ФИТИЛЬ № 12 . ЭКОНОМИКА РОССИИ , КАК ЧЛЕН - ТО ЛИ ВСТАЁТ, ТО ЛИ ПАДАЕТ ... БАБАМ ВИДНЕЕ

«Данные Росстата о структуре динамики ВВП за первый квартал 2014 года говорят об ухудшении состояния всех без исключения секторов экономики. А основная макростатистика за апрель – май не позволяет сделать вывод о том, что спад прекращен», – говорится в аналитическом обзоре Центра развития ВШЭ.

Российская экономика вошла в фазу технической рецессии (отрицательная динамика ВВП в квартальном выражении два квартала подряд. – Ред.) уверены аналитики HSBC. Индекс PMI сектора услуг от HSBC в июне вырос до 49,8 балла и остался ниже критического уровня 50 баллов, который разграничивает рост и спад деловой активности. Индекс объемов производства составил 50,1 балла (после майских минимальных за пять лет 47,1 балла) на фоне незначительного роста объемов производства в обрабатывающих отраслях в июне.   В HSBC прогнозируют ухудшение ситуации в третьем и четвертом кварталах на фоне исчерпавшего себя эффекта базы.

В правительстве, напротив, полны оптимизма. Российская экономика неплохо себя чувствует – динамика макро­экономических показателей чуть лучше прогнозов Минэкономразвития, заявил на днях премьер Дмитрий Медведев.   Ранее министр экономического развития Алексей Улюкаев заявлял, что  Минэкономразвития в сентябре может пересмотреть свой прогноз по  тем­пам роста российского ВВП в 2014 году в сторону увеличения. По его словам, прогноз может быть повышен до 1%.


Кто же прав – экс­перты или чинов­ники ?

По данным Росстата, в первом квартале экономика выросла на 0,9% в годовом выражении, однако по сравнению с концом четвертого квартала 2013 года сократилась на 0,3%.

В апреле рост составил 1,3% (к марту – минимальный рост на 0,1%), по данным Минэкономразвития. В мае физический объем экономики сохранился на уровне апреля.   «Это позволило чиновникам говорить о низкой вероятности технической рецессии в первом полугодии», – поясняет Николай Кондрашов из Центра развития ВШЭ.   По его подсчетам, спад в первом квартале относительно четвертого квартала прошлого года составил 1,5%. «Судя по всему, в апреле – мае под влиянием разворачивающегося украинского кризиса ситуация продолжила качественно ухудшаться», – считает он.  

К понижательным факторам эксперт относит продолжающееся снижение инвестиционного спроса в промышленности и ослабление потребительского спроса в торговле, стабилизацию и даже возможное сокращение добычи энергоносителей в ближайшее время.  

«Инвестиционная пауза может затянуться на несколько лет, а это лишает промышленность одного из былых драйверов», – предупреждает Кондрашов.   В то же время, отмечает он, происходящее в последние дни постепенное снятие напряжения вокруг украинского конфликта в случае закрепления этих политических достижений может оказаться значимее всех вышеуказанных факторов.  


«И в этом случае мы, действительно, можем выйти на темпы роста экономики до… 2% в год начиная с 2015 года.


Темпы выше 1,0% в текущем году нам вряд ли светят» – уверен эксперт.