Как Зигмунд Фрейд бежал из нацистской Австрии, оставив родню, погибшую во время Холокоста
На модерации
Отложенный
В книге «Спасти Фрейда», опубликованной 23 августа, Эндрю Нагорски исследует историю побега отца психологии в Лондон, и Дж. П. О'Мэлли из Times of Israel берет у Нагорски интервью.
Аншлюс 1938 года вызвал в Австрии массовые аресты и волну антисемитского насилия. Зигмунд Фрейд написал в дневнике: «Finis Austriae [конец Австрии]».
Кроме своего еврейства, «[Фрейд] автоматически подвергался опасности как публичное лицо того, что нацисты осуждали как еврейскую лженауку», – пишет Нагорски.
Зигмунд Фрейд в своем кабинете на Берггассе 19 в Вене, 1934 год Фото: Музей Фрейда в Лондоне.
Отмеченный наградами журналист и автор книги "Спасая Фрейда’ Эндрю Нагорски. (Предоставлено / Фотография Майло Дэвиса)
Нагорски более трех десятилетий был корреспондентом и редактором Newsweek в Германии, России, Польше, Италии и Гонконге, а с 2008 по 2014-й – вице-президентом и директором аналитического центра по международным делам EastWest Institute.
Он написал книги «1941: год, когда Германия проиграла войну», «Охотники за нацистами» и «Гитлерланд: американские очевидцы прихода нацистов к власти».
– Зигмунд Фрейд ввел термин «психоанализ» в 1896 году. Можете ли рассказать о том, как движение росло в начале 20 века?
– Все началось с Венского психоаналитического общества, небольшой группы, которая собиралась по средам у Фрейда. Эта группа была в основном евреями. Но Фрейд не хотел, чтобы психоанализ воспринимался как еврейская наука. Он понимал, что это нанесет ущерб психоанализу. Поэтому он был в восторге, когда швейцарский психолог, нееврей Карл Юнг выразил горячий интерес. Но позже они поссорились.
«Спасение Фрейда» Эндрю Нагорски
– Можете рассказать об отношении Фрейда к сионизму?
– Он был членом правления Еврейского университета в Иерусалиме и не был против идеи еврейского государства, говорил о сочувствии сионистскому импульсу. Но он также говорил о том, что он считал практическими проблемами родины для евреев в Подмандатной Палестине.
– Это было выражено в очень известном письме, которое долгое время было непубличным в Израиле.
– В этом письме Фрейд сказал, что не понимает, как мусульмане и христиане будут терпеть еврейский контроль над Святой Землей, если сионистский проект будет реализован. Что было бы лучше, если бы еврейская родина была где-то в другом месте. Но по историческим и культурным причинам, лежащим в основе идеи еврейского государства, это неприемлемо. Он считал себя культурным евреем и гордился своим еврейским происхождением, – но был атеистом, хотя и был очарован религией как предметом культуры.
– В книге вы обсуждаете сексуальную жизнь Фрейда, хотя в ней не так много сплетен, о которых можно было бы говорить.
– Фрейд однажды сказал: «Я за сексуальную свободу, но сам я ею не пользуюсь». Он женился на Марте в 30 лет и стал преданным семьянином. Он мог говорить со своими пациентами обо всем, не стесняясь и не осуждая. Но в своей сексуальной жизни он был очень осторожным и консервативным. Я бы даже сказал, что он был неловок и застенчив с женщинами.
– Эрнест Джонс, официальный биограф Фрейда, является ключевой фигурой в вашей книге. Какую роль Джонс сыграл в популяризации работ Фрейда в англофильском мире?
– Эрнест Джонс был валлийским врачом, который в молодости начал читать работы Фрейда на немецком языке, затем был представлен Фрейду через Карла Юнга. Джонс открыл работы Фрейда англоязычному миру, а позже стал президентом Международного психоаналитического общества. Его трехтомная биография Фрейда по-прежнему остается лучшей.
Зигмунд и Анна Фрейд, около 1913 года (Общественное достояние).
– Вы также исследуете отношения между Анной Фрейд и ее отцом.
