"Место встречи изменить нельзя". Истории о фильме.
Идею создания сценария фильма подсказал братьям Вайнерам Владимир Высоцкий.
Прочитав один из первых экземпляров только что вышедшего романа "Эра милосердия", он явился к ни домой со словами:
"Я пришел застолбить Жеглова".
"В каком смысле застолбить?" – удивились Вайнеры.
"Ваша "Эра" - это большое, очень большое кино! И так, как я вам сыграю Жеглова, - его вам никто не сыграет".
Прототипом Глеба Жеглова был знакомый Вайнеров, начальник ОБХСС Дзержинского района Москвы. Его посадили за взяточничество, но он ни в чем не признался и добился пересмотра своего дела.
Освободившись за недоказанностью, восстановился на своем прежнем посту, а на следующий день... подал заявление об отставке.
10 мая 1978 года съемочная группа приступила к работе. Фильм должен был начинаться с фронтового эпизода, где Шарапов и Левченко выносят из боя раненого языка. В роли языка – старший сын Марины Влади.
Дубль за дублем промокшие актеры лезли в ледяную воду. После съемок Володя заметил у Павлова на спине следы от банок – Витя только что перенес воспаление легких и вышел из больницы. Но героический пролог в картину не вошел, из-за этой сцены исчезала интрига последней серии в банде.
Владимир Конкин рассказывал, как однажды ему пришлось сниматься в сцене с огромнейшим монологом, который ему никак не удавалось произнести без запинки.
Ситуация усугубляло и то, что Высоцкому в этот день надо было улетать. Когда же текст таки удалось произнести, Говорухин объявил, что нужно снимать еще второй дубль, и тогда возмущенные осветители начали тушить свет – их рабочий день окончился.
"Все уговаривают, умоляют этих “светляков” - а те вырубают свет...
В это время Высоцкий лежал на диванчике. Внимания ни на кого не обращает. Глазки закрыты...
Никогда не забуду, как среди этого всеобщего стона вдруг встает Высоцкий. Моментально наступает тишина. И только слышно его скрипучие сапоги. Он выходит на середину...
Ни одного слова из того, что он сказал, я произнести нашим уважаемым читателям не могу. Я только тогда понял, что такое “тридцатитрехэтажный”...
Это было так скомпановано! Последнее слово было: убью.
Как закипела работа!
Сразу все стало зажигаться!"
Без участия Высоцкого в фильме не было бы многих деталей. Это он приделал фотографию Вари (любимой девушки Шарапова) на дверь, где должен был спрятаться Шарапов. Васе Векшину он надел на шею белое морское офицерское кашне. В то время в таком наряде щеголяли подростки, подчеркивая принадлежность к фронтовикам. На руке у Векшина появилась наколка "Леля" (самое модное имя тех лет).
Высоцким в отсутствие уехавшего со съемок в командировку Говорухина были поставлены сцены допроса Груздева и провала засады в Марьиной роще.
Лариса Удовиченко, сыгравшая в фильме роль Маньки Облигации, в одной из телепередач о фильме рассказала, что ставшая крылатой фраза "Облигация или Аблигация?" вырвалась у нее случайно. В тот момент она действительно не знала правильного написания этого слова. Так эта реплика и попала в фильм.
Иван Бортник, игравший Промокашку во время съемок сцены, когда преступники выходят из подвала, удивил не только статистов-милиционеров, но и самого Высоцкого. И. Бортник: «Как снималась сцена выхода из подвала? После спектакля “Павшие и живые” мы с Володей подъехали к месту съемки у Яузских ворот. Это недалеко, минуты две езды.
Говорухин стоит мрачный, матерится. Не складывался эпизод: все выходят, бросают молча пистолеты, скучно, серо, однообразно...
Станислав мне говорит:
“Слушай, я тебя очень прошу, ну придумай что-нибудь”. А время уже поджимает.
Мы пошли с Володей вниз, в подвал, переодеваться. И тут мне пришла в голову мысль...
Это было для всех неожиданностью. На выходе из подвала я истерически запел блатную песню, стал костерить охранников, пинаться с ними... Ни Говорухин, ни Володя этого не ожидали. От неожиданности Володя даже вдруг потерял серьез, улыбнулся. А я настолько вошел в роль, что плюнул Жеглову в лицо. Он оторопел, утерся… А я уже вовсю попер на них:
«Мусора, суки…».
