Романс этот был написан в 1910 году, и сразу после создания его записали в «старинные». Произведение никогда не теряло популярности, но имя его автора было почти забыто.
Когда горный инженер Иван Петрович Иванисов отправлялся из Санкт-Петербурга на работу в Ялту, он прощался с семьей, не подозревая, как вскоре изменится его жизнь. Но что делать, если пришла любовь… Едва увидев красавицу-гречанку Надежду, он потерял голову. Супруга не дала ему развода, но Иван Петрович «осел» в Ялте, и в 1886 году у них с Надеждой родился сын Николай, а затем четыре дочки — Вера, Лида, Елена и Надя. Рожденные вне официального брака дети вынуждены были носить фамилию матери — Харито (с ударением на втором слоге).
Под крышей роскошного особняка состоятельного Ивана Петровича сын и дочки росли в счастье и любви; Надежда Георгиевна была образованна и музыкальна, и детей приучала к музыке. Коленька с пяти лет играл на фортепиано и писал стихи. В 1895 году Коля поступил в Ялтинскую Александровскую гимназию и был участником всех вечеров и концертов. Слушатели взрывались аплодисментами, восхищаясь его манерой игры. Аплодировал ему и сам Николай II, посетивший гимназию. Юный вундеркинд запоминался надолго — и талантом, и красотой.
В 1907 году Харито переехали в Киев, и всеобщий любимец Коленька стал студентом физико-математического, а затем юридического факультета Киевского Императорского университета Св. Владимира. Вольнолюбивый Коля Харито тесно общался с группой Богрова — того, что стрелял позже в Столыпина. Демонстрации, забастовки, распространение прокламаций, антиправительственные выступления — Харито жил всем этим и был звездой студенческих посиделок. В то время самым популярным песенным жанром был романс. Что именно случилось с Николаем в один из осенних вечеров 1910 года — неизвестно, но его сестра Надежда вспоминала: «Николай вернулся откуда-то в приподнятом ностальгическом состоянии. Взяв в руки карандаш и лист бумаги, он на одном дыхании сразу сочинил чарующую и вместе с тем грустную мелодию на свои ранее написанные стихи о любви и разлуке». Так и родились его «Хризантемы».
Романс начал набирать популярность после первого же исполнения. Через три года по романсу сняли фильм — в пору немого кино так поступали частенько. В фильме «Отцвели уж давно хризантемы в саду» снялись две звезды — Иван Мозжухин и юная Зоя Карабанова. Кроме того, романс Харито заинтересовал издателей. Один из них, Владислав Идзиковский, попросил слегка откорректировать текст, что сделал популярный исполнитель романсов Василий Шумский, автоматически попав в соавторы. Харито не возражал. Более того: он даже посвятил романс Шумскому. Возможно, в этом был некий расчет: Шумский начал исполнять романс на концертах в театре Бергонье (ныне Киевский русский драматический театр имени Леси Украинки). Николай же получил гонорар в 15 руб лей. Всего же он создаст 48 романсов, которые исполняли самые известные артисты дореволюционной поры. Как нужны были ему в этот момент и деньги, и слава! Он был счастлив — Машенька, Мария Олимпиевна Федорович, его любовь и страсть, стала его женой.
И когда автора «Хризантем», члена партии эсеров, в числе других бунтарей отчислили из университета за выступления против правительства, она без раздумий поехала с ним в ссылку в Пинегу Архангельской губернии.
На севере Харито , как и многие другие ссыльные, заболел туберкулезом. Парадоксы времени: после жалоб ссыльных на здоровье царское правительство, против которого они так неистово боролись, разрешило им выезд «для специального лечения» в Швейцарию, причем время лечения засчитывалось в общий «стаж» ссылки. Так что из трех лет ссылки Харито два провел за границей, посещая вольнослушателем лекции в консерватории.
...Они вернулись в Киев, полные надежд на новую, спокойную жизнь. Маша радовалась: Коля удачно устроился на работу в театр! И главный режиссер театра, Матвей Тимофеевич Строев, явно видит в нем преемника! Авторские отчисления от публикации романсов и издания партитур растут. И тут — гром среди ясного неба: Коля влюбился в дочь Строева, Таню... Машенька, как когда-то законная жена отца Харито, не давала развода. Николай и Татьяна съехали на отдельную квартиру...
...Огонь Первой мировой разгорался, но Харито долго не брали на фронт из-за больных легких. Только 1 октября 1916 года его определили юнкером в Николаевское Киевское пехотное училище, а весной 1917-го призвали в войска генерала Деникина.
Осенью 1918-го Николай Харито отправился на свадьбу друга по университету Козачинского в Тихорецк. Вокруг бушевала Гражданская война. Дамы как всегда вились вокруг красавца Харито — он сидел за роялем. Вот и сестра невесты, Верочка, не сводила с него глаз. Это не очень понравилось ее жениху, барону Бонгардену. Сначала он поскандалил с Харито за столом, но скандал удалось погасить. Но ревность была сильнее разума: подвыпивший барон пригласил Николая «на разговор», они вышли во двор, и он выстрелил в Харито в упор. Николая похоронили в Тихорецке, через год мать и сестра Надя перевезли его останки в Киев. Бонгардена судили, но он вывернулся, заявив, что «стрелял не в соперника, а в революционера». Решением генерала Деникина барона разжаловали в рядовые и отправили в I армейский корпус.
Сведений о его дальнейшей судьбе нет...
Так борец с самодержавием, всю жизнь разделявший революционные идеи, Николай Харито оказался зачислен в ряды белогвардейцев и защитников монархии. Советская власть не простила ему этого. Именно поэтому его имя долгие годы просто замалчивалось, а его произведения клеймили как «образчики мещанского вкуса». Только в эмигрантских кругах романсы Харито исполнялись, став символами ностальгии. Имя композитора сохранилось благодаря его поклонникам, собиравшим сведения о его жизни буквально по крупицам. Именно они отыскали и его заброшенную могилу на Лукьяновском кладбище Киева. Сейчас на его могиле выбито: «Харито Микола Iванович», а у скрипичного ключа — знаменитая строка: «Отцвели уж давно хризантемы в саду».
Комментарии