Истоки ветхозаветной пасхи.

На модерации Отложенный

Истоки ветхозаветной пасхи.


1. Выдержки из Библии.

Бог предупреждает Моисея, что следующая «казнь» будет последней. Исх 11:1. «Наведу Я на фараона и Египет еще одну казнь, и после этого отпустит он вас отсюда, окончательно изгонит вас отсюда. Пусть возьмет в долг каждый у знакомого своего и каждая у знакомой своей вещей серебряных и золотых». По распоряжению Моисея так и сделали, одолжив у своих соседей золотые и серебряные вещи. Возникает вопрос – как же могли египтяне так спокойно расстаться со своим золотом и серебром, доверившись своим соседям-евреям? Ответ прост – они полагали, что евреи идут на богомолье и вернутся через несколько дней. А золото и серебро полагалось положить к ногам божества, например, ваала-бычка. Наивные египтяне думали, что таким образом и на них распространятся молитвы евреев. 
Между тем, Моисей все же еще раз встречается с фараоном и предупреждает его о готовящейся страшной казни – умертвлении всех первенцев египетских «от первенца фараона, который должен сидеть на троне его и до первенца рабыни, который при жерновах, и все первенцы скота. И будет вопль великий...» Исх 11:4. Возможно, именно тогда была произнеса фраза: «Верно сказал ты, не увижу я больше лица твоего». Моисей покидает фараона «пылая гневом». 
Бог дает указания: «.. В десятый день этого месяца ( нисана – апреля ) пусть возьмет себе каждый по ягненку в отчий дом... И да будет он храним вами до четырнадцатого дня этого месяца, и тогда пусть зарежет его...во второй половине дня. И пусть возьмут крови его, и нанесут его на оба косяка и на притолоку в домах, в которых будут его есть. И пусть едят мясо в ту ночь, жареное на огне и опресноки с горькой зеленью пусть едят... Так ешьте его. Чресла ваши препоясаны, обувь ваша на ногах ваших и посох ваш в руке вашей, и ешьте его поспешно – это жертва пасхальная Богу. И пройду я по стране египетской в ту ночь, и поражу всякого первенца в стране египетской от человека до животного и над всеми божествами совершу расправу. Я – Бог. И будет та кровь для вас знамением на домах, в которых вы пребываете. И увижу ту кровь и миную их, и не коснется вас кара губительная, когда я поражу страну египетскую. И будет вам день этот в память и празднуйте его во всех поколениях ваших – как вечный закон празднуйте его...» Исх 12:1-14. 
Моисей передает «собранию» приказ Бога и поясняет: «Пройдет Бог, чтобы поразить египтян, и увидит кровь на притолоке и на двух косяках, и минует Бог этот вход, и не даст ангелу-губителю войти в дома ваши и поразить вас...» Исх 12:23-24.
Казнь свершилась. «И встал фараон той ночью, и все слуги его, и все египтяне, и был вопль великий в Египте, ибо не было дома, где не было бы мертвеца. И призвал он Моисея и Аарона ночью и сказал: «встаньте и выйдите из среды народа моего – и вы, и сыны Израиля, и идите служить Богу, как вы говорили. И овец ваших и коров ваших возьмите и идите! Благословите также и меня». Исх 12:30.
Заметим, фараон говорит – «...и вы, и сыны Израиля..». Он тем самым отделяет Моисея и его брата от народа Израиля. Мы не знаем, что это означает, но возможно, племя леви, которому принадлежали Моисей и Аарон, находилось в Египте на привилегированном положении относительно всех остальных «сынов Израиля». По крайней мере во всей последующей истории Исхода это племя постоянно занимает особую нишу. 
Итак, фараон отпускает народ – «...идите служить Богу.. Благословите также и меня». Ни о каком Ханаане и речи не идет! Фараон отпускает народ молить его Бога, и вспомнить в молитвах о нем, о фараоне.
«Взяли в долг у египтян вещи серебряные и вещи золотые, и одежды. А Бог дал приязнь народу в глазах египтян, и те давали им, и опустошили они Египет.» Исх 12: 36.
Несомненно, в Египте происходили какие то бедствия, либо массовый голод, либо эпидемия. И на фоне этих бедствий, массовых смертей и оставшихся в памяти народа воспоминаний о свирепых лихолетьях прошлого, предстоящее богомолье в пустыне всем еврейским народом воспринималось, как надежда на избавление. Отсюда – «приязнь народу и те давали им». 
«И отправились сыны Израиля из Раамсеса в Сукот – около шестисот тысяч пеших мужчин, кроме детей. А также многочисленная толпа иноплеменников вышла с ними, и овцы и коровы, очень много скота.... По истечении четырехсот тридцати лет вышли...» Исх 12:37-40. 
Столь громадное количество людей всегда внушало подозрение. Может, имелось в виду шестьсот родов, или каких то иных групп. Более интересна «толпа иноплеменников». Кто они такие и куда двинулись с «сынами Израиля»? Раввинистическая традиция предполагает, что эти иноплеменники дошли до горы Синай и поклонялись там языческому тельцу, за что и были уничтожены в ходе ожесточенного сражения. 
Возможно, что нечто подобное действительно имело место быть. Но скорее всего эти люди просто вышли проводить своих соседей и лишний раз напомнить им – не забудьте в своих молитвах про нас.

