Итак, в ночь на 2 августа (правда, непонятно – почему именно в ночь?) городской суд Тбилиси рассмотрел ходатайство главной прокуратуры Грузии и заочно избрал для бывшего президента республики Михаила Саакашвили в качестве меры пресечения арест – предварительное заключение.
(Саакашвили был президентом Грузии с января 2004 до 17 ноября 2013 года. В середине ноября прошлого года, за пару дней до истечения срока полномочий, он уехал из страны и с тех пор живет за рубежом.)
Как подчеркнул представитель судебного ведомства: «Саакашвили в последние месяцы несколько раз уклонялся от явки на допрос в качестве свидетеля по ряду важных дел, а затем отказался и от дистанционного допроса по Skype. В таких случаях по законам Грузии главпрокуратура имеет право ставить вопрос об избрании меры пресечения для лиц, уклоняющихся от явки на допрос, что и было сделано».
Напомним:
28 июля главпрокуратура приняла постановление «О привлечении к уголовной ответственности Саакашвили по обвинению в превышении служебных полномочий» и сообщила:
«7 ноября 2007 года на основании преступного приказа тогдашнего президента Саакашвили в Тбилиси сотрудники правоохранительных органов жестоко расправились с демонстрантами, избив сотни мирных граждан, в тот же день отряд спецназа МВД Грузии без всяких правовых оснований и незаконно ворвался на территорию телеканала «Имеди», избив сотрудников и граждан…. После этого по указанию Саакашвили высшие должностные лица Грузии начали незаконный процесс завладения имуществом бизнесмена Бадри Патаркацишвили».
Аналогичные обвинения были предъявлены также экс-главе МВД Грузии Вано Мерабишвили, экс-мэру столицы страны Гиге Угулаве, бывшему генеральному прокурору Зурабу Адеишвили и бывшему руководителю оборонного ведомства Давиду Кезерашвили.
В связи с тем, что с ноября 2013 года Саакашвили проживает вне страны, соответствующее постановление было вручено в Тбилиси его адвокату.
Однако благополучно обретающийся в Нью-Йорке экс-президент не намерен просить какую-либо страну предоставить ему политическое убежище. О чём он 2 июля и сообщил в интервью тбилисской телекомпании «Рустави-2», заявив, что «не собирается просить какую-либо страну предоставить ему политическое убежище, так как в этом нет необходимости».

Бывший лидер Сакартвело считает предъявленные ему грузинской прокуратурой обвинения «необоснованными» и полагает, что решение горсуда Тбилиси «не помешают (ему – ENF) в передвижениях по миру».
«Недавно я был в Албании, 30 июля я находился в Будапеште по приглашению моего друга, премьер-министра Венгрии Виктора Орбана, вскоре намерен посетить ряд других стран, — с деланным безразличием изрёк Саакашвили. — Есть две страны, куда я сейчас не имею возможности поехать — это Грузия и Россия».
Разумеется, что вмешаться во всю эту ситуацию (ну а как же – птенец гнезда Колумбийского университета!) поспешили Соединённые Штаты, заявившие 30 июля устами небезызвестной главы пресс-службы госдепартамента США Джен Псаки, что «обеспокоены обвинениями в превышении служебных полномочий, выдвинутых в Грузии в адрес экс-президента республики Михаила Саакашвили», и потребовали «не использовать судебную систему в целях мести».

Мадам Псаки в свойственной ей пафосно-бестолковой манере протараторила: «Приверженность делу верховенства закона означает, что в демократическом обществе каждый соблюдает закон, и правовая система не должна использоваться в качестве инструмента политического возмездия… Мы продолжим напоминать грузинским властям о необходимости неукоснительного соблюдения правовых процедур и верховенства закона».
Не остался в стороне от внутригрузинских «разборок» и Евросоюз, продекларировавший (в распространенномзаявлении внешнеполитической службы ЕС) свою «обеспокоенность» в связи с обвинениями главпрокуратуры Грузии в адрес экс-президента страны Михаила Саакашвили:
«При том, что никто не может быть выше закона, уголовные преследования в Грузии должны быть прозрачными, соразмерными, без политической мотивации и строго следовать надлежащей правовой процедуре… Евросоюз будет внимательно следить за этим и другими судебными процессами против членов бывшего правительства и нынешней оппозиции в Грузии… Мы призываем все стороны в грузинской политике выйти за рамки прошлых конфликтов и сосредоточиться на будущем страны».
И что интересно: и Вашингтон, и Брюссель, ещё даже близко не ознакомившись с материалами обвинения (хотя с какой такой стати их кто-то обязан знакомить?), начали нервически бубнить уже всем знакомые мантры про «прозрачность, соразмерность», «политическую немотивированность» уголовных преследований, неиспользование судебной системы «в целях мести».
С чего бы это старые «друзья» Михаила Николозовича так забоялись за судьбу своего былого ставленника? Столь не доверяют ими же вскормленной и выпестованной судебной системе Грузии и лично ими же активно «одобренными» премьер-министру Ираклию Гарибашвили и президенту Георгию Маргвелашвили?
Ну конечно же нет. Дело совсем в другом:
Нервозность Вашингтона и Брюсселя легко объяснима их боязнью, что бывший лидер Сакартвело может рассказать на суде (если почувствует, что чаша весов Фемиды клонится явно не в его сторону) очень много «интересного» и про «неофициальные дружеские» поставки Штатами и странами ЕС в Грузию вооружений, и о своих совместных с Пентагоном планах по разработки на грузинской территории (в американских лабораториях) биологического оружия.

Как и об истинной роли США вкупе с НАТО в событиях августа 2008 года, и ещё очень много чего об очень многом другом.
Западу «разболтавшийся» Саакашвили не нужен. Пусть уж лучше читает лекции о «прелестях грузинской демократии» в уютных университетах Нью-Йорка и Бостона, да и помалкивает себе в тряпочку.
В любом ином случае никто не сможет поручиться, что грузинский экс-президент не повторит судьбу небезызвестного Бориса Абрамовича …

Комментарии