NASA предлагает всем желающим поучаствовать в разработке нового космического костюма для полетов на Марс. Он должен соответствовать самым жестким требованиям по защите космонавтов от экстремальных марсианских условий. До конца апреля любой сможет проголосовать за дизайн скафандра. Ожидается, что эта совершенно новая модель костюма будет полностью готова уже к концу ноября 2014 года. Завотделом физики и эволюции звезд Института астрономии Дмитрий Вибе ответил на вопросы ведущих Олега Богданова и Оксаны Барыкиной.
Ок.Б.: Как вы считаете, зачем NASA обращается ко всем желающим? Что это такое, пиар-ход какой-то?
Д.В.: Я хотел бы уточнить, что NASA обращается не за разработкой нового космического костюма, а только предлагается проголосовать за три варианта дизайна. То есть речь не идет о том, что кто-то что-то будет разрабатывать из обычных людей для NASA. Есть три варианта, из них каждый желающий может выбрать тот, который ему нравится, и за него проголосовать.
Ок.Б.: NASA сами сделали эти три варианта, и люди просто за них отдают свои голоса?
Д.В.: Да, NASA и их партнеры. Потому что NASA очень часто свои задачи передает каким-то другим компаниям, которые более компетентны в этом. А народу предлагается просто проголосовать за один из трех готовых вариантов. Ни о какой разработке речи не идет. И вообще, NASA к таким вещам, да не только NASA, а в целом западная наука, технология часто прибегают, когда им нужно привлечь внимание общественности, когда им нужно создать атмосферу сопричастности, атмосферу участия. Это действительно пиар-ход, но это ход очень эффективный, очень правильный, как мне кажется, они не дают о себе забывать.
О.Б.: Я уже лет 40 слышу о том, как человечество собирается на Марс, собирается там высадиться, но никак все это дело к практической реализации не приближается. Насколько сейчас мы близки — я говорю о глобальном мире — к данному событию? Можем ли мы вообще технически сейчас высадиться на Марсе?
Д.В.: Начнем с того, что в последние годы все ближе мы становимся к тому, чтобы автоматические полеты по Солнечной системе становились обыденностью, и Марс — это одна из наиболее хорошо изученных планет, по которой в данный момент передвигаются два марсохода, вокруг которой летают орбитальные аппараты. В принципе, задача доставки какого-то груза к Марсу, не сказать, что она перешла на бытовой уровень, но она перестала быть технологическим подвигом. Это вполне реализуемая задача. Конечно, пилотируемый полет — это задача совершенно другого уровня сложности, и я думаю, что сейчас проблема в ее реализации состоит не только в технологии, но и, в общем, как мне кажется, пока в отсутствии понимания, зачем это надо.
О.Б.: А что мы вообще от Марса хотим? Что там можно сделать?
Д.В.: Нам, землянам, неминуемо необходимо осваивать Солнечную систему, если мы планируем как человечество, как некая цивилизация существовать достаточно продолжительное время. Хотим мы этого или нет, но рано или поздно Земля станет непригодна для жизни по абсолютно не зависящим от нас обстоятельствам, и нам необходимо как-то распространять область своего обитания. И в Солнечной системе Марс — это наиболее привлекательный объект для последующего освоения и использования. Но все-таки при всех технологиях, пока полет человека на Марс будет, что называется, для того, чтобы воткнуть флаг, и при современном уровне технологий мы можем осуществить такую разовую акцию, разовый полет, но она не будет ничем систематическим. Поэтому полет на Марс будет иметь смысл только тогда, когда это можно будет делать так же легко, как сейчас осуществляются автоматические полеты.
О.Б.: Американцы на Луне флаг воткнули, это значит Луна им принадлежит, да?
Д.В.: Нет, существует международное законодательство, по которому космические объекты представляют собой что-то наподобие Антарктиды, они никому не принадлежат, никто не может заявить права собственности на эти тела, они принадлежат всему человечеству и осваиваются всем человечеством.
Комментарии
Комментарий удален модератором