ФИТИЛЬ № 5. ЕГО ГОДА – ЕГО БОГАТСТВО
Президент России Владимир Путин недавно изменил параграфы закона «О государственной гражданской службе РФ», касающиеся предельного возраста пребывания на этой службе.
В этом документе, «библии чиновничества», теперь закреплено положение о 70-летнем возрасте, до которого «слуги государевы» могут греть свои кресла в органах власти.
Однако в России уже десяток лет действуют одновременно четыре (!) программы кадрового резерва. Неужели они поставляют «продукт» столь низкого качества, что приходится буквально приковывать к галерному веслу пожилых людей, чьи мечты преимущественно сводятся к тому, чтобы нянчить внуков где-нибудь на Сардинии, управляя "честно" нажитым за годы беспокойного служилого рабства .
Еще недавно закон регулировал возрастное завершение карьеры более жестко и бескомпромиссно. Так, с 2004 года предельный возраст был установлен по планке 60 лет. Однако в результате последующих правок картина выглядела таким образом: если сам чиновник не против, а государство («представитель нанимателя») его в этом поддерживает, то срок продлевался до 65. Не более. Отдельная ссылка была указана для категории «советники» («помощники») высокопоставленного руководителя: они могли оставаться на службе до той поры, пока служит это самое лицо. Хоть до 85 лет. Кстати, этой мерой закон закрепил сложившуюся в «русской политической культуре» (термин В.Ю. Суркова) практику: с уходом (падением) ключевого чиновника уходит и вся его камарилья.
С введением новых поправок срок службы чиновника может быть продлен (по его желанию) лично президентом до 70 лет. Но это касается только категорий «руководитель», относящихся к высшей касте.
Что характерно, поправку в Думу вносил президент, которому в тот момент было 60 лет, но Конституция верхнюю планку возраста своего гаранта никак не ограничивает.
По мнению экспертов, продление срока службы высших руководителей резко сужает «социальный лифт», который в России и без того узок, движется рывками, с натугой, и попадание в него – не правило, а везение.
Эксперты полагали, что таким образом президент постарался успокоить ряд своих высокопоставленных сотрудников: Евгения Мурова, Михаила Фрадкова, Николая Патрушева, Юрия Ушакова, Андрея Фурсенко и т.д. Немало «старцев» и среди тех, кто руководит и входит в советы директоров (правления) крупнейших госкорпораций.
В принципе, нежелание Владимира Путина опираться на людей молодых в определенный период было настолько заметно, что некоторые политологи, например Евгений Минченко и Ольга Крыштановская, ввели в обиход термин «политбюро 2.0». С прямым намеком на Политбюро ЦК КПСС.
Но причина продления предельного срока службы гражданских чиновников может быть гораздо более неприятной, чем простое желание главы государства работать с людьми, которые ему близки.

Комментарии