Операция "Сатурн"
Отказ от операции «Сатурн» был КРУПНЕЙШЕЙ за всю войну ошибкой советского командования. Скажем больше: ошибкой непростительной. Каким же образом эту операцию можно было провести?
Идеальный вариант заключался в синхронном проведении операций «Уран» и «Сатурн». При этом главным было то, что достигалась абсолютная внезапность. Сил имелось достаточно. Удар Сталинградского и Донского фронтов носил функции вспомогательного, а Воронежского и Юго-Западного — главного. Собственно, так и предполагали в Ставке и Генштабе до того, как узнали реальную численность группировки Паулюса.
Обстановка для проведения операции «Сатурн» складывалась весьма благоприятная. Концентрация главных сил группы армий «Б» под Сталинградом привела к тому, что немцы лишились возможности создать сплошную линию обороны против советских войск. Более того, советскому командованию стало известно, что в результате успешного проведения Сталинградской наступательной операции на участке Лихая — Ростов образовалась огромная брешь, не заполненная какими-либо немецкими частями. Отсутствие у противника в непосредственном оперативном тылу резервов создавало дополнительные преимущества для советских войск. Предполагалось, что успех этой операции может создать условия для полного разгрома всей южной группировки противника на советско-германском фронте. При этом в котле оказывалась не только армия Паулюса, но и 1-я и 4-я танковые, 11-я немецкая армии, 3-я и 4-я румынские, 2-я венгерская и 8-я итальянская армии. Фактически речь шла о достижении решительной победы над вооруженными силами Германии и коренного перелома в ходе Второй мировой войны. Нанести Гитлеру катастрофическое поражение предполагалось уже в течение зимней кампании 1942–1943 гг. Главный удар приходился по 8-й итальянской армии, которая, как известно, сразу побежала. Далее оставалось только развивать прорыв специально созданными для этой цели подвижными танково-механизированными и кавалерийскими группировками. Обезопасить фланг от возможного контрудара со стороны группы «Голлидт» можно было путем стремительного выхода ей во фланг и даже тыл через позиции итальянских войск. Кстати, так оно и было 16 декабря. Манштейн вспоминал: «Вследствие развала итальянской армии и бегства почти всех румынских войск на левом фланге группы Голлидта, противник мог продвигаться в направлении переправ через Донец у Белой Калитвы, Каменска и Ворошиловграда, не встречая почти никакого сопротивления. Только в районе Миллерово, как одинокий остров в красном прибое, оказывала сопротивление вновь созданная на правом фланге группы армий «Б» группа Фреттер-Пико. Но все же противник имел возможность по своему усмотрению повернуть на восток для удара в тыл группе Голлидта или группе Мита или же продолжать продвижение на юг, по направлению к Ростову».
Прорыв был бы столь стремительным, что Голлидт и Манштейн не успевали даже подумать о концентрации своих сил, так как в тылах у них уже находились бы советские войска. Добавим, что в ноябре никакой группы «Фреттер-Пико» не существовало и путь на Ростов оставался свободен. Немцы, как говорится, и ахнуть бы не успели, как танки Лелюшенко уже были бы в Ростове и захлопнули невиданный в военной истории капкан.
Конечно, противник предпринял бы попытку вырваться из кольца. Но каковы были его возможности в этом плане? Прежде всего, все опасения советского командования в отношении армии Паулюса являлись беспочвенными. Генерал Паулюс, во-первых, не имел соответствующего приказа Гитлера. А во-вторых, прекращение подвоза топлива превратило технику 6-й армии в груду мертвого металла. Паулюс докладывал в Ставку фюрера, что для его танков, из которых еще около 100 были готовы к бою, горючего имелось не более чем на 30 километров хода...
Через Ростов проходили коммуникации не только 6-й армии, но и 4-й румынской и 4-й танковой армий, всей группы армий «А». Соответственно, без горючего оставался НЕ ТОЛЬКО Паулюс. Между тем расстояние от позиций группы армий «А» на Кавказе до Ростова составляло не менее 600 километров.
4-ю танковую армию, стоявшую южнее Сталинграда, от Ростова отделяло 400 километров. Запас хода основного немецкого танка T-IV не превышал 110 километров. Так что даже без учета противодействия советских войск все эти немецкие армии все равно не дошли бы до Ростова. У них просто не было достаточных для успешного прорыва запасов горючего. И никакой «воздушный мост» не мог спасти такую массу войск.
Но если существовал риск, что немцы все-таки каким-то образом дойдут до Ростова, то его можно было предотвратить. Поскольку на таком удалении от главного театра военных действий немецких войск почти не имелось, Красная Армия могла выдвинуться вперед и захватить переправы через Днепр, обеспечивавшие снабжение южного крыла вермахта. В этом случае дистанция прорыва для 4-й танковой армии значительно удлинялась и достигала 700 километров, а для группы армий «А» — почти 900 километров. Очевидно, что немецкие войска оказывались в безнадежном положении.
