Оптимизация больниц с летальным исходом

 На недавнем совещании президент Путин обрушился на региональных чиновников за бюрократический подход к реформе здравоохранения. Маленькие больницы в глубинке «оптимизируют» — по сути закрывают. В результате медицина становится труднодоступной для многих жителей сел и малых городов. Наши читатели бьют тревогу и опасаются гуманитарной катастрофы.

 

Магнитка: закрыли образцовую больницу

Больница поселка Магнитка считалась одной из лучших в области. А потом ее «оптимизировали». Закрыли  роддом, гинекологию, инфекционное, хирургическое, педиатрическое отделения. Пациентов отправляют в Кусинскую районную больницу. Кусинский роддом тоже сократили, поэтому роженицы едут в Златоуст.

— В Кусе хорошая больница, но она переполнена,— рассказала нам наша читательница, председатель женсовета Магнитки Надежда Гузеева. — Когда не хватает мест, людям приходится отправляться в Челябинск, за 200 километров! Родители боятся за детей. Были случаи, когда приходилось везти больного ребенка на частной машине в Челябинск, потому что в Кусе его могли положить только в коридор. В больнице Магнитки оставили стационар дневного пребывания. Но представьте, человеку с высоким давлением делают в стационаре капельницы, а потом отправляют домой.  Он идет и падает от головокружения. Чиновники говорят  об оптимизации, нормативах, о благе для пациентов. Да у нас смертность за последний год выросла вдвое! Оптимизация до гроба — вот что такое эти реформы... 

 

Юрюзань: вместо поликлиники — магазин

В больнице Юрюзани сохранены все отделения, кроме роддома.  Рожениц отправляют в соседний Катав-Ивановск. А в помещение бывшего роддома перенесли поликлинику. Для медучреждения это удобно и выгодно. Можно сэкономить на коммуналке и лаборатории: теперь она общая для поликлиники и больницы. Но юрюзанцы возмущены.  

— Раньше детская и взрослая поликлиники располагались в самом центре города,  — пожаловался наш читатель, пенсионер Геннадий Борисов. — А сейчас их перенесли на окраину. Городской транспорт ходит плохо. Бывает, что с больным внуком приходится стоять на остановке больше часа. В помещении детской поликлиники  открыли торговый центр. Во взрослой тоже собираются сделать магазин. Коммерсантам эти новшества выгодны, а вот нам, горожанам, совсем нет.

 

Кыштым: сердечники лечатся за свой счет

Больницу Кыштыма оптимизировали одной из первых в области. Сначала закрыли роддом, а роженицам предложили ехать в  Миасс или Челябинск. Потом сократили инфекционное отделение.  

— До Миасса добираться от 40 минут до часа, — говорит спикер городского собрания депутатов Дмитрий Шуткин. — А если ситуация экстренная? Недавно у беременной женщины случилась отслойка плаценты, и пока ее везли до Миасса, она потеряла много крови. И роженицу, и малыша спасли, но врачи сказали, что ей повезло. Инфекционное отделение в Миассе переполнено. Был случай, когда родители ночью отвезли ребенка в больницу, а потом им пришлось возвращаться домой за детской раскладушкой. В Кыштыме инфекционное отделение располагалось в прекрасном здании, построенном по всем стандартам. Нам сказали, что содержать это отделение невыгодно.

Но разве правильно искать выгоду, когда речь идет о жизни и здоровье людей? 

Сейчас в больнице Кыштыма функционируют педиатрическое, хирургическое, терапевтическое отделения. Нет кардиологии, и пациентов с инфарктами и инсультами направляют в другие города. Но ведь таким больным нужна поддержка родных, а не все родственники могут ежедневно преодолевать десятки километров, чтобы  навестить «сердечника». Поэтому некоторые кыштымцы отказываются уезжать и ложатся в местное терапевтическое отделение.

— Однако  ФОМС не финансирует  лечение больных с инсультами и инфарктами в нашей больнице, и им приходится покупать дорогие лекарства за свой счет, — сообщил нам Д. Шуткин.

 

Рейтинг смертности

Укрупнение медучреждений идет по всей стране с 2012 года. Больницы с низкой мощностью, не соответствующие стандартам, включаются в состав более крупных, хорошо оснащенных клиник.

— Основным механизмом повышения эффективности здравоохранения и совершенствования организации медицинской помощи в стране является оптимизация деятельности первичной медико-профилактической и специализированной помощи, повышение эффективности расходования средств путем снижения расходов на круглосуточный стационар за счет внедрения стационарзамещающих и ресурсосберегающих технологий, — прокомментировали нам в минздраве Челябинской области. — Оптимизация предполагает повышение доступности качественной специализированной медпомощи для населения малых поселений на основе концентрации части этой помощи в более крупных подразделениях учреждений здравоохранения, оказывающих медицинскую помощь населению нескольких муниципалитетов.

В каждом конкретном случае вопрос о сокращении или расширении коечного фонда в лечебно-профилактическом учреждении решается индивидуально. Дневной стационар позволяет без снижения доступности медицинской помощи проводить обследование и лечение больных, не нуждающихся в круглосуточном наблюдении врача, на качественном уровне круглосуточного стационара, но с использованием меньших ресурсов.

Звучит правильно. Но всегда ли чиновникам удается нащупать баланс между разумным сокращением расходов и такой экономией, которая ведет к гуманитарной катастрофе? По данным Минздрава РФ, в 2013 году Псковская область заняла первое место в стране… по смертности.  При этом модернизация здравоохранения в регионе прошла полным ходом. Там, где были 24 районные больницы, теперь шесть крупных медцентров.  Современных и высокотехнологичных. Правда, многие больницы закрыли или «оптимизировали» часть отделений. И вот результат…

— Особо чувствительный вопрос — это оптимизация сети бюджетных медицинских учреждений,— сказал президент Путин в январе этого года на совещании, посвященном развитию здравоохранения в РФ. — Мы знаем, чем оборачиваются здесь поверхностные, формальные, чисто бюрократические подходы. Например, какую реакцию людей вызывало закрытие больниц или роддомов на селе, в небольших городах, где, собственно говоря, кроме этих медучреждений, ничего другого и не было. Такая структуризация сети, конечно, недопустима. Нужны выверенные, обоснованные решения, постоянный и откровенный диалог с гражданами.

Не попадет ли наша область в число тех, где преобладают такие «формальные подходы»? Не хочется, чтобы Южный Урал приблизился к Псковской области в рейтинге смертности…

Татьяна Короткая