От курения, кстати, люди тоже умирают. И умирают, по данным ВОЗ, примерно такими же темпами, что и алкоголики. Вообще-то еще люди умирают и по другим причинам. Например, от СПИДа, недоедания, наркотиков, дорожно-транспортных происшествий, стихийных бедствий, ошибок врачей, но эти причины, видимо, не вредят обществу. А если и вредят, то не так активно. Или пассивно, как в случае с гонимыми отовсюду курильщиками.
В Израиле, естественно, тоже проживают вредоносные алкоголики и табакокурильщики. И если они не мрут, как мухи, то вовсе не благодаря заботе Минфина, предусмотрительно взвинтившему цены на все, что горит (включая почему-то и пиво).
Израильтяне вообще мало пьют. В том же отчете ВОЗ, утверждается, что в среднем на каждого совершеннолетнего жителя страны приходится всего 2,5 литра чистого алкоголя в год. Это четвертый показатель снизу – меньше пьют только в Таджикистане, Турции и Азербайджане. (Лидирует, кстати, Молдова, где граждане выпивают по 21 литру чистого алкоголя в год.)
Вероятно, это и объясняет, почему израильские выпивохи до сих пор окончательно не вымерли и не подпортили показатели средней продолжительности жизни, которая в Израиле, как известно, одна из самых высоких в мире (в среднем 82 года, выше только в Японии, Андорре и Швейцарии).
Маловероятно, что Минфин, повышая в июне прошлого года акцизы на алкоголь (в результате чего цены на спиртное поднялись в среднем на 48%), думал о том, чтобы догнать и перегнать Японию. Ведь долгожители – еще и пенсионеры, которым надо платить. В том числе за счет алкоголиков с курильщиками, которых, в отличие от прочих граждан, можно обирать постоянно и беззастенчиво.
Тем не менее, у Минфина есть повод для радости. Согласно отчету Центрального статистического бюро, в первом квартале 2014 года продажи алкоголя сократились на 35,5%. Казна, правда, при этом потеряла 14,7 миллионов шекелей, но все это мелочи по сравнению со злом, который причиняют обществу выпивающие, пусть даже только по праздникам, граждане.
Не надо быть Лапидом, чтобы заранее предположить, что при таких завышенных ценах на алкоголь продажи резко сократятся. И если Минфин ожидал заработать на своей затее дополнительно 700 миллионов в год (включая рост акцизов на табачные изделия), то с этой мечтой ему придется расстаться. (Кстати, падения от продаж сигарет составили за тот же период 7,8 миллиона шекелей.)
О том, стали ли люди при этом меньше пить и курить, мы поговорим чуть позже. А пока – о ценах. Я уже однажды писал, что в повышении акцизов на сигареты и алкоголь есть огромная доля лицемерного цинизма. Каждое очередное подорожание обставляется так, будто все делается во благо самого пьющего и курящего населения, дабы навсегда отучить его от вредных привычек.
Но при этом каждому понятно, что цель преследуется совершенно иная: заставить людей платить больше денег за тот же товар, пусть даже и не вызывающий одобрения у изрядной части общества.
Минфину, выступающему от имени государства, при этом абсолютно по барабану, что будет со здоровьем пьющего и курящего населения. Потому что, во-первых, только наивный кретин способен верить, будто повышением цен или созданием искусственного дефицита можно бороться с привычкой к курению или употреблению алкоголя (горбачевские эксперименты образца 1985 года это доказали однозначно); а, во-вторых, если кто-то и совершенно не заинтересован в массовом отказе от выпивки и курения, так это, конечно же, Минфин. Потому что в этом случае государство, привыкшее к легкому набиванию карманов, просто обанкротится. И поднимать цены придется уже на предметы первой необходимости, что может вызвать озлобление в обществе и неприятно отразится на политическом выживании борца за свободу от курения.
О том, что повышение цен на табак и алкоголь не имеет никакого отношения к здоровью нации, свидетельствует и тот факт, что эти действия осуществляются Минфином и в рамках борьбы с бюджетным дефицитом. А дефицит этот у нас, как всегда, покрывается за счет налогоплательщика, которому объясняют, что, расплачиваясь за дурости предыдущего правительства, он будет жить много лучшее и веселее.
Но сказка почему-то упрямо не желает становиться былью. Потому что на каждый полученный в результате затягивания поясов шекель, появляется все больше претендентов. Тот же Лапид, вступая на пост министра финансов, подробно объяснял, как легко и просто можно экономить 20 миллиардов шекелей в год, не прибегая при этом к повышению прямых и косвенных налогов. Среди прочего его план предполагал сокращение военного бюджета (4-5 млрд шек.); урезание детских пособий (3 млрд); замораживание части дорогостоящих проектов по строительству транспортной инфраструктуры (2 млрд шек.); устранение льгот и надбавок в госсекторе (2 млрд) и т. п. Но начал он все-таки с налогов, повысив на старте акцизы на алкоголь и табак, а затем и НДС на 1%.
Понятно, что это проще, чем отнимать деньги у минобороны, бороться с профсоюзами госслужащих (забастовки в МИДе и морских портах тому подтверждение), сокращать никому не нужные министерства и ведомства.
Хотя, с точки зрения экономики, тотальное исчезновение курильщиков ударило бы по государственной казне куда больнее, чем внезапная утрата министерств, занятых непонятно нем. Но парадокс состоит в том, что курить еще бросить как-то можно, но кормить эту чиновничью гвардию – никогда.
