Скандалы с лекарствами в наши дни

На модерации Отложенный

В этой стаье я вам раскажу, как работает рынокфармацевтики на Украине, попозже я напишу как работает рынок фармацевтики в России

 

Эта статья не авторская,  я взяла материал из известного сайта, самой было интересно и вам предлагаю...

 

СКАНДАЛ С ИМПОРТНЫМИ ЛЕКАРСТВАМИ: кто греет руки на том, что греет души больных украинцев
 

Импорт лекарств, медикаменты, фармацевтическая мафия, лекарства, деньгиУже вторую неделю на Украине не стихает ажиотаж, связанный с лицензированием импортных лекарственных препаратов. В него втянуты чиновники, рассказывающие, как они "хотели как лучше", журналисты, освещающие тему в Интернете и снимающие для телевидения видеосюжеты с огромным очередями под аптеками, ну и простые украинские граждане — собственно, те, чье здоровье или даже жизнь напрямую зависит от тех самых импортных препаратов.

Я не хотел писать об этой проблеме, чтобы не создавать еще одного информационного повода, но вижу, что необходимо разъяснить ситуацию и попытаться прекратить панику.

Начну по порядку. Сама идея лицензирования медикаментов абсолютно правильна, так как в наших аптеках от 2 до 20% фальсификата. По некоторым группам количество подделок доходит даже до 40%. Чаще всего подделывают наиболее рекламируемые препараты. Среди подделок — 99% импорта, так как подделывать украинские препараты нет никакого смысла. Их эффективность и состав и так оставляют желать лучшего. Любой грамотный практический врач, если хочет вылечить своего пациента, пользуется в основном именно импортными препаратами.

Более года назад я, вместе с экс-министром здравоохранения Юрием Гайдаевым и Главой Государственной службы по лекарственным средствам Алексеем Соловьевым принимал участие в пресс-конференции, посвященной проблеме фальсификации медикаментов и необходимости ужесточения контроля за их продажей. После этого 23 февраля 2012 г. Верховная Рада Украины, наконец, приняла Закон "О внесении изменений в Закон "Об основных принципах государственного контроля качества лекарственных средств", что позволило проверять аптеки, не предупреждая их об этом заранее за 10 дней, и установило уголовную ответственность за продажу фальсификата.

Однако фармацевтический бизнес настолько прибыльный, что дельцы от него идут на всяческие ухищрения, чтобы продать фальсификат. Часть его изготовляется на подпольных заводах и просто в сараях, расположенных на Украине, часть завозится контрабандой из-за границы.

На Украине все, как обычно, делается через задницу. Необходимость лицензирования импортных медицинских препаратов была давно известна нашему министерству здравоохранения, однако оно даже не чесалось. Было известно о введении лицензий с 1 марта 2013 года и всем представителям фармацевтического бизнеса. Однако и они не торопились их получать, а вместо этого создали панику на пустом месте, чтобы получить максимальную прибыль, втемную использовав при этом СМИ и простых украинцев. Люди, напуганные слухами об исчезновении лекарств, бросились штурмовать аптеки и выметать из них все запасы медикаментов, требуя от власти прекратить очередное бездумие и бездушие. Все эти очереди в последнее время показывают нам во всех новостях. Понятно, что журналисты — не медики, и даже не медчиновники, а "жареные" новости позволяют поднять рейтинги телепередач, изданий и Интернет-ресурсов. Сюжеты с тяжело больными детьми или девушками в инвалидных колясках, жизнь которых напрямую зависит от импортных лекарств, просто раздирают душу зрителя, и он негодует и снова на чем свет стоит проклинает власть.

Ну, а настоящую выгоду, причем огромную, на этом поимели владельцы аптечных сетей.

Замечу, что все аптеки у нас — частные, только небольшое их количество находится в коммунальной собственности. А фармацевтический рынок — огромен, огромны и прибыли на нем. Только за 2012 год украинцы, в общей сложности, купили лекарств на сумму 27 млрд грн.

Нагрели на этом руки и представители транснациональных фармацевтических компаний, по сути, являющихся фармацевтической мафией. Под возникший шумок они спихнули Украине все свои неликвиды, а наши владельцы аптек подняли цены на некоторые препараты.

Что касается самого лицензирования, то с 1 марта оно вводится явочным порядком. Как разъяснил глава Гослекслужбы Соловьев — пожалуй, единственный компетентный и порядочный чиновник от фармации — "С 1 марта лицензия будет выдаваться на основании лишь заявления субъекта хозяйствования". То есть субъекту предпринимательской деятельности — продавцу лекарств — просто надо поднять свой зад с дивана и принести заявку на получение лицензии. Так в чем проблема? 

А проблема, как всегда, пока что касается только крайних — простых украинцев. Понять их страх, негодование и крики о помощи можно. Когда само существование человека зависит от наличия в аптеке лекарств — он будет бороться за свою жизнь и для него не важны все эти "разборки" между бизнесом и властью, все эти законы, постановления и сроки. Людям нужны качественные лекарства, надежда, шанс быть здоровым и возможность жить.

Не понятна позиция нашего министерства и, в первую очередь, министра здравоохранения Раисы Богатыревой. Если уж вы задумали какое-то лицензирование — то надо всего лишь проконтролировать подготовку этого процесса. Но министр опомнилась вдруг только сейчас, заявив: "Опасений и рисков много, потому, я думаю, что первое — это все-таки отсрочить (лицензирование. — Авт.)". То есть, вовремя посмотреть немножечко дальше собственного носа и увидеть "опасения и риски" было невозможно. А оно и понятно — наши министры реально живут в каком-то другом мире, откуда им знать опасения и риски простых украинцев? Даже если ты — министр здравоохранения — разве ты обязан знать, что тяжело больные соотечественники борются за свою жизнь с помощью импортных лекарств? При этом факт, что деньги на эти лекарства собираются всем миром, зачастую в результате продажи даже крыши над головой, — чиновникам вообще невдомек...

Премьер-министр Николай Азаров, заявив, что все выпады против данной инициативы — это "саботаж", попытался, однако, успокоить общественность: "Пациент должен прийти в аптеку и купить тот препарат, который хочет, привык видеть на прилавках. Ситуация, когда привычный для людей ассортимент лекарств может быть сокращен, исключена. В то же время мы не пойдем на компромиссы в вопросе качества и доступности лекарств".

Ну, правильно Сами панику устроили, а теперь попробуем успокоить население. Опять же — заранее подготовить и население, и предпринимателей, и базу — у нас ну просто нет никакой возможности. Или желания и умения? Законы и постановления у нас падают на головы, словно челябинский метеорит. А потому так и выходит, что даже если сама по себе идея правильна и необходима — то, пройдя через всю нашу ж..., на выходе имеем, что из-за дурных министерских голов ногам простых украинцев худо. 

Сколько здоровья и нервов стоил больным весь этот ажиотаж — представить можно. Но вот сколько миллионов заработали на этом владельцы аптек и с кем поделились откатами — остается тайной.

Премьер, конечно же, поручил разобраться — кто из должностных лиц халатно отнесся к своим обязанностям. Сейчас последует "награждение непричастных" и наказание мелких раздолбаев-стрелочников. В любой цивилизованной стране, после столь громких скандалов, связанных с медициной, министр здравоохранения давно ушел бы в отставку. Но не у нас.

А между тем, сама фармацевтическая ситуация в стране останется такой же сложной, так как мы полностью зависим от импортного сырья и ввоза готовых препаратов.