Четырехсторонние надежды

Ситуацию на Украине обсудят сегодня в Женеве главы внешнеполитических ведомств России, Украины, США и ЕС. Соединенные Штаты рассчитывают на то, что четырехсторонняя встреча даст ощутимые результаты. Американские наблюдатели выражают сомнения в этом и строят предложения о том, станет ли возможный провал переговоров поводом для введения новых санкций против России.

Судя по тому, что в последние дни представители госдепаратамента постоянно упоминали приближающуюся женевскую встречу, как событие, способное если не изменить, то прояснить ситуацию вокруг Украины, Вашингтон возлагает особые надежды на это совещание. Администрация Обамы все эти недели настойчиво пыталась свести за одним столом представителей Москвы и Киева, надеясь на то, что с помощью переговоров все еще можно мирно разрешить проблемы русскоязычного населения Украины, которые Россия приводит в качестве повода для вмешательства в украинские дела. В среду представитель госдепартамента Мэри Харфтак сформулировала цель Соединенных Штатов:

Мэри Харф
Мэри Харф

«Мы хотим, чтобы российское правительство отвело свои войска от границ Украины и вывело их из Крыма. Мы хотим, чтобы оно прекратило дестабилизировать Украину и нарушать ее целостность и суверенитет. Мы также хотим, чтобы русские призвали вооруженные группы на востоке Украины разоружиться и разойтись». По словам Харф, в четверг представится первая возможность обсудить пути де-эскалации ситуации, украинскую конституционную реформу и подготовку к президентским выборам.
  

Барак ОбамаБарак Обама

В среду вечером сам президент Барак Обама в интервью телекомпании CBS сделал еще одну попытку убедить Россию, что дипломатия – это лучший способ разрешить проблему. Он выразил уверенность в том, что сама Россия не хочет военного конфликта. «Они не заинтересованы в военной конфронтации с нами, и мы не нуждаемся в войне. Мы считаем необходимым, чтобы такие страны, как Украина, имели мирные отношения со своими соседями», - сказал президент Обама.

Однако столь явная ставка на переговоры и откровенное нежелание прибегнуть к серьезным санкциям, как средству убеждения Кремля, вызывает очевидный скепсис относительно успеха этой попытки у американских обозревателей.


Газета The Washington Post, например, недоумевает, почему Белый Дом не ввел никаких санкций против России за последние десять дней, несмотря на его собственные угрозы применить санкции и заявления о причастности Москвы к событиям на востоке Украины. «Российский президент Владимир Путин в свою очередь не испытывает беспокойства относительно того, что его действия могут подтолкнуть другую сторону к действиям, - пишет газета. – Российские оперативники последовательно наращивают атаки на украинские государственные объекты. Соответственно, российский министр иностранных дел Сергей Лавров появится в Женеве, имея за собой значительный перевес. В момент, когда восточная Украина находится в хаосе, спровоцированном Россией, Москва намерена не вести переговоры, а диктовать свои условия». Газета предсказывает, что в силу этого Женевские переговоры обернутся провалом, что должно заставить президента Обаму прибегнуть к жестким санкциям, чтобы дать Путину ощутимые основания для отступления.
  

Марк Кац

Марк Катц, профессор университета имени Джоржа Мэйсона также не верит в успех переговоров:

- Я не думаю, что они завершатся чем-то позитивным. По-моему, западные столицы это прекрасно понимают, но им, откровенно говоря, необходимо создать видимость деятельности, они не проявляют готовности к более решительным действиям. Если встать на позицию Москвы, то можно предположить, что у нее нет особых стимулов сделать что-то для нейтрализации этого кризиса. Ради чего? Мне кажется, русские считают, что все складывается хорошо с их точки зрения.

Как считает Марк Катц, Барак Обама все еще склонен неверно оценивать мотивацию Владимира Путина, если он считает, что от Кремля можно добиться уступок методом убеждений: 

Если Кремль вкусит сладость победы, за которую ему не придется расплачиваться, то это воодушевит его на новые подобные предприятия
 

- В данной ситуации Запад должен всерьез прорабатывать возможности отказа от импорта российской нефти, и начать осуществлять эту стратегию как можно быстрее. Если мы хотим убедить Путина отступить, то Россия должна ощутить на себе бремя экономической расплаты, которую ей придется понести за украинскую авантюру. Если Кремль вкусит сладость победы, за которую ему не придется расплачиваться, то это воодушевит его на новые подобные предприятия. Помимо этого, нам необходимо оказать серьезную поддержку Украине в самых разных сферах и поддержать другие государства. Я думаю, есть смысл, например, поднять вопрос о возможном присоединении к НАТО Финляндии, если она этого захочет.

Американские эксперты впрочем не исключают, что потенциальный провал переговоров в Женеве станет для Белого Дома крайней чертой, за которой последуют ощутимые экономические санкции против Москвы.