Одинокий «Бук»

На модерации Отложенный

Эксперты рассказали «Русской планете» о зенитно-ракетном комплексе «Бук-М1», с помощью которого, предположительно, был сбит малайзийский авиалайнер в небе над Донецкой областью


Авиалайнер Malaysian Airlines, на борту которого находились 298 пассажиров, был сбит, предположительно, ракетой зенитно-ракетного комплекса (ЗРК) «Бук-М1». «Русская планета» обсудила с экспертами тактико-технические характеристики этой самоходной установки, находящейся на вооружении как российской, так и украинской армии.

За несколько недель до катастрофы представители пресс-службы самопровозглашенной Донецкой народной республики сообщили о захвате воинской части А-1402 в Донецке — зенитно-ракетного полка противовоздушной обороны, на вооружении которого находятся самоходные комплексы «Бук». В тот же день Минобороны Украины опровергло эти заявления. Украинские военные пояснили, что ЗРК были передислоцированы из воинской части еще до ее захвата, там осталась лишь непригодная к использованию автомобильная техника. Впрочем, в разговоре с «Украинской правдой» представитель пресс-центра АТО Алексей Дмитрашковський утверждал, что на территории части все же остался один «Бук», правда, в нерабочем состоянии. «Я не думаю, что им это нужно», — ответил Дмитрашковський на вопрос, могут ли боевики привести его в порядок. Информацию о захвате «Бука» ополченцами активно распространяли некоторые сайты, например, «События Новороссии», однако позже эти сообщения были удалены.



«После того как был сбит пассажирский самолет, военные доложили президенту, что у террористов нет наших ракетных комплексов "Бук" и С300. Захвата этого вооружения не было», — цитирует издание «Украинская правда» генпрокурора Виктора Ярему.

Советник министра внутренних дел Украины Антон Геращенко утверждает, что сторонники самопровозглашенных республик сбили лайнер из ЗРК, переданного им Россией. «У нас нет версии, мы знаем правду. Любезно был передан террористам зенитно-ракетный комплекс "Бук". Сегодня произошла страшная трагедия, когда террористы, видимо, не понимая, что творят, не ведая, что творят, сбили из этого комплекса гражданский самолет, в котором летели граждане Европы, граждане Малайзии и других стран», — говорил он в эфире телеканала «Дождь».

По версии Геращенко, «Бук», из которого был сделан пуск ракеты, уже вывезен на территорию России. Ему вторит и министр глава МВД Украины Арсен Аваков, опубликовавший на своей странице в Facebook видеозапись, на которой, по его словам, запечатлено, как 18 июля около 04:50 по местному времени (06:50 мск) в сторону России двигается тягач, загруженный гусеничным ракетным комплексом. «На видеозаписи видны расчехленные ракеты. Две ракеты на месте, средняя не просматривается», — считает он. Аваков предполагает, что это может быть именно тот ракетный комплекс «Бук», который накануне выстрелил по малайзийскому лайнеру.

Российская сторона эти обвинения отвергает и намекает на причастность украинской армии к крушению лайнера. Как говорится в пресс-релизе Минобороны, выпущенном после трагедии, 17 июля российские средства ПРО не работали в районе крушения, зато подразделения вооруженных сил Украины с «Бук-М1» на вооружении в этот день находились неподалеку. В военном ведомстве утверждают, что в течение 17 июля российские радиотехнические средства фиксировали работу радиолокационной станции «Купол» батареи украинского ЗРК «Бук-М1», который дислоцировался рядом с селом Стыла, в 30 километрах к югу от Донецка.

В свою очередь, представитель информационного центра Совета нацбезопасности и обороны Украины Андрей Лысенко утверждает, что потерпевший крушение самолет находился вне зоны действия украинских установок ПВО.

