Экономическая идеология в современных условиях

На модерации Отложенный

Перская В. В.,Финансовый университет при Правительстве России, д.э.н

Тезисы. 

1. Неолиберализм — теория обоснования приоритетов глобального над национальными интересами, это базовая идеологическая детерминанта формирования монополярной конфигурации мирового сообщества в период трансформационных преобразований социально-экономических систем. 

В конце 80-х годов мировое сообщество, и в первую очередь, развитые страны усилили консолидированные расходы на обретение преимуществ в военном и экономическом противостоянии со странами социалистического лагеря. Это был этап подготовки результатов «холодной войны», отвечающих интересам стран Запада и выработки согласованных норм формирования новой геоэкономической модели мирового хозяйства, поскольку экономика стран социализма стремительно стала терять конкурентные позиции   на мировом рынке. 

2. В 90-е годы разрабатывается и принимается «Вашингтонский консенсус», базирующийся на десяти основных принципах, представляющих собой квинтэссенцию неолиберальной модели, которая одновременно с обозначением в качестве целей социально-экономического развития наций, сохранения экологической среды и ликвидации диспропорциональности уровня доходов, предполагает содействие демократизации общества на основе унификации демократических стандартов. 

3. Содержательная часть неолиберализма в сфере мировой экономики сводится к основным положениям: 

1) бюджетная дисциплина (крупный и устойчивый бюджетный дефицит способствует инфляции и бегству капитала; следовательно, правительства должны удерживать его на минимальном уровне); 

2) приоритеты общественным расходам (субсидии должны быть сокращены или отменены вовсе; правительственные затраты должны быть перенаправлены на образование, здравоохранение и развитие инфраструктуры); 

3) налоговая реформа (база налогообложения должна быть широкой, а предельные ставки налогов должны быть умеренными); 

4) процентные ставки (внутренние финансовые рынки должны определять размеры процентных ставок данной страны; позитивные реальные ставки процента препятствуют бегству капитала и увеличивают накопления); 

5) обменные курсы валют (развивающиеся страны должны принять «конкурентные» обменные курсы, которые будут стимулировать экспорт); 

6) либерализация торговли (тарифы должны быть минимизированы и никогда не должны применяться по отношению к промежуточным товарам, необходимым для производства экспорта); 

7) прямые иностранные инвестиции (зарубежные капиталовложения могут предоставить необходимый капитал и квалификацию, а потому должны поощряться); 

8) приватизация (частная промышленность функционирует более эффективно, поскольку управляющие или имеют прямую личную долю в прибылях предприятия, или подотчетны тем, кто ее имеет; государственные предприятия следует приватизировать); 

9) дерегулирование (избыточное правительственное регулирование может способствовать коррупции и дискриминации более мелких предприятий, не располагающих широким доступом к высшим эшелонам бюрократии; правительства должны дерегулировать экономику); 

10) права собственности (права собственности должны быть укреплены; слабые законы и плохая правовая система снижают стимулы к накоплению и аккумулированию богатства)

4. Первоначально предполагалось, что положения неолиберализма должны были быть положены в сферу трансформирования национальных экономик стран переходной экономики, и определить их степень участия в мировом хозяйстве в соответствии с преобладающими трендами в поступательном развитии промышленно развитых стран. 

Монополярная конфигурация мирового хозяйства основана на трехуровневой его организации — страны постиндустриальные (где свыше 75% ВВП формируется услугами); государства, где сконцентрирован материальный сегмент формирования мирового валового продукта и страны, которые выступают в качестве ресурсного сегмента мировой экономики, включая кадровый потенциал. 

При этом, такие государства как США, Евросоюз и Япония не заинтересованы в обеспечении «исторического подъема» России, в поступательности процесса трансформирования мирового хозяйства в многополярную конфигурацию. Поэтому, Россия сама должна идентифицировать себя в мировом сообществе и определить свои приоритеты, ценностные ориентиры и обеспечить их реализацию как национальный интерес всей страны. 

5. Именно в конце прошлого века получает подтверждение идея «постиндустриального» развития, критерием которого является уровень производства ВВП за счет услуг. Отсюда специализацией в рамках мирового хозяйства на основе международного разделения труда для стран переходной экономики определяется сегмент ресурсов, включая трудовые. 

Характерным для того периода является и то, что унификация подходов в рамках названных международных экономических организаций ко всем странам, исходя из четко стандартизированных критериев предполагаемого места страны в мировой экономике, создала предпосылки существенного изменения кадрового состава этих организаций в сторону снижения доли профессиональных экономистов и замещением их управленцами и представителями спецслужб. 

В качестве следствия широта интересов работников этих международных организаций напрямую затрагивала национальную безопасность, в т.ч. экономическую, и влияла на формирование государственной политики и идеологию развивающегося бизнеса в странах — объектах внимания международных экономических организаций, в соответствии с доктриной монополярной конфигурации мирового хозяйства. 

6. В этот же период существенно трансформируется роль международных экономических организаций, выполняемых их функций на макро- и микро- уровнях. Они выступили в роли транснациональных координаторов и «системных операторов» формирования монополярной системы функционирования мировой экономики, реализуя политику унифицированного подхода к отдельным странам и способствуя их переходу во второй или третий уровни производства мирового ВВП. 

В мировой экономке стала преобладать идеология доминирования глобальных интересов над национальными, чему способствовало последовательное снижение роли и функций национальных государств в регулировании социально-экономической политики отдельных стран. 

