых связей между личностью, обществом и государством, формами организации жизни в России и мире; социалисты — для того, чтобы демократия и свободы достались не части, а всему населению. Поэтому задача президента и всех органов власти и управления создать обычную практику консультаций с лидерами и правой и левой политической оппозиции по важнейшим проблемам, касающихся всех граждан, их жизни, безопасности и благосостояния.
В связи с этим, естественно, поднять вопрос об интегративной идеологии модернизации. Она могла бы вместить в себя такие ценности как свобода, достоинство, закон, равенство возможностей. Основания для этого мы находим и в программах действующих политических партий и в выступлениях первых лиц государства и в требованиях, выдвигаемых институтами гражданского общества.
В начале 2000-х заговорили о необходимости консервативной модернизации с сохранением тех культурных ценностей, которые составляют ядро российской цивилизации.
Следует отметить при некоторых отличиях схожесть позиций президентов В.В. Путина и Д.А. Медведева относительно этих ценностей.
Российская идея была сформулирована В.В. Путиным перед началом избирательной кампании 2000 года в статье «Россия на рубеже тысячелетий» в декабре 1999 года: «Патриотизм, державность, государственничество, социальная солидарность». На исходе своего второго президентского срока в феврале 2008В.В. Путин выступил с речью на заседании Госсовета в Кремле, в которой отметил основные приоритеты в развитии России, призвав сформировать «общество равных возможностей» без бедности и гарантирующее равную безопасность каждого человека. Для обеспечения лучшей жизни Путин посчитал необходимым сократить дифференциацию доходов граждан, подчеркнув, что уменьшение разрыва в доходах граждан не должно привести к исчезновению стимулов для профессиональной и творческой самореализации.
В своем первом Послании Федеральному Собранию от 5 ноября 2008 г. Медведев так расставил свои ценностные приоритеты: справедливость, понимаемая как политическое равноправие, как честность судов, ответственность руководителей, реализуемая как социальные гарантии, требующая преодоления бедности и коррупции. Свобода — личная, индивидуальная, свобода предпринимательства, слова, вероисповедания, выбора места жительства и рода занятий. Свобода и независимость Российского государства. Жизнь человека, его благосостояние и достоинство. Межнациональный мир. Единство разнообразных культур. Защита малых народов. Семейные традиции — любовь и верность. Забота о младших и старших. Патриотизм. Вера в Россию, глубокая привязанность к родному краю, к нашей великой культуре.
Здесь заметно сочетание как консервативных, либеральных и социал-демократических ценностей. Но набором ценностей в построении проекта будущего не отделаешься. Нужна еще ясная политическая картина будущего мира. Нам известны три такие картины. В свое время американская политическая элита придумала новационный проект для своего государства — либеральную демократию, где главный тезис: «Все люди созданы равными и наделены Творцом определенными неотъемлемыми правами, среди которых — право на жизнь, на свободу и на стремление к счастью».
Америка не была тогда ни идеальным, ни справедливым обществом, как впрочем, и сегодня. И потому это положение не утратило своей актуальности, а в 1931 г. даже обрело форму «американской мечты». Именно так выразился в 1931 г. историк и литератор Дж. Адамс. Он писал о том, что это «мечта о земле, где жизнь каждого человека будет лучше, богаче и полнее, где каждый получит возможность осуществить свои способности». Адамс подчеркивал, что это мечта не об автомобиле и высокой зарплате, но о социальном устройстве, при котором каждый сможет реализовать себя и заслужить признание независимо от социального положения своей семьи и других обстоятельств. Как это часто бывает, со временем выражение «американская мечта» стало для многих воплощать именно то, что его автор не имел в виду — идеал личного успеха и благополучия. В этом ограниченном значении американскую мечту высмеивали и пародировали все кому не лень. Тем не менее, вера в то, что Америка — общество равных возможностей, остается главным двигателем социального и экономического прогресса этой страны.
Русская интеллигенция придумала свой — социалистический проект, критикуя либеральный за то, что демократические процедуры скрывают антинародное существо режима: «государство, которое, по сути, находится в руках капиталистов, нельзя назвать свободным, ибо оно служит интересам капитала» (Ленин В.И.). Социальное равенство — вот идеал, к которому надо стремиться.
Европейская, и, в частности, скандинавская политическая элита, глядя на недостатки двух этих проектов, пришла к своему социал-демократическому проекту, несколько ограничив и объединив основные ценности двух предыдущих проектов: «свободу» и «равенство». Компромисс между ними родил современную практику западной социал-демократии, которая тоже не является идеальной, и критикуется.