ЗРК «Бук-М1» разрабатывался российским НИИ Приборостроения имени Тихомирова с 1994 по 1997 год. Комплекс может использовать два основных типа ракет, разработанные еще в Советском Союзе — 9M38 и модифицированную 9M317. Создатели комплекса определяли его предназначение как «уничтожение в условиях радиопротиводействия аэродинамических целей, летящих со скоростью до 800 метров в секунду, на малых и средних высотах, на дальностях до 30 тысяч метров».

Как боевая единица, комплекс представляет собой отдельный ракетно-зенитный дивизион, состоящий из батареи управления, станции обнаружения целей и трех огневых батарей (двух самоходных огневых установок и одной пускозаряжающей установки).

Президент Академии геополитических проблем, военный аналитик Константин Сивков рассказал «Русской планете», что система «Бук-М1» способна поражать воздушные цели на удалении до 40 километров. «Высота поражения цели — до 25 километров. Система ориентирована на поражение воздушных целей, летящих со скоростью до 3000 километров в час. То есть "Боинг", летящий со скоростью 900 километров в час, мог быть сбит очень легко. Для системы это как учебная мишень», — объясняет Сивков.

Эксперт рассказывает, что для успешного поражения воздушной цели, одной системы не достаточно. «Система включает в себя гусеничное шасси и поворотную часть, состоящую из радиолокационной станции и комплекса из трех зенитных ракет. Чтобы обеспечить применение этого комплекса необходимо, чтобы стрельбовая станция была направлена на цель. Просто потому, что сектор обзора станции невелик — всего несколько градусов. Самостоятельно обеспечивать обзор воздушного пространства эта станция не может, поэтому ей необходимо внешнее целеуказание. Действовать вне дивизиона, который включает в себя командную и машину с радиолокационной станцией "Бук-М1″ не может. С учетом всего этого, для обеспечения работы дивизиона нужно иметь около 100—120 человек», — уверен он.

Как добавляет Сивков, для того, чтобы ракета выстрелила, она должна периодически проходить техническое обслуживание. «С учетом всех этих факторов, даже если бы у сил самообороны была одна пусковая установка без всего остального, они бы просто не смогли сбить самолет», — рассуждает аналитик.

С ним согласен и эксперт из Центра общественно-политических исследований Владимир Евсеев. По его мнению, если батарея находилась на некотором удалении от трассы пролета, то перехват был бы возможен. «Шансы на перехват повышаются в том случае, если используются внешние источники наведения. Радиолокационные станции могли вести эту цель, учитывая, что она вряд ли меняла свою траекторию движения. Посмотрите, что было сделано. Под Донецком был развернут полк "Бук-М1″ в составе 27 ракетных комплексов. Он размещался подивизионно, осталось только определить, где находился каждый дивизион и мог ли он поразить цель», — объясняет собеседник РП.

Боинг мог быть сбит и самолетом-истребителем МиГ-29, рассуждает Евсеев. «В этом случае задача упрощается, потому что он мог подлететь куда нужно и на расстоянии до 80 километров поразить цель ракетой класса "воздух — воздух"», — говорит он.

«Исходя из всего этого, если допускать, что перехват все же был, то это могли быть украинские военнослужащие. Они могли сделать это либо сознательно, в том случае если это была политическая провокация, либо в случае ошибки по перехвату, потому что у них нет практического опыта по проведению учений по противовоздушной обороне», — заключает эксперт.

«Могла произойти какая-то ошибка при запуске ракеты, но даже тогда была возможность ликвидировать ракету. Этого также сделано не было. Помимо прочего, могла бы сработать система распознавания "свой-чужой", но на гражданских лайнерах ее нет. Поэтому трагедии избежать не удалось», — резюмирует Евсеев.

«Для использования "Бук-М1″ как минимум нужна одна огневая установка, один локатор обнаружения и один командный пункт. Для использования всего этого нужен квалифицированный персонал, я сомневаюсь, что ополченцы бы справились. Я не верю в версию, что были какие-то учения на фронте и была ошибка», — говорит заведующий аналитическим отделом Института политического и военного анализа Александр Храмчихин.