Пришло время для другого Израиля

На модерации Отложенный

 Габриэль Вольфсон, редактор Newsru.co.il.

Для начала открою тайну: я не верю политикам. Никаким, никогда и ни в чем. Когда политик, что-то говорит, я думаю не о том, ЧТО он говорит, а о том, ЗАЧЕМ он это говорит и какую выгоду собирается для себя извлечь. Когда политик что-то обещает, я думаю о том, когда он свое обещание нарушит, и какие объяснения при этом приведет.

Действующий премьер-министр Израиля исключением не является, и это, мягко говоря. Очень, по-весеннему, мягко. Биньямин Нетаниягу такой же политик, как и все. Выводы делайте сами.

Это длинное и предельно банальное вступление было необходимо именно потому, что неделю назад Биньямин Нетаниягу бросил на нашу общественную кухню мину замедленного действия. Когда она взорвется – а взрыв ее неизбежен – мы обнаружим, что живем уже совсем в иной стране, чем до. Я говорю о решение (нет, не будем торопиться - о намерении, нет, будем еще осторожнее - о декларации) премьер-министра, согласно которой он планирует провести Основной закон о государстве Израиль, как государстве еврейского народа.

В целом, эта декларация Нетаниягу прошла почти без резонанса. Во-первых, мало кто верит в реализацию этого проекта, а во-вторых, еще меньшее число людей понимает его значение. А значение это сравнимо по масштабам с Декларацией независимости государства Израиль.

За 66 лет существования этой страны не было принято ни одного законодательного акта, регулирующего ее статус, как государства еврейского народа.

Некое отражение этого есть в Законе о возвращении, однако нигде и никогда не было записано, что это государство еврейского народа, и нигде не сказано, что же это по сути своей означает.

То ли отцы-основатели, подобно их сегодняшним наследникам с левого края израильской политики, считали, что акцентировать свое еврейство неприлично, то ли полагали, что нет необходимости подчеркивать само собой разумеющееся, однако факт остается фактом – еврейский характер государства Израиль остается штукой добровольно-эмпирической.

Сегодня наш гимн "А-Тиква", а завтра, как уже предлагают многие, его можно подрихтовать, чтобы было больше общечеловеческого и меньше еврейского. Сегодня флаг "маген-давид", а завтра можно к нему еще что-нибудь пририсовать…ну скажем, полумесяц. Сегодня государство Израиль – еврейское и демократическое, а завтра…стоп, зачем же ждать завтрашнего дня.

Лидер партии МЕРЕЦ Заава Гальон заявила в интервью NEWSru.co.il, что по ее мнению и мнению ее партии, Израиль – это вовсе не еврейское государство, а государство еврейского народа и всех остальных граждан.

Семантика? Отнюдь. Подход левого Израиля рассматривает эту страну, как федерацию общин, имеющих равные права на национальную самореализацию. И тут начинается самый глубокий, кардинальный и не поддающийся компромиссному решению общественный диспут в Израиле.

Потому что государство может быть либо еврейским и демократическим, то есть предоставляющим индивидуальные права всем гражданам, но сохраняющим национально-коллективные права исключительно за еврейской общиной;  либо демократическим и еврейским, то есть реализующим демократический режим и предоставляющий евреям право на национальное самовыражение. Разница из существенных.

Существование государства Израиль, как государства еврейского народа давно перестало быть консенсусом. И меньше всего в этот постулат верят те, кто сегодня изо всех сил возражают против проведения закона. Они путаются в доводах и мечутся от "зачем узаконивать само собой разумеющееся" до "этот закон превратит Израиль в совсем иное".

Вы правы, господа, этот закон превратит Израиль в совсем иное. Он впервые утвердит на конституционном уровне тот факт, что у евреев есть право на клочок земли.

Исключительное или, как сегодня говорят, эксклюзивное, право. Этот закон впервые утвердит, что смысл существования этой страны не состоит в реализации демократического режима, а в предоставлении еврейскому народу – и только ему! – права на национальное самоопределение.

Этот закон не имеет ничего общего с религиозной составляющей, ибо вообще рассматривает термин "еврей", как национальность, а не как религию. Поэтому унылые завывания о том, что утверждение данного закона повысит уровень религиозного диктата – есть ложь, причем сознательная. Противникам законопроекта мешает национальная, а не религиозная часть. Именно она пугает, именно она мешает, именно против нее восстают. Ассимилянты, в лучшем случае, еврейского в израильское, почувствовали реальную угрозу. И каждое лыко в строку. А что идет лучше, чем запугивание религиозным диктатом, не имеющим к данному законопроекту никакого отношения.

Не каждый закон, тем более, когда речь идет о Конституционном акте – Основном законе, содержит ярко выраженные практические составляющие. Декларативная форма закона бывает не менее, а более важна, и не зря противники закона высказываются столь резко. Они понимают, что, несмотря на, по большей части, декларативность этого закона, речь идет о законодательном акте, имеющем значение, которое невозможно переоценить. И именно поэтому, возможно похвальное, намерение премьер-министра добиваться утверждения этого закона, насколько это возможно консенсусом, обречено на провал.

Можно обманывать себя сколь угодно долго, но консенсуса по этому вопросу в Израиле нет, не будет, да и не может быть. И этот законопроект должен стать не еще одной филькиной грамотой, а отражением политической и общественной воли большинства. Также как серия Основных законов, принятых в 90-х годах, были далеки от того, чтобы приводить в восторг всех. Однако большинство (другое большинство) использовало момент для того, чтобы отразить свою волю в Основных законах. Сейчас наступило время нынешнего большинства проявлять свою волю.

Очевидно, что у утверждения этого закона будут и внешнеполитические последствия, в частности, касающиеся переговоров с палестинцами, когда эти переговоры выйдут из коматозного состояния, в котором сегодня пребывают. Но главная идея и главный смысл этого закона касается взаимоотношений внутри Израиля. Он касается всего нашего общества, и если хотите, является предметом нашей национальной судьбы. В 2014 году Израилю исполнилось 66 лет. По меркам государства – возраст подростковый, и как любой подросток наш Израиль оказался перед необходимостью формировать стрежень, выкристаллизовывать главную сущностную характеристику своей личности.

Сколько бы мы себе не лгали, она не может быть в равной степени и…и… Что-то будет доминантным, что-то второстепенным. И от того, что возьмет верх, зависит очень многое в будущей этой страны. Зависит почти все.

Беда в том, я не верю политикам. И не верю в то, что Биньямин Нетаниягу всерьез намерен добиваться утверждения законопроекта. Меньше всего на свете наш глава правительства любит ссориться с кем бы то ни было, а без ссор, или вернее сказать, без глубоко прояснения сути, этот закон не утвердить.

В сегодняшней коалиции законопроект о государстве еврейского народа поддерживает лишь партия "Байт Иегуди". Ждать поддержки со стороны оппозиции не приходится. Таким образом, либо Нетаниягу придется менять коалицию, что сомнительно, либо закон будет похоронен в комиссиях, дискуссиях и прениях.

Но рано или поздно он будет утвержден. И тогда на Земле Израиля появится государство еврейского народа.