В этой связи, россиянам сегодня требуется политическая элита нового типа, «умеющая не только организовать население по законам массового производства и потребления, но и формировать народ как культурно-исторический субъект» по новому инновационному проекту развития.
Комментарии
***
"Российская идея была сформулирована В.В.Путиным перед началом избирательной кампании 2000 г. в ст-ье «Россия на рубеже тысячелетий в дек.1999 г.:«Патриотизм, державность,государственничество,социальная СОЛИДАРНОСТЬ».= ???
=Почему эта идея-якобы,"российская"?Она- путинская.Референдум что-ли проводился?В обществе,кот-е реально состоит из свободных граждан,из незомбированных граждан,в обществе,в кот-м нет авторитаризма,не может быть и речи и о некоей "социальной СОЛИДАРОСТИ" без базисного условия "социальной справедливости".
Что-то в этом направлении Тимофеева отметила как,якобы,выраженное Медведевым в"первом Послании Фед.Собранию от 5 ноября 2008 г."
Он,якобы,"так расставил свои ценностные приоритеты: справедливость,понимаемая как полит.равноправие,как честность судов,ответственность руководителей,реализуемая как социальные гарантии, требующаяПРЕОДОЛЕНИЯ БЕДНОСТИ и коррупции."
Звучит впечатляюще.А на деле?Разрыв меж бедными и богатыми при Медведеве еще увеличился,как возросла и корупция и транжирение средств(в т.ч.на бракованные израильские беспилотники,на сомнительные"мистрали")
И НЕВОЗМОЖЕН ПРОГРЕСС ПОКА ГНОБЯТСЯ РУССКИЕ
Да, еще беда, шапка была у рыбака.
Тогда Джигурду на кастинг, и семья поменьше и культуры побольше.
Очередная глупость от недомыслия, с полным отсутствием знанием основ общества, его законов и потребностей.
Основы довольно жидковаты. Для обсуждения этих глубинных основ, приглашу.
Да и построение мещанского потребительского общества, из этого же ряда.
Включив лет на 20, на полную мощь заводы на новых технологиях, по производству мещанского удовлетворения насытим рынок и что, приехали к тому с чего начинали?
Опять будем лет 25 искать новую идею?
Без социализации общества, без устранения траты человеческой энергии на обслуживание самого себя и своей семьи, нам не построить ни какого ни Гуманитарного, ни Справедливого общества, так как нам придётся постоянно пережёвывать своё же дерьмо, меняя только фасадные вывески.
Автодорога "Минск - Москва". забегаловка "Кондратьич". И что, прикажете в каждую забегаловку заходить и читать их вывески, когда моя единственная цель, это в конце концов прибыть в Москву? :-)
Что бы не бить голову дурью, надо смотря на листья, зреть в корень и решать задачи связанные с питанием этих листьев.
Не туда смотрят академики, и не то решают в своей близорукости и однобокости.
Вот академики и пытаются подсказать выход, но в силу разных причин, делают это неявным образом. Автор не уточняет, какую именно политическую элиту имеет в виду, говорит, "новую", возможно, полагая о том, что эта элита должна иметь "полное знание основ общества, его законов и потребностей" читатель и сам догадается.
А учитывая, что потребление стало де-факто неотъемлемым атрибутом человека, новая элита предусмотрит в инновационном проекте развития и справедливое его распределение.
Извините, подобное размышление с установкой на Пана - элиту, это просто глупость от не способности заглянуть чуть дальше носа, не видя перед собой новорожденного и мысля прошлым.
Новорожденное, убивает производство ширпотреба с его диктаторско - потребительской философией.
Лет через дцать, нам не нужна будет лёгкая промышленность, выпускающая товары потребительского спроса: - простыни, ложки, чашки, кастрюльки, тарелки, диваны с креслами, покрывала, одежду с обувью и т.д. так как всё это и с потребностями моды и желания человека можно будет напечатать на принтере, скачав программу понравившегося изделия с интернета и распечатав на 3Д принтере.
И учёные гнилые, плесенью покрытые и проект их гнилой и не дальновидный, где справедливостью в общем, увы, и не пахнет.
Не в ту сторону смотрят, пытаясь скрестить ежа с ужом.
Под стать тут будут и 3Д-принтеры, чтобы без затруднений реализовать такое справедливое распределение.
Не надо лукавить, ни в узком ни широком смысле. Либерал тогаш есть либерал торгаш не видящий дальше носа и моржи, а коммунист есть коммунист, создавший единую и разумную идеологию до конца нашего мира.