Но еще неадекватнее повели себя охранники.
Надо сказать, что Говорухин нашел для этого эпизода настоящих милиционеров тех лет, давно уже вышедших на пенсию. Их переодели в послевоенную форму и привезли на съемку. И что с ними случилось! Они вроде понимают, что я актер, но внезапно произошло что-то такое в их сознании: а вдруг не актер? Вдруг настоящий уголовник? У них, вероятно, перед глазами все смешалось, и они стали меня бить, заламывать руки так, что я просто заорал от боли. И они кричат: «Ах ты, тварь паскудная, да мы тебя сейчас здесь же и задавим!»…
Говорухин несколько раз вносил поправки в сценарий, правда, это не всегда происходило по его собственной воле. По указанию руководства Гостелерадио и вопреки собственным представлениям, ему пришлось изменить концовку фильма и оставить в живых подругу Шарапова – Варвару Синичкину. "Это было решение Гостелерадио СССР, у которого была норма смертей в каждом фильме. Если в конце фильма убивали Левченко, у которого Шарапов был командиром, то еще одна гибель - это был бы уже перебор", - вспоминал Георгий Вайнер
Однажды во время съемок ночной погони пришлось оцепить часть территории возле Большого театра. Однако поклонницы все же прорвали ограждение. В перерыве кто-то услышал, как кричит Высоцкий. Бросились к нему и увидели, как он пытается оторвать от себя молодую женщину, от переизбытка чувств вцепившуюся зубами в его кожаное пальто. Алексей Миронов (шофер Копытин) во время съемок ослеп. Катаракта на обоих глазах. Высоцкий позвонил другу, офтальмологу Федорову, и "шоферу" вернули зрение.
Всеволод Абдулов (милиционер Соловьев) приглашение в фильм получил в больнице: "
В начале осени 1977 г. я разбился на машине буквально насмерть. Три недели без сознания – полный кошмар. Затем – одна больница, вторая, третья, четвёртая. Поначалу врачи вообще ко мне не подходили – знали, что случай смертельный и шансов нет. Но я… как-то не хотел умирать! Я ничего не соображал, но пытался им объяснить, что всё-таки жить буду!
И когда уже весной я лежал в очередной больнице после тяжёлой операции, пришёл Володя со Славой Говорухиным.
Они принесли мне 5 томов сценария «Места встречи…» И, понимая, что я не запомню, оставили на листочке список ролей – любую мне на выбор.
Я выбрал Соловьёва. Страшные были съёмки. Я не мог текст запомнить. Не мог запомнить, что Володю зовут Глеб. Но для меня просто решался вопрос: либо я буду продолжать жить и работать, либо – всё… страшное время.
И на сцене у меня были моменты полной «вырубки» – не то, что я текст забывал, я просто не мог понять, где нахожусь!.." 
"
Помните кадры: Жеглов разбивает стекло «Фердинанда» и, высунувшись, стреляет по уходящему «студебеккеру» с бандитами?..
— С этим моментом такая оплошность получилась, — вспомнил главный оператор сериала Леонид Бурлака.
— Никто заранее проверить не догадался, а стекло-то в окне автобуса оказалось чуть ли не 5-миллиметровой толщины. Когда начали съемки эпизода, Володя раз по нему ударил, другой — без толку. Наконец с третьей попытки высадил. И тут же закричал сердито: «Ну все, п...ц!».
Смотрим, у него рука в крови: на пальце очень глубокий порез от осколка.
А ведь вечером того дня Высоцкий должен был выступать с очередным концертом, его уже и машина ждала. Но в итоге пришлось выступление отменить, поскольку Володя не мог играть на гитаре."
Многие места действия, описываемые в романе и сценарии, пришлось поменять: по Цветному бульвару, где убили Векшина, не ходит трамвай; на площади Никитских ворот лезло бы в кадр здание ТАСС; "Нарва", где арестовали Маньку-Облигацию, была тогда на ремонте.
Отлично помню, как снимали первый эпизод нового фильма, — говорит профессиональный бильярдист Владимир Иванов, руками которого «играли» в ленте Жеглов и Копченый.