Еще как-то можно было понять действия правительства, если бы деньги, вытащенные из наших кошельков после увеличения цен на сигареты и алкоголь, целенаправленно были бы направлены на решение какой-то реальной задачи. И вовсе не на бестолковую борьбу с алкоголизмом и курением, а, например, на строительство государственного жилья, что в итоге не только позволит обрести крышу над головой тысячам репатриантов, но и снизит квартирный дефицит с последующим падением цен на рынке. Но вместо этого нам предлагается штопать дефицит бюджета, перекладывая деньги из собственного кармана в государственный без всякой надежды на взаимность.
Панацейный способ решения экономических проблем за счет увеличения налогов придумали, естественно, не в Израиле. Но вот только тут почему-то отказываются помнить, что злоупотребление этой практикой нередко приводит к самым печальным результатам. Причем, вне всякой зависимости с провалами коллективной памяти в канун выборов.
Совсем недавно в прессе промелькнуло сообщение о массовом отправлении алкоголем подростков в возрасте 14-16 лет. Если кто-то расценил его, как еще одно подтверждении необходимости борьбы с детским алкоголизмом, глубоко заблуждается. Тут ведь на самом деле все понятно. Когда бутылка самой ужасной водки приближается в цене к 100 шекелям, то выбор производится уже не по качеству продукта, а по его стоимости. Это, с одной стороны. А с другой – всегда найдутся желающие заполнить рыночный вакуум дешевым алкоголем. Именно это и произошло с отправившимися подростками, которым подсунули дешевую, но совершенно не годную к употреблению водку.
Пить и курить, конечно же, не хорошо. Возможно, даже вредно. Но еще опаснее загонять рынок в такие условия, когда значительная часть населения вынуждена покупать всякую дрянь, потому что лишена другой альтернативы. Ведь в Израиле сегодня относительно дешевых крепких напитков просто не осталось. А отечественные производители, поставлявшие за небольшие деньги «Голд», «Кеглевич», «Стопку», оказались на грани разорения. Кому придет в голову покупать «Александров» за 100 шекелей, если рядом стоят импортные «Абсолют», «Финляндия» или та же «Хортица» за чуть меньшие деньги.
Конечно, граждане могут утешаться мыслью, что после реформы системы налогообложения алкоголя стали дешевле наиболее дорогостоящие марки бренди, виски и водки. Но это опять же не решает рыночной проблемы, при которой абсолютно отсутствует продукция для менее состоятельной части населения.
Представьте себе, что в какой-то момент вся одежда или обувь в Израиле начнет продаваться по ценам бутиков Кикар ха-Медина. Народ, который раньше мог позволить себе «поймать акцию» или найти вещи в относительно дешевых торговых сетях, массово ломанется на рынок Кармель, который с готовностью предложит бренды по цене в пять, а то и в десять раз ниже. Понятно, что бренды эти будут самопальные, но в данном случае это мало кого взволнует.
Нечто подобное происходит с алкоголем и табаком.
Судя по полицейским сводкам, подпольные производства, поставляющие на рынок (в том числе и кафе и рестораны) поддельную водку множатся, как во времена сухого закона в Штатах. Народ начинает потихоньку гнать самогон в домашних условиях, поголовно переходить на самокрутки, самостоятельно выращивать табак (а кто - и коноплю) или затариваться сигаретами непонятного происхождения у базарных бабок. Не случайно ж самым популярным видом контрабанды в последнее время становятся именно сигареты, которые в Израиле уже стоят дороже, чем в Лондоне.
Снижение продаж алкоголя и табачных изделий – это и результат работы серого и черного рынков, оборот которых в Израиле уже приближается размерами к национальному бюджету. В США сухой закон отменили, когда даже институткам стало понятно, что от запретов и запредельных цен зеленый змий не сдохнет. Возможно, начнет заживо разлагаться, но вони и ущерба при этом будет куда больше, чем толку.
Самое печальное же состоит в другом. Цены на алкоголь и табачные изделия у нас только растут и никогда не падают. Потому что в условиях экономического волюнтаризма (стремление реализовать желанные цели без учета объективных обстоятельств и возможных последствий), вседозволенности и отсутствия намека на общественный протест нет никакого смысла отказываться от проверенных способов легкого отъема денег у населения. Особенно когда деньги отнимаются по многочисленным просьбам самих трудящихся и во имя их здоровья.
И последнее. У израильтян есть все шансы подтянуться к устрашающей статистике ВОЗ и начать помирать каждые 10 секунд от алкоголя. Но произойдет это не от безмерного количества выпитой водки, пива или коньяка. А от паленого шмурдяка, который завоевывает Израиль еще стремительный, чем все реформы, проводимые Минфином вроде бы в трезвом разуме.
Комментарии
Сложно сказать. Вроде как такое-же соотношение и было в начале 90-х в России. У кого климатические условия подходили, начинали выращивать, в других местах - переходили на сигареты подешевле. Способ всегда найдётся. Европа, говорят, перешла на таблетки. Рост продаж успокоительных средств резко вырос. В Скандинавии, насколько я знаю, перешли на самокрутки, правда, табак там получше чем в сигаретах. В Финляндии, например пачка сигарет стоит 5 евро, а кисет табака (около 5 пачек можно накрутить) 6 евро.
Когда ехали в Израиль, нам все твердили: "Водка дешевая! Водка в Израиле дешевая!" Черта с два! Сейчас бы как такой аппарат здесь пригодился!
И еще! Как-то по дороге из Т.А в Хайфу купил интереснейшую российскую книжонку из серии "Здоровье" - "Курите на здоровье!". Какой-то немец написал, причем, сам не курящий. Я загнал эту книжонку к себе в махшев. Кому интересно - пришлите И-мель, могу переслать.