Так по какому сценарию будем жить. по торгашескому или коммунистическому, усовершенствуя только коммунистические взгляды и систему управления и не меняя всем понятную вывеску?
== Коммунизм слишком притягательная вывеска для мировых акул, зачем дразнить гусей==
Для того, чтобы поперхнулись и сдохли. Не гусей дразнить надо, а народ объединять, указывая ему единственно правильную дорогу с направлением и видимой конечной целью. Будь честен перед народом и он зауважает тебя. Будешь к хвосту одного дракона пристраивать фантики другого дракона, рискуешь быть съеденым этими драконами вместе со своей двухличностью.
Как можно спорить с близоруким, не видящим дальше носа, что впереди нас ждёт прекрасная земля с цветущими садами.
==первую попытку построения справедливого общества уже профукали===
Вы примитивны в незнании своём. Первые ложные листики, у всех растений отмирают, давая жизнь настоящим.
Отступление, не есть поражение!
Посмотрите какие силы, готовые схватиться за дубины, вас окружают.
Вот и интеллигенция уже ставит спектакли и фильмы изобличающие современную дурь с восхвалением прошлых заслуг и достижений. Дохлая и тухлая у вас идеология, в которой вы же уже обречены навеки захлебнуться.
Увы, но это так. С моей горы, это очень отчётливо видно.
http://maxpark.com/community/129/content/3085124
Общее изначально представляет из себя и систему, и отношения. Развивать общество можно, развивая общее.
Так и надо развивать общее. Термин "социализация" нас куда-то тянет, не совсем понятно куда. Вот, к добру он нас ведет, или ко злу ?
Однако, я знаю, что никакого будущего в гуманизме не будет. Тут есть ряд причин.
Во-первых, мне неизвестно, добр ли гуманизм.
Нет, я понимаю, что наручников не будет, что покормят и спать уложат в теплую постель.
Но достаточно ли этого для проектирования будущего ?
Будущее мне представляется опаленное огнем. Очень много вызовов и экспансий в современном мире.
Клерикализм – вековая мудрость в организации жизни общества, с момента воцарения парламентаризма, общество уверено скатывается на дно самого глубокого колодца. У России был шанс 20 лет назад вернуть РПЦ в лоно государства, но она упустила его, теперь ей лишь уповать и надеяться на Бога, что тот убережет ее от гражданской войны. Социализм и религия в СССР это был симбиоз. Христианские православные заповеди составляли основу "Морального Кодекса строителя коммунизма", таким образом, помогая друг другу поддерживать в обществе доброту и нравственность.
- мной давно уже (более 8 лет назад, книга "Игра за чёрных") предложена идеология Русской социал-демократии
*
"В этой связи, россиянам сегодня требуется политическая элита нового типа" -
- безусловно! Нужно менять строй, режим и власть (управленческие кадры). Это - потребность выживания страны во враждебном окружении ВБП
В лучшем случае - долгая стагнация.....
Сможете это сделать ?
Думаю, к моей просьбе присоединятся все активные члены РИС.
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Поскольку смерть есть окончание земной жизни человека, надо достойно её прожить и достойно умереть. Как говорится, The End.
А насчёт идеологии - Державность, Справедливость, Верность традициям....
Остается у вас Справедливость.
Однако, её недостаточно для обретения счастья.
Тем более, закон Доброй Воли (второй по счету) гласит : закон Добра и Справедливости ! Этот закон пишется вместе, ни в коем случае не отдельно, ибо еще древние знали, что Милость выше Справедливости.
Это я так, к слову.
А вам вопрос на засыпку : Мышление народа в вашей формуле кто будет развивать ?
Душа - это звёздочка, её полет может быть и не долог, но свет должен быть !
Допустим, что нет, что любая идеология под запретом. Тогда, и это сделано в нашем сообществе, легко доказываем абсурдность этой статьи Конституции, потому что выявлено наличие различных категорий идеологий, в том числе экономических, общественно-экономических, политико-экономических.
Так что дело времени, эту статью обязательно отменят, или уточнят.