— Киногруппа арендовала тогда бильярдную в Центральном парке, сейчас ее уже нет. Изначально мне предложили роль в массовке, за что пообещали в день шесть рублей с полтиной. Потом задействовали в эпизоде. В фильме есть момент, когда мельком показывают общий вид бильярдной, где я лихо «заворачиваю» шар. Затем входит Жеглов, здоровается со мной и начинает «раскручивать» Копченого.
Высоцкий настолько вошел в роль, что удар, который я показывал, абриколь (шар сначала ударяется об один или несколько бортов и лишь затем — в прицельный шар), вскорости повторил, и это удачно засняли. Сейчас в Одессе есть бильярдная «Место встречи», где собираются любители легендарного барда и актера.
После выхода фильма зрители были убеждены в том, что у Станислава Садальского, сыгравшего вора-карманника Кирпича, дефект речи.
Когда снимали эпизод с допросом Кирпича, получалось не смешно, и Говорухин попросил Высоцкого рассказать пару баек от имени придурковатого персонажа, у него это здорово получалось.
Вся съемочная группа по полу каталась от смеха, слушая «шепелявые» истории. Садальский послушал, поупражнялся и стал говорить аналогично.
С. Садальский:
"Говорухин позвонил мне и предложил роль Кирпича. Прочитав сценарий, я сказал, что такого придурка играть не хочу, мне нравится роль Шарапова. Говорухин расхохотался и сказал, что меня на нее не утвердят. Я спросил, почему. Говорухин сказал, что Шарапов был комсомольцем.
«Что значит комсомольцем? А я кто, по-вашему?»
-- обиделся я.
«Лицо у него должно быть другим»
-- «Каким?»
-- «Такие обычно в газетах печатают».
После того, как фильм показали по телевидению, в течение двадцати лет, где бы меня ни встретили -- в троллейбусе, в метро, на улице, -- везде показывают пальцем и произносят одно и то же слово: «Кирпич». Я ненавижу эту роль.
Но с другой стороны, если бы ее не было, моя жизнь была бы гораздо беднее."
На роль Горбатого в последний момент был назначен Армен Джигарханян. По замыслу режиссера, его должен был играть Ролан Быков, но что-то не сложилось, и буквально за день до начала съемок на площадку вызвали Армена Борисовича.
Самый драматичный момент произошел во время съемок погони, когда машина Фокса, сбивая парапет, должна падать в Яузу, — вспоминает Леонид Бурлака.
— Никакого монтажа быть не могло, поэтому приспособили два «Студебекера», один из которых был без мотора. Сцену снимали одновременно тремя камерами, так как дубль был только один.
Первая машина промчалась на сумасшедшей скорости, а в кабину второй посадили каскадеров и стали ее толкать в воду. «Студебекер», сделав в воздухе кульбит, перевернулся и упал в воду вверх колесами. Вынырнул каскадер, изображавший «голову» Белявского и сидевший в воде, а остальные не появляются. От жуткой паники директор картины даже потерял сознание. Но спустя какое-то время каскадеры все же вынырнули. Их спасло то, что во время падения один из них успел открыть дверцу. Иначе бы кабину сплющило и дверь заклинило.
Этот эпизод получил несколько международных призов как лучший каскадерский трюк.
Cреди «ляпов» картины внимательные зрители могли заметить появление в кадре погони за Фоксом «ГАЗ-24», которая никак не могла быть в Москве 1945 года. Бросается в глаза и силуэт черной кошки, которую рисует «бычком» от сигареты на стене ограбленного магазина один из членов банды. На самом деле актер лишь обводит уже нанесенный на стену контур, предварительно выполненный самим Говорухиным.
Часть фильма снималась в Одессе, и Высоцкому приходилось по два-три раза в день летать в Москву на спектакль и обратно. Высоцкий не бросал театр.
Милиция везла его в «Волге» с сиреной, а гримерша по дороге превращала Жеглова в Гамлета. А после спектакля, иногда и почтовым самолетом, рядом с кипой газет артист летел в Одессу на утреннюю съемку
Комментарии
И всегда смотрю, и буду смотреть!
Она фильм посмотрела в первый раз, счастливая)
Дорогие поэты московские!
Я скажу вам сегодня,любя:
Не делайте под Маяковского,
А делайте под себя!
Све сделано талантливо и с хорошим вкусом, нет пошлости. Есть правда жизни. И актерский состав тоже выше всяких похвал.))))