Объяснение фотореалистичной живописи Яна Вермеера

На модерации Отложенный
Ян Вермеер, «Урок музыки» (1662-1665)

Известный в сообществе Amiga и Siggraph хакер Тим Дженисон (Tim Jenison) потратил много месяцев, чтобы воспроизвести предполагаемую технику живописи, которую использовал голландский художник Ян Вермеер в середине 17 века. До сих пор остаётся неясным, каким образом он мог создавать настолько фотореалитичные картины за полтора века до изобретения фотографии.

Как эксперт по компьютерной графике Тим Дженисон был уверен, что художник использовал какую-то технику захвата изображений, в том числе с копированием цвета. На это явно указывают некоторые детали картин. Например, текстура белой стены на картине «Урок музыки».

Тим Дженисон объясняет, что стена нарисована так, как её запечатлел бы объектив фотоаппарата. Дело в том, что человеческое зрение адаптируется к освещению и просто не может зарегистрировать тень на стене с таким контрастом. Стороннему человеку такой аргумент может показаться сомнительным, но для эксперта вроде Дженисона это совершенно надёжное доказательство, что Вермеер использовал какую-то технику переноса изображения на холст.

Дженисон поставил перед собой задачу повторить метод Вермеера. Камера-обскура не подходит для этой цели, потому что не обеспечивает нужную цветопередачу. Логически Тим Дженисон пришёл к выводу, что голландский живописец как-то использовал зеркало для копирования изображения.


Тим Дженисон проверяет гипотезу с зеркалом

Чтобы проверить гипотезу, Дженисон решил воссоздать оригинальную сцену с картины «Урок музыки», а затем нарисовать её с помощью зеркала, как это мог делать Вермеер.


Эксперимент занял восемь (!) месяцев, Дженисон нашёл подходящую комнату и напечатал объекты с картины на 3D-принтере, другие были изготовлены на разных станках. 









В конце концов, ему всё-таки удалось срисовать с зеркала картину, максимально повторяющую оригинал.


Картина Тима Дженисона

Всё время с Дженисоном работала съёмочная группа, которая отсняла 2400 часов видеоматериала и смонтировала 80-минутныйдокументальный фильм.