А некоторые из них, возможно, решили идти на богомолье с евреями и даже принять в нем участие. Во всяком случае в тексте Библии ни слова о судьбе этих «иноплеменников» более не сказано. 
Бог говорит Моисею: «И будет, когда приведет тебя Бог в страну Ханаанскую, то, как Он поклялся тебе и отцам твоим, даст ее тебе. Посвятишь всех первенцев, вышедших из материнской утробы, Богу..., самцов – Богу... А всякого первенца человеческого, сыновей твоих, выкупи...» Исх 13:11-13. 
Другими словами, Бог запрещает приносить в жертву человеческих первенцев, а вместо них надо совершить обряд жертвоприношения скотом ( «выкупить» первенца). Более того, говорится, что вместо жертвоприношения первенца-ослика ( что, повидимому, весьма накладно для простого человека ) допускается принести в жертву ягненка. 
И что весьма примечательно – в этой фразе вновь звучит мотив Ханаана. Звучит, когда евреи уже в пути, и, судя по всему, уверены, что идут на богомолье, Бог напоминает Моисею, что идут они в Ханаан.

 

2. Интерпретация событий


Чтобы понять, что все же произошло в ту памятную «пасхальную» ночь перед Исходом, вспомним об «ангеле смерти», который по указанию Бога обходил дома и пропускал те, у которых дверные косяки были обрызганы кровью. А если крови на косяках и притолоках не было, то ангел смерти входил в дом и творил свое деяние. 
Ангел смерти именуется Мелехом и о нем достаточно много говорится в Библии. Вот, например, одна из заповедей, касающихся поклонению Мелеху: «Всякий из сынов Израиля и из пришельцев, проживающих среди сынов Израиля, кто отдаст кого-либо из детей своих мелеху, смерти да будет предан. Народ земли да забросает его камнями, и Я обращу лицо Свое на человека того и отторгну его из среды народа его за то, что отдал он кого-либо из детей своих мелеху, чтобы осквернить святилище Мое и обесчестить имя Мое. Если же народ земли отвратит глаза свои от человека, отдавшего кого-либо из детей своих мелеху, дабы не умерщвлять его, то обращу я лицо Мое на человека того и на семью его, и отторгну его и всех совращенных им на блудное хождение за мелехом из среды народа их.» Левит 20; 1-5. 
И подобных, очень жестких высказываний в адрес поклонников Мелеха в Библии достаточно много. Бог много раз ревниво повторяет – «Все первенцы – Мои». Значит, ни в коем случае их нельзя жертвовать Мелеху, ведь подобная жертва означает, что первенцы его, Мелеха. Объяснить повышенное внимание к вопросу о жертвоприношениях первенцев можно лишь одним – распространенностью этого древнего и жестокого обычая среди простых людей, и стремлением жрецов изжить его. Можно предположить, что, несмотря на всяческие запреты, этот обычай практиковался и среди египтян и среди евреев, не говоря уж о ханаанах. 
История человечества знает множество примеров, когда в условиях эпидемии или голода в народе просыпались самые дикие, низменные инстинкты, возникали воинственные секты и начинались гонения то на ведьм, то на евреев, то на черных кошек. Похоже, нечто подобное случилось и в те времена. Сильный фараон, правивший без малого три десятилетия, умер. Его сменил старый и больной Раамсес, который процарствует чуть более года. В стране голод и эпидемии, прошел слух, что евреи уходят на богомолье, вот тут то и вспомнили древний обычай жертвовать первенцев ангелу смерти. Толпы людей ходили от дома к дому, устраивали жертвоприношения и шли дальше. А дом, в котором они побывали, отмечался кровью жертвы. 
Моисей десятки лет прожил в скитаниях в Ханаане и других местах и был прекрасно знаком с этим обычаем. Поэтому, когда стало известно, что сектанты, поклонники Мелеха, вот-вот пройдутся и по их жилищам, Моисей приказал в каждом доме держать ягненка и быть готовым к уходу. И когда такая ночь настала, и толпа людей стала обходить дома, выискивая первенцев, он приказал заклать ягнят и помазать их кровью косяки и притолоки дверей. Таким образом и произошло, что сектанты убивали египетских первенцев и не тронули еврейских. Отсюда и вздох облегчения в еврейских семьях – «песах», прошли мимо, проскочили, перепрыгнули. 
Моисей прекрасно понимал, что его хитрость быстро раскроется и медлить с уходом нельзя ни дня. Поэтому сразу после этой страшной ночи, рано утром, народ по его приказу вышел в путь ( даже «тесто не сквасилось»). 
Таким образом, мы полагаем, что праздник Пасхи, по своей сути, за пышными религиозными наслоениями отражает реальные события – спасение еврейских первенцев, предназначенных для жертвоприношений «ангелу смерти», Мелеху. Евреи передали отвращение к этому чудовищному обычаю древних египтян и ханаан грекам, а те – римлянам. И тысячелетие спустя, в эпоху пунических войн, «цивилизованные» римляне с содроганием писали о массовых жертвоприношениях младенцев кровожадному Молоху в Карфагене, основанному выходцами из древнего Ханаана.