Чёрная годовщина новейшей истории человечества и её уроки (часть третья)

Чёрная годовщина новейшей истории человечества и её уроки (часть третья)

Март 28
 
👤Автор Александров Виталий
 

Продолжая обзор катастрофических для бывшей суверенной Югославии последствий варварских ракетно-бомбовых ударов по её территории авиацией НАТО (см. «Чёрная годовщина новейшей истории человечества и её уроки (часть первая)», «Чёрная годовщина новейшей истории человечества и её уроки (часть вторая)»), видится необходимым напомнить:

Эксперты, анализируя ущерб, нанесенный окружающий среде – и природной, и человеческой – «гуманитарными бомбардировками», во многих случаях апеллируют как к высказываниям т.н. «оппозиционных» аналитиков самого Североатлантического альянса, так и оценкам международных природо- и, в целом, социальнозащитных организаций – рабочей группы ЮНЕП и «Хабитат»Ecology Association For PeaceUNESCO и ряда других.

Итак, как говорилось ранее, авиаподразделения НАТО осуществляли бомбовые удары «по сугубо гражданским объектам» (выдержка из заявления бывшего министра обороны США) на территории страны, в том числе – по предприятиям химической, фармацевтической промышленности и наиболее крупным нефтехранилищам, мотивируя свои действия «необходимостью уничтожения подчиненной Милошевичу национальной инфраструктуры…».

jpgbHcTJ0eEO5

По экспертным заключениям, во время ракетно-бомбовых налётов авиации Альянса на населенные пункты и промышленные объекты республики «фактически происходило методичное уничтожение флоры и фауны Средиземноморья в целом». Во время бомбардировок был нанесен «как прямой, так и опосредованный» ущерб заповедным территориям, лесам и земельным угодьям всего Балканского региона (слив одним из бомбардировщиков альянса 42 тонн горючего над заповедником в Венгрии и т.п.).

К тому же, по оценкам специалистов, только одна 240-килограммовая авиабомба оставляет после взрыва кратер глубиной в 4 метра и площадью до 50 квадратных метров. Для восстановления плодородного грунта и естественного биохимического цикла в районах бомбардировок бывшей Югославии «потребуется несколько тысяч лет», так как в естественных условиях для формирования двух сантиметров плодородного слоя требуется не менее 100 лет. Разрушение верхнего плодородного слоя земли на месте кратера и вокруг него означает «гибель флоры и фауны».

MINOLTA DIGITAL CAMERA

(Специалисты высказывают уверенность, что трехмесячная военная кампания, связанный с ней шум, загрязнение и разрушения повлияли на пути естественной миграции животных и птиц, что прямо сказалось на их воспроизводстве, поскольку через Югославии пролегали важные для всего юго-востока Европы миграционные коридоры.)

Болгарские эксперты подчеркивают, что территория «ныне изуродованной страны» до 1999 года была «экологически относительно чистой»: 4 процента ее площади (около 400 тыс. гектаров) занимали природоохранные территории и заповедники (1800 природоохранных объектов), где были сохранены редкие виды животных и растений. Однако при авианалётах пострадало 13 национальных парков и заповедников: Tara (внесен в список всемирного природного наследия UNESCO), Кораоnik, Fruska Gora, Sarplanina, Vrsacke Planiny и др.

Одновременно сотрудники Ecology Association For Peace (согласно официально опубликованным докладам EAFP) считают, что «не поддается даже приблизительной оценке» ущерб, нанесенный авиацией альянса заповедным территориям юго-восточной части Югославии, «игравшим важную роль в сохранении биологического разнообразия в Европе», а именно:

- уничтожено более 320 гектаров заповедных лесов;
- в результате загрязнения и разрушений стали полностью непригодными для дальнейшего сельскохозяйственного использования около 16 тыс. гектаров плодородных земель;
- в районе румыно-югославской границы в непосредственной близости от зоны конфликта содержание тяжелых металлов в почве увеличилось в 50 раз, «что прямо связано с переносом ветром и дождевыми облаками вредных веществ с разбомбленных предприятий Югославии»;
- в приграничных районах Болгарии было отмечено, по сравнению с результатами среднемноголетних наблюдений, повышение содержания свинца в почве в 3 раза, меди – в 1400 (!) раз, кадмия – в 30 раз;
- экосистема Балкан, источники поверхностных и подземных вод, почва и атмосферный воздух «подверглись беспрецедентно активному воздействию не менее, чем ста видов токсичных веществ…».

6

При ракетно-бомбовых ударах НАТО большую опасность также представляли ядерные реакторы на территориях соседних стран: в населенных пунктах Козлодуй (Болгария), Пакш (Венгрия), Конду (Румыния). (По оценкам экспертов, при случайном попадании в Пакш радиоактивное облако накрыло бы Вену.)

В ходе военной акции Альянса усилились миграционные процессы (ранее начавшиеся в результате действий югославского правительства). Потоки беженцев из Косово двигались преимущественно в сторону Албании и Македонии, которые не располагали необходимыми ресурсами для приема и обустройства сотен тысяч людей.

