М.БУЛГАКОВ и КИЕВ

«Нет на свете города красивее, чем Киев»  М.Булгаков.

В справочной литературе сведения о  детстве и юности писателя обычно пропущены. После даты рождения писателя и его окончания гимназии,  авторы сразу переходят к учёбе в Университете. А зря, ведь в нашем городе много мест связано с детством и молодостью писателя.

Родился  Михаил Булгаков в мае 1891 году, в  образцовой, по тем временам, киевской семье. Мать -  Варвара Михайловна - учительница в гимназии, отец - молодой доцент духовной академии.

В семье было семеро детей

  Жила семья  в небольшом доме на улице Воздвиженской, 10. Увы, до наших дней это здание не сохранилось, теперь на его месте элитный городок:

   Недалеко находилась Воздвиженская церковь, где и был крещен маленький Булгаков:

Будущего писателя нарекли в честь архангела Михаила, покровителя Киева. Родители Булгакова съехали с Воздвиженской улицы, когда ему был один год, и поэтому прекрасная Воздвиженская не запечатлелась в произведениях Булгакова.                        

    «После того как в семье появились младшие сестры Михаила - Варвара и Надежда, семья стала переезжать в поисках более просторного жилья», - рассказывает историк Виталий Ковалинский. «Сначала они жили в дом №9 на Кудрявской улице:

Здание сохранилось, сейчас в нем Музей Пушкина.

Позже семья переехала на Андреевский спуск, 13»:

Несмотря на предрассудки по поводу «чертовой дюжины» в номере усадьбы, по воспоминаниям самого Булгакова можно понять: атмосфера в этом доме была душевная и очень светлая. В библиотеке было множество книг, которые запоем читал Миша. В обязательном порядке детям прививалась и любовь к музыке. Засыпали они под Шопена - по вечерам мать играла на рояле, а отец на скрипке.

 Андреевский спуск!:

    Как часто это название будет встречаться в произведениях Булгакова! Дом №13  был очень дорог Булгакову. Улочка извилиста и крута. Ее видавшая виды брусчатка берет разгон от пятиглавого воздушно-ажурного каменного дива — Андреевской церкви, стремительно кружит по наклонной мимо давних построек и, плавно затормозив, упирается в серые громады домов Контрактовой площади на Подоле.
 Вид на Андреевскую церковь и Подол

         Учитывая то, что отец Михаила был человеком глубоко верующим, будущему писателю с детских лет дали превосходное духовное воспитание и привили любовь к разным наукам. Еще до  поступления в первый класс  гимназии, Миша научился писать, читать и считать. «Михаил поступил в первую Киевскую мужскую гимназию:

 

Для тех. кто  не узнал здание:

Сейчас это желтый корпус университета им.Т Шевченко», - продолжает В.Ковалинский.  «Это учебное заведение родители выбрали неспроста. Дело в том, что те, кто  оканчивал первую гимназию, гарантированно поступали в Киевский университет. Что, собственно, и сделал впоследствии Булгаков. Другие гимназии не давали своим выпускникам подобных привилегий.  Сюда будущий писатель поступил в 1901 году, и на занятия ходил с Кудрявской улицы. Кроме Булгакова, в гимназии учились авиаконструктор Игорь Сикорский, художник Николай Ге, писатель Константин Паустовский. Первую киевскую гимназию писатель увековечил в своих бессмертных произведениях — пьесе “Дни Турбиных” и романе “Белая гвардия”.

    Первая большая любовь пришла к Булгакову вместе с поступлением в университет в 1910 году. Встреча с будущей женой, Татьяной Лаппа, произошла в здании на бульваре Тараса Шевченко, 18:  

сейчас это офис «Укртелекома».

Во времена Булгакова здесь размещалась гимназия, в которой работала мать писателя, Варвара Михайловна.

- Вместе с Варварой Булгаковой служила тетка Татьяны, - рассказывает Виталий Ковалинский. - И когда Таня приехала из Саратова в Киев погостить, Миша  сопровождал  её в прогулках по городу:

    Думаю. что они обязательно гуляли здесь.

   Наверное, мать будущего писателя не раз пожалела о том, что попросила его стать гидом для хорошенькой Татьяны. Отношения с дамой сердца могли на корню убить в молодом человеке перспективного медика. Это ясно из зачетных документов студента Булгакова: с 1911-го по 1913 год - провал за провалом. Михаил почти перестал учиться, неудачно сдавал экзамены. Естественно, мать старалась оградить Мишу от неприятностей, но вопреки ее воле в 1913 году Булгаков все же повел Татьяну под венец. Свадьба состоялась неподалеку от дома - на Подоле, в храме Николы Доброго.

В церкви Николы Доброго (ул. Покровская, 6) весной 1913 венчал их отец Александр Глаголев, близкий друг Афанасия Булгакова. “Почему-то хохотали под венцом ужасно…”, — вспоминала жена писателя.