Реализация положений неолиберальной модели развития экономики обеспечивались, в первую очередь, так называемым «добровольным» открытием национальных экономик по отношению к внешнему миру, введением рыночных свобод во внутренних и внешних отношениях, обеспечением макроэкономической стабильности путем жесткой монетарной политики и приватизации государственной собственности. 

При этом должны были создаваться максимально благоприятные условия для глобального функционирования рынков при фактически резком уменьшении роли национальных государственных институтов.

Фактически речь шла о формировании трехуровневого мирового хозяйства, где странам «семерки» была отведена роль развития третичного сектора экономики — инноваций, высоких технологий, сегмента услуг, фармацевтики, биохимии и пр. в процессе создания мирового ВВП. 

Такие государства, как Бразилия, Китай, Индия, Индонезия и Аргентина, Чили и др. — сегмента собственно производства тяжелой и легкой промышленностей, выпуска машинотехнической продукции, в т.ч. на основе высоких технологий мировых лидеров. При этом данные страны обладают большой численностью населения, квалификационная подготовка которого осуществляется в странах «высшего эшелона» или на базе разработанных ими стандартов. Для этого выносились производства или технологические линии максимально четвертого технологического уклада в страны «второго эшелона», которые требуют постоянной модернизации и технологической реновации, поскольку, как правило, не соответствовали экологическим стандартам современного мира. 

Группа стран, в т. ч. Россия и государства постсоветского пространства, должны были в условиях монополярности исполнять роль поставщика ресурсов, включая трудовой потенциал и качественный человеческий капитал. 

Именно данная иерархическая система и была названа глобализацией мировой экономики, отвечающей, в первую очередь, интересам промышленных стран. Она базировалась на последовательной утрате функций и роли национальных государств при проведении политики всемерной либерализации и унификации правовых норм в мировом хозяйстве. Национальные экономические интересы стран второго и третьего уровней модели игнорировались под предлогом достижения более важной задачи — устойчивого мирового развития. 

7. Вопросы справедливого распределения мирового ВВП или создания условий для социально ориентированной экономики практически стали не достижимыми для всех государств, кроме «элитарной семерки». 

Таким образом, существующая концепция мирового хозяйства, основанная на неолиберальной теории, — есть обоснование развития его однополярности, где международные императивы общественной жизни и хозяйственной деятельности определяются интеллектуальной элитой постиндустриальных стран. 

И это правящая элита страны, обладающей самым высоким потенциалом в экономической, научно-технической и военной сферах и имеющей динамические показатели роста, т. е. США. Именно США взяли на себя роль «разработчика» для мирового хозяйства наиболее устойчивой модели национального развития и подготовки соответствующих кадров управленцев, экономистов и политиков для развитых и развивающихся стран. При этом полностью игнорируется факт того, что не все страны и народы согласны с предлагаемой из «единого мирового центра» их идентификацией и что предложенные им ценности противоречат традиционным устоям, религиозным канонам, обычаям и нравам отдельных наций и территорий. 

8. Исключительно самоидентификация нации в мировом сообществе — это источник успешности реализации ее национальных интересов в условиях перехода к многополярности. Отсюда необходимо повышение национальной конкурентоспособности — это фактор обеспечения не только национального поступательного развития и снижения социального расслоения, ликвидации диспропорциональности доходов и дифференциации уровней территориального развития внутри страны, но и условие обеспечения регионального устойчивого развития, формирования предпосылок достижения сбалансированности в многополярном мировом хозяйстве. 

Для России задача обеспечения национальной конкурентоспособности — это решающее условие успешности вхождения в многополярный мир, позволяющее эффективно диверсифицировать экспортную деятельность и обеспечить решение глобальных стратегически важных задач, отвечающих национальным интересам. 

Национальная конкурентоспособность — это условие достойного противостояния глобальным рискам, инспирированным извне, и получающим развитие в национальном хозяйстве в силу высокой зависимости национальной экономики России от экспорта минерально-сырьевых ресурсов. 

В этой связи использование программно-целевого подхода представляется как наиболее отвечающее задачам повышения эффективности национальной экономики, решения вопросов, отвечающих национальным приоритетам развития. 

Целевая программа — это система взаимоувязанных по целям, ресурсам и срокам мероприятий, обеспечивающих реализацию приоритетов в заданные сроки с наилучшим эффектом. Это сердцевина стратегического управления и выполняет в условиях рыночного хозяйствования функции: выявление узловых точек (приоритетов) развития, концентрацию сил и ресурсов для решения ограниченного числа задач; взаимную увязку программ между собой и с остальными блоками экономики. 

9. В современных условиях усиления заинтересованности развитых стран в сохранении за Россией специализации в мировом хозяйстве на поставки сырьевых ресурсов, программно-целевой метод используется в первую очередь в США, как действенный инструмент обеспечения повышения национальной конкурентоспособности, своего доминирующего положения в мировом сообществе в условиях возрастающей глобальной турбулентности в международных экономических отношениях и как системный элемент мер борьбы за сохранение монополярности мировой экономики. 

Программа повышения конкурентоспособности США предполагает концентрацию всех институциональных и ресурсных сил, проведение регулярного статистического мониторинга реализации целей экономической политики США, осуществления своевременных мер вмешательства в виде поддержки, защиты и выведения национального бизнеса на мировой рынок. 

В связи с изложенным правомерен вывод, что программно-целевой подход в мировой практике используется как достаточно эффективный инструмент достижения обозначенной цели повышения конкурентоспособности и противостояния переходу к многополярности. 

Грамотное и своевременное применение программно-целевого подхода в российской практике, в т.ч. используя школу программно-целевого развития в советский период, является одним из решающих условий повышения национальной и международной конкурентоспособности экономики России.