Платошкин: как Матвиенко предлагает остановить утечку мозгов за границу
Платошкин: как Матвиенко предлагает остановить утечку мозгов за границу
Сегодня

Утечка мозгов за границу — актуальная проблема для России. Это началось после распада СССР и продолжается до сих пор. Из высших чиновников России об этой проблеме чаще всего высказывается глава Совета Федерации Валентина Матвиенко, поэтому стоит рассмотреть её аргументы.

Николай Платошкин
Утечка мозгов из России
Николай Платошкин отмечает, что СССР был научной державой. В СССР в 1975 году было 1/4 часть научных работников мира. При этом нужно признать, что постсоветская Россия во многом живёт за счет того, что было создано в СССР.
Постсоветскую Россию невозможно назвать научной державой. Современные научные проекты вроде «Роснано», конечно, невозможно сравнить с тем, что было в СССР. А в чем причина? Конечно, в капитализме.
Дело в том, что в СССР занимались наукой по такому принципу, что нужны глобальные проекты, которые докажут свою эффективность спустя годы, пускай даже спустя 50 лет, но докажут. В современности подход такой: нужны в науке только краткосрочные проекты, так называемые инновации, чтоб они быстро себя окупили. Долгосрочными проектами заниматься в современных условиях невыгодно, бизнес точно ими заниматься не будет, а государство перекладывает это все на бизнес. Отсюда и проблемы, в том числе утечка мозгов.

Наука СССР
Что предлагает Валентина Матвиенко
Валентина Матвиенко заявила, что России необходимо остановить утечку мозгов, а для этого нужно создать достойные условия учёным. С одной стороны, кажется, что все верно, но разве подобное не понимают другие государственные деятели?
Матвиенко считает, что все дело в основном сводится к условиям жизни научных сотрудников. Как будто бы все решают деньги, жилищные условия и так далее. Это логично для Матвиенко, но вряд ли это разумный довод для учёных.
Почему десятки тысяч учёных покинули Россию в девяностые годы? Причина очевидная: в этот период происходил крах не только экономики, а всех сфер, в том числе и науки. Учёные просто в таких условиях не могли заниматься наукой, государство не выделяло на это практически никаких средств, а только думало о том, как бы «эффективнее» уволить учёных, ликвидировать различные структуры, которые для людей вроде Егора Гайдара и Анатолия Чубайса были «убыточными».
Учитывая тот факт, что после распада СССР прошло более 30 лет, а никаких рывков и прорывов в науке с тех пор не было, то невозможно говорить о том, что создание достойных условий жизни хоть что-то принципиально изменит, потому что в науке во многих сферах (не во всех, но все же) 30-летняя отсталость явно даст о себе знать.

Валентина Матвиенко
Позиция Николая Платошкина
Николай Платошкин подчеркивает, что за границу российские учёные уезжают не только из-за зарплат и достойных условий, но прежде всего из-за того, что там активно все эти годы (с 1991 по наши дни) занимались развитием науки, там не было такой же деградации в этой сфере, как в России в постсоветские годы.
Таким образом, многие учёные в действительности едут за границу, в том числе для того, чтоб заниматься наукой, используя современные технологии, работать по специальности. Опять же важно подчеркнуть, что в США и в наиболее развитых странах ЕС есть долгосрочные научные проекты, которые не связаны с бизнесом.
А в России преимущественно хотят из науки сделать бизнес, чтоб, например, можно было что-то получить — и сразу же продать. Именно с девяностых годов попытка перейти к такому подходу и привела к краху, уверен Николай Платошкин. Ведь, например, возможно в России есть учёный, которому обеспечили достойные условия жизни, но каждый ли учёный хочет заниматься только проектами, связанными с бизнесом? Конечно нет.

Анжелика Глазкова и Николай Платошкин
Что же нужно делать, как исправить ситуацию? Нужно вкладывать огромные средства в науку, нужно заниматься не только инновациями, которые должны быстро себя окупить, но и заниматься нерентабельными, долгосрочными проектами, которые, возможно, и не окупят себя, но будут нужны стране.
Где взять деньги? Нужно вспомнить о том, что многие свободные средства России до сих пор хранят за границей. Если раньше в ЕС и США, то теперь нередко в Китае. Вот вместо того, чтоб откладывать свободные средства и рассчитывать на то, что за развитие науки будет отвечать бизнес, необходимо государству заниматься наукой, используя те средства, которые бы просто хранились за границей.
Нужно раз и навсегда понять, что долгосрочными научными проектами бизнес заниматься не будет, этим должно заниматься только государство, и всегда государство несет ответственность за важнейшие научные разработки.
Комментарии