Общей проблемой для всех лагерей беженцев (особенно – палаточных) стало отсутствие или недостаточность систем канализации, возникновение необорудованных мусорных свалок, стихийная вырубка леса в окрестностях для хозяйственных нужд.

94-1u

Бытовые стоки и жидкий фильтрат мусорных свалок приводили в большинстве случаев к загрязнению подземных водоносных горизонтов. Значительная часть стоков и бытовых отходов попадала в воды рек и водоемов. Деятельность местных властей и международная помощь позволяли лишь отчасти контролировать ситуацию.

Многие лагеря были развернуты на пахотных землях. Последние, по оценкам специалистов, «долгие годы будут непригодны для сельскохозяйственного использования». В первые недели военных действий лагеря беженцев активно создавались на территории Албании, в частности – в природоохранных зонах без каких-либо консультаций с местными властями. Так, лагерь в районе Рушкул неподалеку от г.Дурреса занял 14,5 гектаров охотничьего заказника.

По мнению аналитиков, «серьезную проблему вплоть до настоящего времени предоставляет переработка твердых отходов», образовавшихся в результате разрушений объектов промышленного и гражданского назначения (остатки зданий, мостов). Существующие технологии позволяют переработать до 80 процентов их общего количества. Однако при подобной переработке в атмосферу и водоемы «неизбежно будут попадать вредные вещества… а что же касается оставшихся 20-ти, то единственным выходом является их захоронение…».

В Приштине и других городах Югославии после окончании бомбардировок и ввода на территорию страны миротворческих сил серьёзной экологической проблемой стало накопление мусора и бытовых отходов.

Подытоживая, стоит, на взгляд автора, отметить следующее:
Использование военной силы (тем более – особых видов вооружений в промышленной зоне, что весьма схоже с иракским вариантом) приводит к нанесению серьезного ущерба окружающей среде, «грозящему (по утверждению экспертов ООН), в свою очередь, причинением существенного вреда здоровью и генетическому наследию нынешних и будущих поколений».

Более того:

Действиями НАТО на территории Югославии были нарушены (даже только с точки зрения охраны окружающей среды) следующие международные акты:

1. Женевская конвенция (1949 г.) «О защите гражданского населения во время войны».
2. Первый дополнительный протокол к конвенции 1977 года «О запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на окружающую среду».
3. Отраслевые принципы международного права охраны окружающей среды, утвержденные Стокгольмской декларацией принципов 1972 года, в частности:
- «обязанность государств действовать таким образом, чтобы деятельность в рамках их юрисдикции или контроля не наносила ущерба окружающей среде других государств за пределами действия национальной юрисдикции» (21-й принцип);
- «обязанность беречь окружающую среду в целом, являющуюся частью общего наследия человечества».
4. Параграфы Всемирной хартии природы:
- «необходимость защиты природы от разграбления в результате войны или враждебных действий» (ст. 1, п. 5);
- «необходимость воздерживаться от военных действий, наносящих ущерб природе» (ст. 3, п. 20).
5. Декларация «Окружающая среда и развитие» (Рио-де-Жанейро, 1992 г.): «государства должны уважать международное право, обеспечивая защиту окружающей среды при возникновении вооруженных конфликтов, и сотрудничать при необходимости в деле его дальнейшего развития…».
И это – далеко не исчерпывающий перечень!

В целом же, существенный гуманитарный, экономический и экологический ущерб, нанесенный как Югославии (ныне, увы, бывшей), так и другим странам региона в период авиаударов НАТО, свидетельствует о том, что в современном интегрированном мире военная сила не может более рассматриваться в качестве эффективного стабилизирующего фактора.

Ибо её использование создает комплекс моральных, гуманитарных, экономических и, как мы довольно подробно рассмотрели, экологических проблем, в целом «не менее значимых, чем те, которые послужили поводом для военного вмешательства».

Но и сейчас США не отказались от бомбардировок Сирийской Арабской Республики. Получается, что остановить Америку может только наличие сильных антиподов. В лице кого именно? Думается – России и Китая.

Никто в Вашингтоне не снял с повестки дня ракетно-бомбовый удар по Дамаску. Вопрос просто отложен. У Сирии было оружие массового поражения (химическое) как фактор сдерживания Израиля, у которого есть оружие ядерное. Сейчас это оружие уничтожается. Когда оно будет ликвидировано, САР ждёт интервенция. Никаких конструктивных предложений на политическом поле решения конфликта пока не видно. Нынешние манёвры демонстрируют только отсутствие желания найти компромисс.

Урок Югославии показателен и с другой точки зрения. Удары носили не военный характер, а психологический. Уничтожали не военные объекты. Целью было посеять панику у народа. Чтобы люди чувствовали, что не могут никак защищаться.

9814221_3

Post Scriptum

Ко всему есть смысл добавить, что отношение к нынешним военным приготовлениям внутри самих США – ещё более неоднозначное, чем весной 1999-го. Если в Сирии повторить югославские «проколы», то «Соединенные» Штаты (уже откровенно столкнувшиеся с европейским непониманием) могут весьма даже разъединиться. Или, как у нас говорят, – могут ноги разъехаться.