Чёрная годовщина новейшей истории человечества и её уроки (часть первая)

Чёрная годовщина новейшей истории человечества и её уроки (часть первая)

Март 26
 
👤Автор Александров Виталий
 

24 марта 1999 года началась военная операция НАТО против Союзной Республики Югославия. Применение силы не было санкционировано Советом Безопасности ООН, решение об этом принималось исключительно в рамках военного блока. Фактически, всем остальным государствам и мировым институтам осталось только наблюдать за уничтожением страны.

От тогдашнего руководства Югославии брюссельская штаб-квартира Альянса требовала отказаться от территориальной целостности. Но делало это совершенно далекими от практики ведения войны методами.

Самое интересное, что сама югославская армия практически не пострадала. Бомбардировке подвергались в основном гражданские объекты. Пока мужественные военные Сербии ждали вторжения, авиация НАТО наносила удары по жилым кварталам, детским садам, больницам, школам. На ракетах американские солдаты мелом писали поздравление с православной Пасхой.

8bLP4Af8JZs

Чёрное 25-летие, сопоставимое по своей трагичности с бомбардировками Сталинграда, Дрездена, Праги…

Но вернёмся к событиям 1999 года и попытаемся с помощью российских и международных природо- и, в целом, социальнозащитных организаций обрисовать: во что обошелся ущерб, нанесенный окружающий среде – как природной, так и человеческой – «гуманитарными бомбардировками». Хотя этот самый ущёрб оценен полномочными организациями на сегодняшний день пока еще «приблизительно и не наверняка…»: совместная рабочая группа ЮНЕП и «Хабитат»Ecology Association For PeaceUNESCO и ряд других.

Анализируя экологические, экономические и международно-правовые аспекты бомбардировок авиацией Альянса территории Югославии и апеллируя во многих случаях к высказываниям т.н. «оппозиционных» аналитиков самого Североатлантического альянса, эксперты приходят к следующим печальным (на наш взгляд) выводам:

Военные действия НАТО в СФРЮ (ныне – бывшей) явились «одной из крайних форм» разрушения окружающей среды Югославии и не только её…». Так называемого экоцида, то есть «преднамеренного действия одного государства, использующего свою экономическую и военную мощь для уничтожения природной среды, населения, культуры другого государства» (здесь и далее в кавычках – цитаты из официальных документов, подготовленных указанными организациями).

Ущерб был нанесен как в результате непосредственного применения оружия, так и побочного, последующего воздействия на окружающую среду.

В частности, авиаподразделения альянса осуществляли бомбовые удары «по сугубо гражданским объектам» (выдержка из заявления бывшего министра обороны США) на территории страны, в том числе – по предприятиям химической, фармацевтической промышленности и наиболее крупным нефтехранилищам, мотивируя свои действия «необходимостью уничтожения подчиненной Милошевичу национальной инфраструктуры…».

5761228234f6d0a7085e48092810992_v4 big

В общей сложности целями ракетно-бомбовых атак на территории Югославии в период с 24 марта по 5 июня 1999 года стали 105 промышленных объектов. Среди разрушенных предприятий нефтехимической промышленности – химкомплекс Milan Blagoevic (г.Лучаны), нефтехранилища объединений Yugopetrol (Смедерево, Приштина, Сомбора), Beopetrol (Белград, Кралево, Приштина), Naftagas (Сомбора), нефтехимический и химический заводы в г.Панчево, нефтеперерабатывающий в г.Нови Сад.

Всего в ходе бомбардировок было полностью разрушено около двадцати наиболее крупных предприятий, что составило порядка 70% химического (гражданского назначения) и нефтепромышленного потенциала Югославии.

Итоги, по заключениям экспертов, таковы :

Разрушение фармацевтических и промышленно-химических объектов Югославии привело к несанкционированным выбросам большого количества аммиака, жидкой пластмассы, искусственных удобрений, возникновению ядовитых облаков.