A.M. Василевский утверждает, что Юго-Западный и Воронежский фронты в ноябре 1942 года не были готовы к проведению операции «Сатурн». Тогда ее следовало начинать, как он сам предполагал, 10 декабря. Или 16 декабря, когда она действительно началась в виде «Малого Сатурна». При таком образе действий Красной Армии войска Голлидта и Манштейна не успевали бы выскользнуть из ловушки. Дело в том, что расстояние от позиций 8-й итальянской армии до Ростова составляло только 300 километров. Поэтому советские войска продвигались бы с опережением в 100 километров.
Наконец, интересно рассмотреть потенциальные возможности крушения всего южного крыла немецкого Восточного фронта. Прежде всего, потеря такой массы войск не могла быть ничем восполнена. Не было у немцев таких резервов. В линии фронта появлялся разрыв шириной чуть ли не в 400 километров. Опять же, закрывать его было нечем. Красная Армия, не в пример вермахту обладавшая значительными резервами, могла решать две задачи: разгром группы армий «Центр» путем удара во фланг и тыл и развитие глубокого прорыва на Украине, освобождение без особых потерь Киева, Донбасса, Крыма, выход к государственной границе. Фактически речь шла о полном разгроме фашистской Германии еще в 1943 году А штурм Берлина состоялся бы весной сорок четвертого. В 1944-45 гг задача ликвидации окруженных сил противника не была первостепенной, Красная Армия совершала прорывы на максимально возможную глубину, оставляя в тылу крупные силы немцев. Так было в Белоруссии, в Курляндии, с окруженными остатками группы армий «Север», в Кенигсберге, Бреслау и с другими немецкими «фестунгами». Правда, и Красная Армии в 1944 году имела большую подвижность, чем в 1942 году… Вместо того чтобы отсечь, с выходом к Ростову, всю южную группировку противника мы потратили свою ударную мощь на ненужное ПРОГРЫЗАНИЕ мощных оборонительных поясов под Сталинградом и Нижне-Чирской и деблокирующего Манштейна. Да и "Марс" практически зазря отнял огромные силы... http://worldwar2blog.ru/nesostoyavshayasya-operaciya-saturn.html http://fablewar.ru/2011/12/saturn/ http://www.e-reading.by/chapter.php/1004335/33/Ivanovskiy_Artem
Комментарии
Думаю, отказ от Сатурна в пользу "малого" Сатурна был вполне оправдан и вынужден. Постараюсь дать аргументы по пунктам.
1. Взгляд на карту плана Сатурн показывает, что наступление должно было идти из районов Морозовска и Котельниково. Но именно там контрнаступал Манштейн. Т.е Сатурн мог быть реализован ТОЛЬКО ПОСЛЕ разгрома Манштейна и ни о каком быстром броске к Ростову разговор идти не мог.
2. Для реализации Сатурна советские танки должны были пройти (опять же по карте плана) чуть не в 2 раза больше, чем они прошли до сих пор. Это вряд ли было реально. Воевать, "выбрасывая" подвижные соединения на такую глубину РККА еще не умела. Судьба того же бадановского корпуса это доказывает. говорить уж об опыте корпусов 41 года не буду.
3. За время возни с Манштейном и попытки выхода к Ростову немцы могли подтянуть резервы на угрожаемые участки. Напомню, Манштейн не использовал для контрнаступления силы Чирской группы, чтобы не рисковать фронтом, но если бы была угроза обхода - эти силы были бы использованы, в не ждали, чем все это кончится.
А потом вынуждены были выдавливать его. Обратите внимание - потенции нашего командования и управления войсками в стрессовой ситуации показывает то, что войска Манштейна, пусть и обескровленные - но отходили. И никто не попытался (либо не смог) их окружить и добить. А технически это было проще, чем идти на Ростов!
Рассуждение насчет "не тратить" 2ГвА на Манштейна, я, увы, всерьез принять не могу. Манштейн и не лез ни в какую мышеловку. он бы пробил коридор для снабжения 6А и вся Сталинградская битва бы на этом закончилась.
Как раз "Демьянский котел" показал, как немцы могут эффективно и экономно обеспечивать положение своих войск.
К тому же, хотел бы посмотреть, как наши бы "поехали" к Ростову, имея на фланге с заходом в тыл группировку Гота-Манштейна?! Вернее, смотреть на это я бы не хотел, представляю, что могло бы получиться...
4. Само окружение немцев под Сталинградом - результат использования удачно сложившейся конфигурации фронта (6А завязла в городе, а на флангах - малобоеспособные союзники почти без ПТО). В случае Сатурна, пришлось ломать бы именно немецкие войска, это было бы не так просто, как венгров и румын.
5. Сам "бег к морю" (т.е. к Ростову был бы наперегонки с немецкими войсками, причем в данном случае, в отличие от Сталинграда, где 6А (пехотная, пусть усиленная танками) имела задачу не бросать Сталинград. В случае с Сатурном в "гонке" участвовали бы подвижные соединения 1 и 4 ТА Вермахта. да, они были потрепаны и измотаны, но после Паулюса советские войска были тоже не только с зимних квартир. В области же маневренности, логистики и управления войсками в быстро меняющейся обстановке, в это время, РККА была немцам не конкурентом. Вот в 44м - другое дело. Там номер мог бы и пройти. И немцы уже не те и наши многому научились!
