У США и России очень глубокие и сложные отношения
(помощник госсекретаря США Виктория Нуланд)
«F*** the EU»
(в контексте неудовлетворительной для американцев
роли ЕС в украинском кризисе — из записи телефонного
разговора Виктории Нуланд и посла США в Киеве Джеффри Пайетта,
февраль 2014)
Соединенные Штаты Америки выступают
категорически против перекраивания границ
любых государств с применением силовых методов
(помощник госсекретаря США Ниша Бисвал)
То, что у США с Россией «сложные и глубокие отношения» — тут, конечно, Виктория Нуланд, как говорится, попала «в яблочко» … А вот то, что «Штаты … против перекраивания границ любых государств…», как говорит г-жа Ниша Бисвал, — увольте, господа!
После окончания второй мировой войны взгляд с Капитолийского холма на разрушенную Европу и истерзанный СССР не мог не подсказать воротилам капиталов, что такой шанс на мировое господство терять ну никак нельзя. Вот и начались наши «сложные и глубокие…» — с объявления Советов врагом номер 1 для Запада и создания для борьбы с «красным монстром» пресловутого блока НАТО, который после распада Союза пытается покончить теперь уже с Россией.
Не нужно объяснять, что с тактической точки зрения разоружение, замена советских, а затем российских, заграничных военных баз базами НАТО имели (и продолжают иметь) только одну понятную цель.
Для разрушения России Вашингтон стремится не только окружить нашу страну войсками и колючей проволокой, окрашенной в «цвета демократии», но и всевозможными проблемами социального, экономического, политического толков. Штаты, приобретая новых членов блока, или пока только союзников, вблизи наших границ, не только размещают на их территории свои вооружения, но также и управляют политическими и социальными процессами, меняют правительства, переставляют элитные группировки в государствах с целью последующего разжигания социальных конфликтов, вплоть до гражданских войн.

Одним словом, действуют США разнообразно. Отметим, впрочем, и некоторые характерные моменты в тактике ведения военных по сути действий против РФ заокеанским «партнером». Так, обращает на себя внимание тот факт, что прибрежные страны Евразии, имеющие выходы к морям, не подвергаются социальным экзерсисам. В них Вашингтону нужна стабильная обстановка для обеспечения уверенного развертывания сил с привычного для США морского направления в случае необходимости.
В подтверждение тому – первоочередное занятие НАТО после развала СССР позиций на Балтике (не на Кавказе, не в Средней Азии, где также тогда казалось — все было возможно!). При этом сам процесс вступления в блок не сопровождался практически никакими волнениями. 29 марта 2004 года Латвия, Литва и Эстония «по щелчку пальцев» входят в НАТО.

Иными словами, доступ с моря — на руку американцам: активная работа портов предполагает зависимость от товарооборота, что есть основа для экономического вассалитета по отношению к «хозяину морей и океанов». Ведь простая блокада моментально разорит всю экономику завязанного на морскую мобильность государства.
Кроме того, сама возможность развертывания в короткие сроки боевых порядков американских «непобедимых армад» дает ни с чем не сравнимое преимущество в деле определения «кто здесь главный», заранее снимая все вопросы, буде таковые появятся.
В свою очередь, «труднодоступные» для звездно-полосатого флота государства, не имеющие морских границ, как прописано в американском учебнике современной глобальной войны за превосходство, встают (не без помощи денег и специальных органов, управляемых «с Холма») на «путь демократии» и становятся очагами гражданских войн.

То есть, если морской зависимости и легкодоступности нет, просто в силу отсутствия этого самого моря, стране нужно организовать зависимость и легкую доступность другими средствами. Самое эффективное и для заокеанского организатора безопасное – дестабилизация.
Пример тому – многострадальная Киргизия, и без того готовая на любые уступки Вашингтону в рамках продекларированной «многополярности» и «многовекторности» своей геополитической ориентации… Не тут-то было – неоднократный рецидив «цветных революций» живо напомнил «разновекторным» элитам, кого бояться нужно по-настоящему, до судорог, а с кем можно и посвоевольничать, в обмен на прощение миллиардных долгов.
Но вот так легко, как с Прибалтикой, с завоеванием причерноморских рубежей для получения выхода на Кавказ у Пентагона не получилось. Исключение привело к «сухопутному» варианту: дестабилизация вплоть до гражданской войны (Чечня), «цветные революции» (Грузия).
Ни с российским Северным Кавказом, ни с Грузией, впрочем, так толком ничего и не вышло, и российский Черноморский флот остался на своем месте (а ведь так хотелось его выселить и поставить там свой!).
Вот и еще один довод - почему Украина, почему именно сейчас…
Чем выгодна для США такая ситуация?
Во-первых, продолжается процесс окружения России.
Во-вторых, на карте мира появляется еще одно марионеточное государство.

