Жаркое лето Ильхама Алиева (наш комментарий)

На модерации Отложенный

Предстоящие визиты в Баку президента Европейской Комиссии Жозе Мануэля Баррозу, а сразу же вслед за ним министра иностранных дел России Сергея Лаврова, а затем вице-премьера Дмитрия Рогозина свидетельствуют о том, что Азербайджан находится в самом эпицентре геополитических процессов, которые стремительно меняют современную карту мира.

Визит Баррозу в Баку, который состоится 13-14 июня, является попыткой спасти неудавшуюся инициативу Восточного партнерства Евросоюза. До Баку Баррозу посетит 11 июня Молдову, а 12 июня Грузию, где обсудит вопросы по подписанию ассоциативного соглашения с Евросоюзом.

Несмотря на все риски, Кишинев и Тбилиси показывают готовность к подписанию соглашения, хотя подписание Молдовой ассоциативного соглашения может повлечь за собой потерю Приднестровья и активизацию сепаратистских настроений в Гагаузии. Рогозин открыто высказался по этому вопросу, предъявив от имени Владимира Владимировича ультиматум Кишиневу.

Что касается Грузии, то она еще в 2008 году потеряла все, что могла потерять, и на первый взгляд для президента Грузии Георгия Маргвелашвили особых рисков не предвидится. Вместе с тем, хотя официальный Тбилиси якобы и получил согласие Кремля, сложно предугадать с какими новыми рисками может столкнуться Грузия, если подпишет договор с ЕС.

Что касается Азербайджана, то официальный Баку давно и однозначно отказался от ассоциации с ЕС, согласившись на продолжение сотрудничества с Брюсселем в форме двустороннего стратегического партнерства.

В таком случае, почему же Баррозу включил в программу турне Восточного партнерства и Баку? Неужели в Брюсселе считают, что еще есть надежда склонить Азербайджан к партнерству в этом скандальном проекте, ставшем причиной расчленения Украины?

Изначально ясно, что президент Еврокомиссии покинет Баку ни с чем. Руководство Азербайджана сделало свой выбор и с самого начала, рассчитав политико-экономические риски от подписания ассоциативного соглашения, отказалось его подписывать. С этой точки зрения Баррозу остается только искать пути развития двусторонних отношений между Азербайджаном и ЕС.

Наибольшую интригу представляет визит снискавшего имидж "хитрого лиса", путинского министра Сергея Лаврова. Известно, что любая поездка Лаврова в страны бывшего Союза предусматривает важные предложения со стороны России.

Из распространенных сайтом WikiLeaks документов известно, что в Баку Лаврова не особенно жалуют. И причина заключается не только в армянском происхождении министра. В 2009 году посольство США в Азербайджане писало в Вашингтон, что Москва всегда посылает в Баку Лаврова для озвучивания лишь своих жестких неукоснительных требований. А если уж надо договориться с Баку, уступив в чем-то, то Кремль направляет Сергея Нарышкина, который имеет теплые отношения с политической элитой Азербайджана.

Исходя из опыта прошлого, можно почти со стопроцентной уверенностью предположить, что командировка Лаврова имеет серьезные причины, среди которых рассмотрение перспективы членства Азербайджана в Евразийском Союзе, хотя Баку неоднократно заявлял о нежелании вступления и в это сообщество. А как же Россия? Неужели она все еще питает надежды на получение долгожданного согласия Баку? Видимо, так и есть.

Не случайно министр экономического развития РФ Алексей Улюкаев во время своего недавнего визита, состоявшегося на прошлой неделе, заявил о возможном членстве Азербайджана в Евразийском Союзе, в ответ на что официальные лица Азербайджана сразу же выступили с опровержениями.

Однако совершенно очевидно, что Россия не хочет видеть Азербайджан по ту сторону, т.е. в политических проектах Европы, ищет пути включения его в сферу своего влияния, и как минимум, рассматривает территорию Азербайджана, как своеобразную буферную зону. Зону, где влияние Запада будет полностью ограничено, если не сказать сведено на нет. Речь идет о "казахстанской модели" для Азербайджана, когда партнерство с Западом может быть воспринято лишь в формате "эксплуатации природных ископаемых".

Стоит обратить внимание и на недавний казус вокруг заявлений спикера азербайджанского парламента Октая Асадова во время его поездки в Москву. Сообщение государственного информагентства России о поддержке Азербайджаном позиции Кремля в вопросе Украины вызвало самый настоящий информационный, а затем и политический скандал. Официальные лица в Баку сразу же опровергли информацию ИТАР-ТАСС и расценили ее как попытку посеять зерна недоверия между Киевом и Баку.

Сам Октай Асадов тоже выступил с опровержением, открыто и отнюдь не в дипломатической форме заявив, что агентство неверно интерпретировало его слова. Однако, возможно, в ИТАР-ТАСС не ошиблись, а всего лишь выдали желаемое за действительное.

Таким образом, можно полагать, что Лавров едет в Баку с пакетом предложений из Кремля, которые могут убедить Ильхама Алиева принять российскую позицию. Однако, не исключено, что Россия хотела бы установить с Азербайджаном более крепкие двусторонние отношения в политической, экономической и возможно военной сферах, чем усилила бы свои позиции в транскавказском регионе.

Вряд ли Лавров едет с миссией по урегулированию карабахского конфликта. Путин не заинтересован в решении этого конфликта и срыв мирных переговоров, скорее всего, в интересах России.

После Лаврова ожидается визит одного из самых одиозных фигур в правительстве Путина, куратора неоимперских проектов Кремля Дмитрия Рогозина, известного антизападными и антинатовскими выступлениями. За активную роль в присоединении Крыма к России Рогозин был включен Западом в список лиц, в отношении которых были введены санкции. Кроме того, в прошлом месяце он привез из Приднестровья подписи ее жителей, выступающих за независимость. Рогозин является одним из ярых сторонников и пропагандистов присоединения Приднестровья к России.

В апреле Путин назначил Рогозина сопредседателем межправительственной комиссии Россия-Азербайджан, что вызвало неоднозначную реакцию в Азербайджане. С одной стороны, хорошо известно о личных дружеских отношениях между Ильхамом Алиевым и Дмитрием Рогозиным (они оба учились в МГИМО), что могло быть причиной этого назначения, имеющего цель углубить и развить экономические связи между странами.

А с другой стороны, жесткая антизападная позиция Рогозина и его деятельность в направлении объединения постсоветских республик в едином союзе не исключает и других целей при назначении его сопредседателем данной комиссии. Во всяком случае, миссия Дмитрия Рогозина вносит определенную интригу в новую геополитическую игру.

Итак, начинается жаркое лето Ильхама Алиева. Президент накануне больших дипломатических и политических схваток с ведущими мировыми игроками