6. Само контрнаступление Манштейна, как мне кажется, уже положило конец Сатурну. Для парирования этой угрозы "под гусеницы" Манштейну была брошена 2 ГвА, которая с большим трудом остановила его. Напомню, 2 ГвА - треть сил СтФ, причем ударная его часть. После Манштейна сил армии хватило только на выход к Миусу, где она и встала, обескровленная. Чем же СтФ должен был атаковать Ростов аж с 2 сторон и окружать при этом группы Гота и Холидта?
Ватутин и Рокоссовский были против использования 2ГвА против Манштейна. при всем уважении к этим полководцам - чем нужно было останавливать Манштейна, который и в этих условиях, чуть не прорвался к Паулюсу?
7. Допустим, наши войска все-таки вышли к Ростову! Получился бы еще один, но более грандиозный Сталинград? Ответ здесь однозначен - НЕТ! Паулюс, оставшись в городе был лишен снабжения. Южное крыло Вермахта снабжалось не только через Ростов. Линия снабжения Крым - Новороссийск - Кавказ не пострадала бы. Так что ослабления сил немцев не произошло бы. Напомню, даже в 44 мы не смогли разрушить коммуникации изолированного Крыма. Взять же Новороссийск с юга - было нереально.
8. Манштейн, конечно, описал перспективы красочно и трагично. только должен поделиться своим мнением после его прочтения. Мы часто и заслуженно ругаем Жукова за его мемуары. Но читая Манштейна я всегда вспоминал старый анекдот "Папа, а зачем нужна была вся остальная армия?". Манштейн писал ТОЛЬКО про себя, как он побеждал, когда ему не мешали. Причем не русские (там очень мало о противнике), а в основном Гитлер и менее способные "коллеги".
9. Нельзя забывать и то, что в руки РККА НАКОНЕЦ-ТО попалась большая группа немецких войск. Вполне понятно (и обоснованно) желание покончить с ней. Так сказать синица в руках (даже - жирный тетерев!). Страна была, в общем-то, на пределе. Никакой риск в достижении такой победы был недопустим!!
При попытке деблокировать Баданова наши использовали 1 ТК и 1 МК, а затем еще пытались подключить 2 МК и 2 СД. И все это было остановлено одной немецкой ТД. В результате Баданов был вынужден уйти пешком - без единого танка. В дальнейшем все попытки куда-либо прорваться со стороны наших войск были бесполезны. Шло только выдавливание немцев - лоб в лоб.
Ну а то, что немцы ушли через Ростов, так дорога была не перекрыта - даже если перекрыли бы, то не половина, а все ушли бы на Тамань, потом в Крым. Это уже просто - как было, что тут рассматривать?
Игнорировать Манштейна и Гота значительно ранее было просто волюнтаризмом!
Под Тацинскую Манштейн бросил ДАЛЕКО НЕ ВСЕ свои силы - только две неполные ТД. Этого хватило и самому Баданову и ВСЕМ нашим силам, сконцентрированным там. Несмотря на отчаянные призывы САМОГО СТАЛИНА ("Не забывайте о Баданове", если это не еще одна легенда из кучи, связанных с Тацинской), 2 наших ударных корпуса, а потом и 4 с пехотным усилением не смогли пройти 40 км (!) для деблокирования Баданова. А Вы почемуто считаете, что они должны были "птицей" пролететь около 300(!!).
Не могу настаивать, но думаю, что Сатурн был невозможен.
общим недостатком советских военачальников было отсутствие качественного военного образования и школы военной мысли. Изобретать на поле боя то, что должно быть известно "от папы", можно, но обходится слишком дорого.
Ну а в расстрелах я вижу не только личные трагедии репрессированных, но и разрушение системы армейского командования. Не столь важен уровень Вашего профессионализма в той области, где Вы работаете. попробуйте подумать, стали бы Вы работать лучше при наличии угрозы расстрела за ошибку? Вот и с командирами - так же...
Комментарий удален модератором
Очень часто идеи страна просто не может "поднять", причины - самые разные. Но вот итоговое преимущество получает тот, кто производит реальный, не "замыленный" идеологическими, финансовыми интересами, мнением "устоявшихся авторитетов", мониторинг достижений мировой науки и возможностей реального применения этих достижений. В этом смысле очень опасна любая самоизоляция общества, чего, к сожалению в нашей стране хватало на протяжении веков. Потом - период "ломки", с большими жертвами и потерями, и снова впадание в новую "колею". Что-то у нас это повторяется с трогательным постоянством. правда, может у других - так же? История других стран мне, естественно, менее известна. По-крайней мере то же я могу отнести и к Китаю и "старым" цивилизациям Греции и Рима.
Большой Вопрос.