О ЛЕСТИ НАРОДУ И РЕЛИГИОЗНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЯХ

На модерации Отложенный

Давление фундаменталистов и преследование по религиозным мотивам — столь старые уловки сведения счетов с политическими противниками, что трудно найти в прошлом страницу, лишенную борьбы традиционалистов за то, что они называют «устоями». Мы видим, как Путин, используя подкидных дурачков типа Милонова, Мизулиной, Яровой, Охлобыстина и иже с ними, перегружает общество в состояние оскудения ума и культуры; и единственное, что может быть здесь сказано не в оправдание, в разъяснение ситуации: не он первый. Что говорить о России, где демократия не уживается как вирус и антивирус, если даже в родоначальнице демократии — Афинах — за псевдорелигиозные преступления уничтожили целый вагон талантливых людей. Если не упоминать о хрестоматийно известных случаях типа приговора к «цикуте» Сократа за религиозные проступки (реально за то, что он слышал демоний, «божественный голос», который замшелые недоброжелатели приняли не за прообраз просыпающейся совести, а за преступно внедряемое Сократом новое божество); то можно вспомнить Анаксагора, философа и учителя «отца-основателя афинской демократии» Перикла, который (имеется в виду Анаксагор) посмел утверждать, что Солнце — огромная глыба, а не бог Гелиос, разъезжающий в золотом шлеме на золотой колеснице, за что престарелого философа предали суду и как нечестивца изгнали из Афин. В религиозном преступлении обвинили и знаменитого скульптора Фидия (оформителя Парфенона и автора одного из «Семи чудес света Древнего мира» — статуи Зевса в Олимпии), который на щите богини Афины изобразил себя и своего друга, того же Перикла (последнего, кстати, также обвиняли в религиозных преступлениях). А это, с точки зрения религиозных традиций, было запрещено (изображать разрешалось только мертвых и олимпиоников, победителей в Олимпийских играх, что приравнивало их к полубогам — актуальное замечание накануне Олимпиады в Сочи).

Фидия за кощунство и издевательство над святынями поместили в тюрьму, где в ожидании процесса отравили. Не менее сурово традиционалисты обошлись с прославленным полководцем Алкивиадом, которого незадолго до похода против Сиракуз обвинили в пародии на Элевсинские мистерии, разыгранной среди близких друзей, что заставило его, понимающего, чем это пахнет, бежать сломя голову из Афин и перейти на сторону Спарты. Надо ли говорить, что религиозное кощунство — практически всегда лишь предлог, чтобы уничтожить политического противника с помощью нанятых святош и вогнать общество в состояние фундаменталистского ступора, позволяющего власти делать то, что обыкновенно общество ей не позволяет. Задача традиционалистов понятна: упростить общество, сделать его однородным, так как таким обществом легче манипулировать и легче ему внушать, что борьба за сакрализацию государства и господствующей религии не есть этап в установлении бесконтрольной власти захватившей ее корпорацией, а самая что ни есть борьба за его, общества (и его, народа) интересы. Так было в Афинах, так происходит сегодня при Путине; начало религиозных преследований в Афинах стало предвестием их краха — проигрыша в Пелопоннесской войне со Спартой и утратой былого величия. А также смены демократии эпохой правления «Тридцати тиранов». У Путина никакого величия нет: зато есть приемы, с помощью которых он объединяет тех, кто во все века падок на лесть и самообман: присоединишься к мракобесному большинству, получишь преференции — сможешь смотреть на умных людей презрительно сверху вниз, как на дураков, не понимающих простых истин: на миру и смерть красна. Другое дело, что «охота на ведьм» почти всегда заканчивается превращением охотника в жертву, но пока идет охота, об этом обычно не думают.