Первое время они жили на Рейтарской улице, потом переехали на Андреевский спуск, 38. Кстати, в этой же церкви в 1922 году провожали в последний путь мать Булгакова, Варвару Михайловну. Церковь была разрушена в 1936 году, до наших дней сохранился только малый храм с колокольней. На ее месте теперь располагается лицей «Подол» (ул. Покровская, 4-8):

     Хотя мировую славу Михаил Булгаков снискал благодаря своим литературным произведениям, он был еще и весьма успешным медиком. Получив диплом с отличием, Булгаков начал свою практику в качестве военврача, но позже вернулся в Киев, открыв здесь частный венерологический кабинет, куда любви обильные киевляне обращались со «срамными» болезнями.

    Некоторое время молодой врач практиковал на Андреевском спуске, 13, на доме в то время висела табличка с часами приема доктора.  «Домик этот не простой, а постройки изумительной». Если подняться по горке в крохотный дворик, то второй этаж становится первым и о настоящем первом напоминает лишь искусно вырытое углубление, обнесенное оградкой и обложенное внутри кирпичом со ступеньками вниз. Этот вот первый этаж с двориком и занимал Мастер со своей шумной и многочисленной родней, ставшей известной всему миру как семья Турбиных:

Дом был прекрасен и тем, что, взобравшись из дворика на горку, можно было часами наблюдать за ледоходом на Днепре, белыми пароходами с праздными людьми на палубах, слушать крики чаек, любоваться бескрайними далями и ощущать за собой дыхание древнего города. А еще с горки видны были сады — трепетный волшебный мираж в белой дымке.

    Именно из этого дома весной 1916 года молодой врач Михаил Булгаков уехал на фронт. Сюда он возвращался в сентябре 1916 и в сентябре 1921 годов. Киев всегда вдохновлял Михаила Афанасьевича, давал ему новые темы для произведений. Именно в Киеве у Булгакова появилось желание заняться литературой. 

     Позже он стал работать на Спасательной станции Скорой помощи, ул. Рейтарской, 22:

Сейчас это здание, построенное в конце XVIII века, почти разрушено, но еще несколько лет назад в нем располагался один из корпусов городского эндокринологического центра.  Именно здесь Михаил Афанасьевич встретил прототипа одного из своих легендарных персонажей: в больнице умер пациент, которому трамваем отрезало ноги, Булгаков, как говорится, «дожал», и получился Берлиоз                    

                         Прототип Лариосика жил на ул. Чапаева

        Одного из самых ярких персонажей романа «Белая гвардия» писатель «срисовал» с гостя дома на Андреевском. Однажды к Булгаковым заглянул студент юридического факультета Киевского университета Николай Судзиловский. Этот гость не отличался большой ловкостью и постоянно бил чашки и тарелки. Его и превратил Булгаков позже в Лариосика. Первая жена писателя Татьяна вспоминала: «Судзиловский - такой потешный! У него из рук все падало, говорил невпопад. Не помню, то ли из Вильно он приехал, то ли из Житомира. Лариосик на него похож».

К слову, дом, в котором жил прототип героя романа, сохранился до сих пор. Николай Судзиловский  жил в квартире № 5,   Святославская улица, 11. Сейчас это улица Чапаева:

   Из Москвы Булгаков часто писал матери о своих мечтах. А мечтал он вернуться в Киев, пройтись по его улицам, которые успокаивали, когда ему было плохо. Особенно нравился Киев Булгакову зимой:

Зимы в Киеве были снежными, “улицы курились дымкой, и скрипел сбитый гигантский снег”. Михаил и Татьяна Булгаковы любили прогуливаться зимой в парках. Они часто любовались деревьями, покрытыми снегом. В “Белой гвардии” М. Булгаков пишет: “Сады стояли безмолвные и спокойные, отягченные белым, нетронутым снегом. И было садов в городе так много, как ни в одном городе мира”. Образ киевских зим и снега надолго войдет в творчество Булгакова отсветом дома, покоя и тепла. Михаил Афанасьевич пишет в своем очерке “Киев-город”: “...а зимой не холодный, не жесткий, крупный ласковый снег”. Сколько чувства вложено в эту строку! 


    В “Белой гвардии” Булгаков с такой точностью передал описание дома № 13, что не упустил даже такой мелочи, как простой электрический фонарь: “Как драгоценные камни, сияли электрические шары, высоко подвешенные на закорючках серых длинных столбов”. “Брызнул из-за угла свет высокого фонаря, и они миновали дощатый забор, ограждавший двор № 13, и стали подниматься вверх по спуску”. 

    Киев был с М. А. Булгаковым всегда. Этот город запечатлен во многих его произведениях. Город — в “Белой гвардии”. Родина Максутова — в “Театральном романе”. В “Мастере и Маргарите” — описание “весенних разливов Днепра” и “солнечных пятен, играющих весною на кирпичных дорожках Владимирской горки”: пейзажи, к которым был равнодушен ничего не понимающий Поплавский, за что и был наказан Воландом. Булгаков любил Киев так нежно и страстно, какой бывает только первая, светлая любовь. Чувство это не смогли затмить самые прекрасные города и экзотические уголки на земле. “Ах, какие звезды на Украине. Вот семь лет почти живу в Москве, а все-таки тянет меня на родину. Сердце щемит, хочется иногда мучительно в поезд... и туда. Опять увидеть обрывы, занесенные снегом, Днепр... Нет красивее города на свете, чем Киев. Эх, жемчужина-Киев!” — скажет он в очерке “Киев-город”

 

использовались материалы и фотографии открытых сайтов.