– Анна была младшей из шести детей Фрейдов. Фрейд стал ее аналитиком. Она заботилась о его повседневных потребностях в его венской квартире, а затем в доме Фрейда в лондонском Хэмпстеде, где он умер в сентябре 1939 года. Анна также сыграла важную роль в его спасении, ведя переговоры с нацистами.
– Как Фрейду в конце концов удалось бежать? Был ли это вопрос денег? Или его социальные и профессиональные связи помогли с эвакуацией?
Деньги, конечно, вошли в уравнение. После аншлюса нацисты назначили так называемых попечителей известных и богатых еврейских австрийских семей и ввели так называемый налог на бегство, оценив личное богатство. В случае Фрейда они подсчитали, что его собственный капитал – квартира и Международное психоаналитическое издательство – составляет около 50 000 долларов, ныне это около миллиона долларов. Фрейду приказали заплатить примерно 25 процентов от этой суммы.
Мария Бонапарт, жена принца Греции и Дании Георгия, а также правнучка Наполеона, предоставила большую часть наличными.
Психоаналитик Зигмунд Фрейд, в центре, позирует со своей дочерью Матильдой, слева, и доктором Эрнестом Джонсом по прибытии в свой дом в Хэмпстеде в Лондоне, Англия, 6 июня 1938 года (Фото AP)
– В 1938 году было не так много стран, готовых принять еврейских беженцев из Третьего рейха. Как Фрейду удалось быть принятым в Англии?
Эрнест Джонс сыграл огромную роль, он был изобретателен и имел много связей в высоких кругах. Но пока Фрейды не сели в поезд на Париж 4 июня 1938 года, не было ясно, смогут ли он и его семья благополучно покинуть страну. Четыре сестры Фрейда, которые остались, позже погибли в лагерях смерти во время Холокоста.
– Был ли Фрейд в тесном контакте с ними?
– Он оставил им много денег в надежде, что они смогут выжить, и очень беспокоился. Он спросил Марию Бонапарт, может ли она попытаться вывезти его сестер. Но это было невозможно.
– Фрейд прожил большую часть жизни в либеральной Австро-Венгерской империи, которая рухнула в 1918 году. Повлияло ли это на убеждение, что Австрия не будет захвачена нацистами?
– Да. Фрейд всегда надеялся, что австрийские политики смогут сдержать нацистов и Гитлера. И у него не было желания разрушить свою жизнь и стать эмигрантом, тем более что он подходил к концу своей жизни.
Недатированный портрет австрийского писателя, драматурга, журналиста и биографа Стефана Цвейга. (Фото AP)
– В этой книге несколько раз появляется Стефан Цвейг.
– Идея написать эту книгу пришла мне в голову, когда я читал автобиографию Стефана Цвейга «Вчерашний мир». Цвейг покинул Вену в 1934 году и умер в Петрополисе, Бразилия, в феврале 1942 года.
Позже он снова встретился с Фрейдом в Лондоне в 1938 году. Я задумался: почему так много евреев покидали Вену в то время и почему Фрейд был так полон решимости остаться?
– Были ли Цвейг и Фрейд близкими друзьями?
Нет. Но очень уважали друг друга. Фрейд ценил Цвейга как писателя, а Цвейг Фрейда как мыслителя.
– Фрейд стал знаменитостью, когда приехал в Лондон в 1938 году. Почему британцы так трепетали перед ним?
– В Австрии Фрейд приобрел эту славу постепенно. Но в Лондоне к нему сразу отнеслись как к огромной знаменитости, его приезд был воспринят как крупное событие, получившее широкое освещение в британской прессе. Британцы гордились тем, что он решил оказаться там. Его засыпали письмами и приглашениями многочисленные университеты и учреждения культуры. Многие известные деятели приезжали повидаться с Фрейдом в его доме на севере Лондона, включая Герберта Уэллса, Вирджинию Вульф и Сальвадора Дали.
– Что бы случилось с семьей Фрейдов, если бы они остались в Вене?
– Фрейд, вероятно, все равно умер бы до начала Холокоста, поскольку его жизнь оборвалась в Лондоне в сентябре 1939 года. Но его жена Марта и дочь Анна были бы убиты во время Холокоста.
Комментарии
Комментарий удален модератором