В-третьих — отвлечение врага.
В чем оно заключается? А вот в чем.
Представим, что Евразия — это одна большая деревня, в которой каждое государство — это отдельный дом. Теперь подумайте, что будет, если один из домов загорится? Соседи бегут не на работу, не в школу или магазин, все всё бросают и дружно начинают тушить, не занимаясь никакими другими делами. У всех одна цель – «главное, чтоб только огонь не перешел на мой дом».
Сейчас, когда горит Украина, происходит то же самое. А поджигатели этой нашей общей деревни в Вашингтоне снова надеются перекинуть огонь на Россию, но для этого, как уже стало очевидным, одной Украины недостаточно, еще понадобились экономические и дипломатические меры по ослаблению нашей страны. Поэтому — превращение большой восьмерки в семерку, постоянно расширяющиеся санкции, перекройки газотранспортной системы, лишение России рынков сбыта энергоресурсов.
Всё — для ухудшения состояния нашей экономики и снижения обороноспособности РФ.
Более того, уже не одному эксперту (в частности, известно мнение политолога, доцента кафедры европейской интеграции МГИМО Александра Тэвдой-Бурмули) видится в качестве развития применяемой США стратегии появление следующих, после Украины, в «подбрюшье» России все новых и новых точек напряженности. Но кто станет еще одним и очередным «счастливчиком» и начнет строить «демократию» кровавыми майдановскими методами?
Политологи едины во мнении, что клин вновь сойдется на одной из республик Средней Азии. Для разжигания гражданской войны в приграничных с Россией среднеазиатских государствах Вашингтону необходима центральная позиция. Место, с которого одновременно откроются дороги для разжигания большого костра, а затем его раздувания по всем направлениям.
Такой точкой после незначительных удач Вашингтона в Киргизии видится Таджикистан. Взгляните на карту. Начав «наводить демократические порядки» по технологии майдана в Таджикистане, США получат возможность продолжить в Туркмении, Узбекистане, Казахстане и Киргизии. Преимущество Таджикистана для разжигания гражданской войны подкрепляется и границей с Афганистаном, откуда не выведен контингент НАТО и, в случае приближения его к границам, строительство «народовластия» может пойти куда более быстрыми темпами.
Характерный (именно с точки зрения применения майдан-технологий) интерес Вашингтона к Таджикистану подтверждается и недавним визитом в эту страну близкой коллеги уже упомянутой выше Виктории Нуланд другого помощника госсекретаря США Ниши Десаи Бисвал — представителя штаба координации украинских событий в Белом доме. А дальше судите сами…
Как известно, спасение утопающего — дело только его рук. Уж тут госпожа Нуланд права (см. эпиграф №2): надеяться на кого-либо, кроме самих себя, американцам в последнее время не приходится. Почему-то европейцы, например, не слишком рьяно берутся за разжигание войн у себя по соседству. Но, тем не менее, заокеанского «старшего брата» слушаются беспрекословно, даже в ущерб себе. Впрочем, не особо усердствуют при этом, и пытаются при любом удобном случае увильнуть – но большой роли это, увы, не играет.
Как ни странно, Россия в деле спасения Евразии от нового мирового пожара практически одинока. Хотя объективно заинтересованных в победе Москвы в этом вновь двухполярном противостоянии — едва ли не подавляющая часть стран континента. Но действовать вновь (и держать удар превосходящего по силам противника) как всегда приходится в одиночку.
Не поэтому ли сейчас Кремль так активно начал кампанию по вытеснению экономического и военного присутствия США именно в среднеазиатском регионе? Там действительно растет число совместных предприятий, крепнут экономические связи Средней Азии с Россией, ведется большая работа по улучшению социального климата в этих странах, реализуются проекты, делающие перспективы сотрудничества со Штатами невыгодными. Ведь тесная экономическая кооперация может стать одним из действенных препятствий для более глубокого и серьезного пришествия Вашингтона.
Впрочем, пример Украины показывает, что экономическая целесообразность для страны отходит на второй план тогда, когда у руля государства удается поставить марионеток, дисциплинированно отрабатывающих полученные указания, даже очевидно самоубийственные для собственных промышленности и сельского хозяйства.

А вот противодействовать такого рода подрывным операциям из-за рубежа, а именно – насильственным сменам правительств путем вооруженного переворота, в странах – бывших республиках СССР так и не научились; реального суверенитета – иммунной системы от воздействий извне – по сути там так и не возникло.
Сумеет ли Кремль противопоставить в данной ситуации что-либо процессам, грозящим миру и стабильности всего континента?
Покажет время. Но союзников у России в этом деле нет, кроме ее армии и флота, — повторим через века вслед за российским императором Александром Третьим.
Неслучайно вошедшим в историю как «Миротворец»…
Комментарии