Приглашаю посмотреть мнение доктора психологических наук Свенцицкого А.Л. НУЖНА ЛИ ИДЕОЛОГИЯ
ЮТУБ
http://www.youtube.com/watch?v=3o9xl5lFQbw&feature=youtu.be
Приглашаю посмотреть мою статью ИДЕОЛОГИЯ НАШЕГО ВРЕМЕНИ 823 комментария и 3513 просмотров
http://maxpark.com/community/politic/content/2034589
Приглашаю посмотреть мой видеоролик опроса общественного мнения по идеологии
ЮТУБ
http://www.youtube.com/watch?v=e7ncOmsUom8&feature=youtu.be
Приглашаю посмотреть мою статью ИДЕОЛОГИЯ НАШЕГО ВРЕМЕНИ 823 комментария и 3513 просмотров
http://maxpark.com/community/politic/content/2034589
Заметно, что люди стали дальновиднее. Про идеологию говорят положительно. Но я не увидел то, что хотел. Один только сказал, что не знает, какая идеология нужна. Другие своё мнение выражали чётко, но даже самые смелые из них говорили о том, что можно достичь общественно-политическими действиями. При чем тут идеология ?
В конце ролика у вас девиз : Любовь Творить Необходимость.
Вы можете этот девиз прокомментировать ? Эти слова известны про добро. Добро творить необходимость !
Вам не кажется, что вы людей путаете ?
И мне лично также известно, что есть закон Любви, он пятый по счету в системе законов Доброй Воли.
Добро выше Любви по статусу, это второй закон.
Зачем путать сознание людей ?
Президент России Владимир Путин рассказал, что смысл жизни заключается в любви. Такое мнение глава государства высказал по итогам заседания Российского географического общества (РГО), передает ТАСС.
«В любви вообще заключается весь смысл жизни, бытия. Это и любовь к семье, к детям, к Родине. Это такое многообразное явление, которое в основе всякого нашего действия находится», - заявил Путин.
Приглашаю посмотреть мой видеоролик В ЧЁМ СМЫСЛ ЖИЗНИ
ЮТУБ
http://www.youtube.com/watch?v=Sww5WViL6ng
Однако, слова Путина расходятся с его делами.
Души в своей глубине наивны, их легко "купить на любовь".
Закон Любви не является главным мировым законом.
Любовь, как проявленная энергия, стихийна, нелогична, нематериальна, неразумна.
В обществе любовь вертикально интегрируется в горизонтальные связи, что ведет к изменению межличностных отношений до крайних форм неприятия и вражды.
Я бы не строил храм Любви, он уже есть без нас, скрыт в нашей природе, и это чувство повелевает нами без нашего участия.
Общество можно строить на любви к детям, на дружбе и уважении, но строить общество на абстрактной любви - это чистый романтизм.
И на примере Путина мы видим, до чего это доводит.
С художественной стороны сделан хорошо.
Я знаю два правильных ответа на ваш вопрос "В чем смысл жизни для вас ?". И ни один из ваших интервьюеров их не назвал.
Но суть не в этом.
В русских пословицах и поговорках любовь привязана к отношениям мужчины и женщины, матери к ребенку.
Или наши предки были глупы ?
Или мы можем позволить себе распространить семейное на весь мир ?
Приглашаю посмотреть мнение о смысле жизни с конференции профессиональных философов
В ПОИСКАХ СМЫСЛА ЖИЗНИ
ЮТУБ
http://www.youtube.com/watch?v=Qi6tnhPPjD0
Сообщество «КОСМИЧЕСКИЕ КОММУНИСТЫ»
Коммунизм - это Социально-экономическая формация, которая неизбежно наступает в той среде людей, где люди Любят и Уважают друг друга и Знают Законы Жизни в Мироздании! Среди людей-друзей денег нет! Среди людей-друзей Дружеские Отношения, а не денежные!
Добро пожаловать!
http://maxpark.com/community/6848
Активисты нового пути развития должны быть хорошо подготовлены по общим вопросам идеологии, и хорошо понимать (осознавать), зачем им все это нужно.
Дмитрий Медведев, как профессиональный юрист, профанирует всё, к чему прикасается. И люди это видят, рейтинг этого политика составляет менее 11 %.
Хочу сразу сказать, что общего знания, изложенного в простой и доступной форме, сегодня не хватает. В любом изложении, особенно научном, мы легко находим изъяны, которые не обеспечат достижения высоких целей.
Поэтому есть предложение по формулированию программ достижения малых целей. Такие программы сделать можно и на хорошем уровне.
Что касается "высоких целей" ...
Необходимо определить их в ясных и понятных позициях (исходящих, реализуемых, итоговых). Грубо говоря, если мы призываем юношей в ряды военнослужащих, мы обязаны им дать гарантии того, что в случае их ранения или гибели и они сами, и их семьи будут находиться на попечении государства, и нуждаться они не будут. Надо изменить экономику так, чтобы хватало всем и еды, и жилья, и остального.