Россия и Евросоюз заинтересованы в стабильной Украине
<dl class="weather mb20"></dl><dl class="quotations mb20">Котировки
| USD |
36,1663 |
0 |
|
| EUR |
49,9167 |
0 |
|
</dl>
Тематический дневник
Россия и Евросоюз заинтересованы в стабильной Украине
25 марта 2014 г.

Экономическая часть соглашения об ассоциации между Украиной и Европейским союзом может быть подписана после президентских выборов в этой стране. Такое заявление сделал украинский премьер-министр Арсений Яценюк. Понятно, что на это решение будет наложен заметный отпечаток текущих политических событий. И кто знает, не окажется ли он сильнее экономических аргументов. В том числе и тех, которые приводил в своем выступлении на недавнем бизнес-форуме в Центре международной торговли руководитель банка ВТБ Андрей Костин. Сегодня мы завершаем публикацию его тезисов.
Основой интеграции экономик государств СНГ выступает их взаимосвязанность и комплементарность. По экспертным оценкам, без кооперационных связей с государствами Содружества Россия способна производить примерно 65% промышленной продукции. Казахстан без связей с Россией может производить 10% ассортимента промышленной продукции, Киргизстан и Таджикистан – менее 5%. Высокая технологическая взаимозависимость является ключевым стимулом интеграции в рамках Таможенного союза. Печальным итогом введения европейских техрегламентов и закрытие рынков стран Содружества станет резкое сужение возможностей для кооперации Украины со странами СНГ в высокотехнологичных отраслях.
Наконец, еще два актуальных в украинском контексте вопроса: обеспеченный доступ трудовых ресурсов на рынки интеграционного объединения и возможность поставок энергоресурсов на льготных условиях. Участие в Таможенном союзе подразумевает свободный доступ правовых ресурсов на рынок стран-членов. В свою очередь, ЕС жестко ограничивает возможности трудовой миграции. Для новых стран-членов переходный период составляет до 7 лет. Что касается энергоресурсов, сниженные цены на газ и нефть в рамках ТС – очевидные преимущества этого интеграционного объединения.
А теперь – некоторые итоги. Украинской экономике остро необходимы новые устойчивые источники роста, однако соглашение об ассоциации с ЕС в его нынешнем виде не может стать действенным решением.
В теории присоединение к европейской зоне свободной торговли, безусловно, несет существенные выгоды. Но в своем нынешнем состоянии украинская экономика будет не способна эффективно ими воспользоваться. Подтягивать экономику до евростандартов придется за свой счет, в противном случае – безнадежное отставание. Давайте в этой связи посмотрим на опыт Германии. За 20 лет после воссоединения с 1990 по 2010 год вложения в восточные земли составили 1,3 трлн евро, однако ВВП на душу населения в восточных землях и сейчас едва превышает 70% от западного. Отток населения отсюда составил 2 млн человек. Ни одна из 100 крупнейших производственных компаний Германии, из 100 крупнейших компаний в сфере услуг не базируется на территории бывшей ГДР. При этом речь идет об одном народе с общими историческими корнями, языком, культурой. Чего же ждать от форсированной интеграции государства с совершенно разным культурным и экономическим укладом. И, наконец, в соответствии с существующей на сегодняшний день в ЕС практикой, Украина должна будет делегировать Евросоюзу функции регулирования большинства экономических вопросов, включая регулирование внешней торговли с третьими странами, при этом, по существующей в ЕС практике, влиять на приятие соответствующих директив она не сможет.
Что может и должна делать в этой ситуации Россия? Для нас и других стран СНГ Украина всегда была и остается стратегически важным рынком. Насколько можно понять, отношения с Украиной и для Европы носят приоритетный характер. Применительно к интеграционному контексту принципиальная позиция руководства России и органов Таможенного союза всегда состояла в том, что вступление в Таможенный союз не означает отказа от взаимодействия страны-участницы с Евросоюзом. У Брюсселя, к сожалению, мы наблюдаем гораздо менее гибкий подход. По мнению европейцев, обязательство в рамках ТС исключают для его участников саму возможность вхождения в зону свободной торговли с ЕС. Примечательно, что в Европе сегодня начинают понимать издержки политики «или – или», уже раздаются призывы гармонизировать нормативно-правовую базу обоих крупнейших объединений.
В сложившейся на Украине тяжелейшей социально-экономической ситуации ее ключевые торгово-экономические партнеры, Россия и Таможенный союз, с одной стороны, Евросоюз – с другой, обязаны проявить инициативу и ответственность. Нам необходимо как можно скорее уйти от жесткой интеграционной дилеммы, в которую сегодня поставлен Киев: или ЕС, или Таможенный союз, отказаться от ложных идей геополитической конкуренции. Совместное решение для Украины должно быть нешаблонным. Как представляется, Евросоюзу следует проявить больше понимания в части условий интеграции, налагаемых в связи с этим на Украину обязательств, учесть особую роль торговли разностороннего экономического сотрудничества Украины с государствами Содружества. Будем надеяться, что новое руководство Еврокомиссии сможет подойти к этому вопросу более гибко. Наверное, определенные шаги со своей стороны должен сделать и Таможенный союз. Если говорить о практической стороне вопроса, то необходимо вспомнить инициативу о прямом диалоге бизнес-сообществ Украины, России, Евросоюза по интеграционной проблематике, с которой в ноябре прошлого года выступил президент России Владимир Путин. Цель такого диалога – найти максимально выигрышный для Украины и ее партнеров формат вовлечения в европейский и евразийский интеграционные процессы. Россия и Евросоюз в равной степени заинтересованы в нашем общем соседе – стабильной Украине.
Подготовили Станислав Козак,
Карина Яруллина,
ТПП-Информ
Комментарии