В результате разрушений промышленных объектов и пожаров произошло загрязнение атмосферы, воды и почвы вредными веществами, в частности, диоксинами, токсичными соединениями серы, азота в низкой степени окисления (последнее отмечено не только на территории Югославии, но и в соседних странах).

Бомбардировки нефтехимического комплекса в Панчево привели «к критически высокому» загрязнению воздуха в прилегающих районах. В частности, содержание мономеров винилхлорида превысило предельно допустимые концентрации в 1600 (тысячу шестьсот!) раз. Показатели содержания сажи, двуокиси серы и хлоркарбона превысили максимально допустимую норму от четырех до восьмикратного размера.

z.petrovic-nato-bombardovanje.8

По экспертным оценкам, подобный «зашкаливающий» уровень отравления окружающей среды может нейтрализоваться естественным путем «не ранее чем через 55-60 лет…», поскольку продуктами сгорания винилхлорида являются такие опасные ядовитые газы как фосген и хлор. Природное разложение диоксиновой группы ядохимикатов исчисляется сроком до 80–90 лет.

Эксперты выше названных международных организаций в течение 10 дней после окончания (5 мая 1999 года) налетов визуально фиксировали над Панчево облака дыма длиной до 15 км. При этом было отмечено, что как в данном населенном пункте, так и в других районах, подвергшихся воздушным атакам, при экстремальных температурах (до 1200 градусов) горела нефть, машинное масло, асфальт, синтетические строительные материалы, выделяющие большое количество пиротоксинов.

(По данным российских специалистов-химиков, токсичные вещества, попавшие в атмосферу (в частности – канцерогенные соединения диоксинов), могут переноситься ветром на большие расстояния. Так, «вполне естественным» является тот факт, что уровень содержания диоксинов в воздухе над некоторыми из северных территорий Греции «десятикратно превысил норму в апреле 1999-го…».)

В период с 18 по 26 апреля были зафиксированы предельно допустимые концентрации диоксида серы, оксида азота, аммония в атмосферном воздухе над юго-западной частью Румынии в районе приграничного уезда Тимиш. 20 апреля того же года при повышении содержания в атмосфере двуокиси углерода и окиси азота медэкспертами ООН отмечено затруднение дыхания и симптомы отравления у румынских пограничников.

С 12 мая по 5 июня кислотные осадки были отмечены в Румынии в уездах Караш Северин, Тимиш, Арад, районах Берлисте и Градинари. По экспертным оценкам, все эти явления «соотносились по времени» с бомбардировками индустриальных объектов на территории Югославии, а анализ данных о преобладающем направлении и силе ветра «подтвердил наличие прямой взаимосвязи».

Примерно в тот же период времени кислотные дожди желтого цвета четырежды наблюдались в приграничных районах Болгарии. Едко-щелочные дождевые осадки были также зафиксированы в районе станции наблюдения Розен болгарского Министерства окружающей среды и воды 23-25 мая. По мнению аналитиков, «на зону военных действий, как на источник загрязнения, прямо указывало то обстоятельство, что в эти дни был именно северный и северо-западный ветер».

ludv_11

Болгарские национальные службы по охране окружающей среды установили также факт превышения в атмосферном воздухе над территорией страны (непосредственно в период бомбардировок Югославии) предельно допустимых концентраций гидрогена, сульфида (в 3-4 раза), аммония (в 2-3 раза) и фенола (в 2 раза).

Попавшие в атмосферу в избыточных количествах в результате бомбардировок промышленных объектов окислы азота, диоксид серы, монохлорид карбона «привели к появлению новых диактивных структур (т.н. «озоновых дыр») над Европой».

В результате уничтожения югославских нефтеперерабатывающих заводов специалисты многих стран отметили появление над западноевропейской частью континента дисперсного облака сажи и бензопирена – «ядовитых веществ высшей категории опасности», которые, попадая в организм человека, «с 40-процентной степенью вероятности вызывают онкологические заболевания». Наибольшие их концентрации отмечались в граничащих с Югославией Венгрии и Италии.

(продолжение следует)

Материалы по теме:
- видео Приштинский бросок