Продажа недвижимости иностранцам в Абхазии. Фобии, миражи и реальность.

На модерации Отложенный

Некоторое время назад я уже разбирал статью "Экономический неолиберализм в Абхазии", опубликованную фондом «Айнар», отметив удачные, на мой взгляд, моменты и покритиковав авторов за излишний идеализм.

Сейчас я хотел бы прокомментировать новую статью фонда экспертного содействия «Айнар» «Вопрос продажи недвижимости иностранным гражданам в сфере демографической безопасности абхазов.» Тем более, что взгляды, изложенные в ней, разделяет значительное число граждан Абхазии.


Я сам крайне неоднозначно отношусь к озвученным руководством Абхазии намерениям о продаже недвижимости иностранцам. Об этом я написал здесь.  Но мои претензии находятся несколько в иной плоскости, чем у авторов обсуждаемой статьи. Но обо всем по порядку.


В первую очередь (не в обиду авторам) замечу, что в статье многовато пафоса, но маловато фактов и обоснований. Разбираем по пунктам ужасы и опасности, приведенные в статье.


1. «Покупателями жилья могут быть грузины с российским гражданством, которые в большинстве своем считают нашу страну частью Грузии. Все разговоры о том, что наше руководство будет тщательно выбирать потенциальных покупателей жилья, чтобы не допустить «скупку» Абхазии представителями недружественной нам Грузии, вызывают только смех. Также тщательно была проведена незаконная паспортизация, о чем знает весь абхазский народ. Подобным законом наши руководители сами открывают двери для очередной ассимиляции нашего этноса. Или они этого не понимают?»

А вот авторов не смущает тот факт, что, если рассуждать с этой колокольни, грузины через номинальных учредителей и директоров российских юридических лиц могут уже сегодня скупить множество предприятий и объектов коммерческой недвижимости в Абхазии? Что им в принципе мешает? Ведь при этом варианте проследить связь почти невозможно, в отличие от покупки жилья физическими лицами, сделки по которому будут регистрироваться на территории Абхазии. В таком случае, надо вообще запретить иностранные инвестиции или же сдаться на милость Тбилиси, так как получается, что СГБ Абхазии не в состоянии провести элементарные оперативные мероприятия. Я все же думаю, что у абхазских правоохранительных органов достаточно компетенции, чтобы решать подобные вопросы.

2. «Покупателями жилья могут быть представители олигархии, связанные с организованной преступностью, коррупционеры различного рода (чтобы легализовать свои наворованные доходы), а также те же самые представители грузинских экономических интересов. Рассуждения нашего руководства о том, что этого не произойдет, просто откровенная ложь. Абхазия будет распродана, а наш народ окажется крайним».


Опять опасения такого же качества, как и в пункте 1. Прежде всего, не совсем понятно о какой олигархии идет речь. Судя по всему, о российской. Хотелось бы увидеть какие-нибудь конкретные примеры российских олигархов, связанных с криминалом. По большому счету, ничего не мешает сотрудничать в этом вопросе с российскими правоохранительными органами, которые наверняка владеют такой информацией. То же самое можно сделать и по поводу коррупционеров. Господин Путин только «спасибо» скажет, если абхазская сторона поможет ему в борьбе с коррупцией. Если же доверия к российским государственным органам нет, то к чему тогда все эти декларации о дружбе и взаимопонимании? Может быть, тогда стоит перевести сотрудничество с России на какой-нибудь другую страну? (….Абхазии стоит найти себе другого партнера вместо России?)) Совершенно непонятен также пассаж «Абхазия будет распродана, а наш народ окажется крайним». Ведь речь идет только о новостройках в городах, что вряд ли будет составлять значительную часть жилого фонда.


3. «Сама идея продажи жилья как способа оживления экономики вызывает сомнения. Эффективность экономики определяется числом рабочих мест реального сектора, производством конкурентоспособной продукции и стратегическим экономическим проектом государственного масштаба. Это описывается в формате геоэкономического баланса. В нашей стране полно безработных, мы практически не производим свою продукцию на экспорт (только сырье) и у нас нет плана экономического развития. Каким образом, при нынешнем устройстве государства, путем продажи недвижимости мы оживим экономику? Это бред."


У меня есть серьезные сомнения по поводу популярности абхазской недвижимости для российских покупателей. Цены, видимо, будут еще те, а качество вновь возводимых объектов отвратительное. Но говорить о том, что в принципе продажа жилья иностранцам это бред и неэффективная мера, я бы не стал. Сама по себе она экономику не поднимет, но в комплексе с другими мерами может сыграть свою роль. Да и Ирадян на недавней дискуссии про это говорил.


Говорим о создании реального сектора, об организации конкурентноспособных современных производств? А кто их создаст? Кто вложит деньги? Кто будет их запускать и обучать персонал? Думаю, что если не лукавить, то однозначно приходится признать, что все это может придти только из России. В Абхазии нет ни внутренних инвесторов в необходимом количестве, ни системы кредитования бизнеса, ни квалифицированных специалистов. Получается что-то типа «Ребята, вы приезжайте, вкладывайте деньги, живите тут вахтовым методом на съемных квартирах, ведь вы потенциальные оккупанты и жить постоянно вам (даже самым щедрым и профессионально компетентным) тут незачем. Нанесете ущерб абхазскому этносу». Как-то все это не очень красиво, не правда ли?

 

4. «Развитие строительства безусловно необходимо. Вопрос в том, кому будет принадлежать строительная отрасль? Народу и стране или определенным лицам в руководстве, которые под видом развития Абхазии, будут решать свои личные интересы. Ни для кого не секрет, каков уровень коррупции в нашей стране. При нынешней системе политического устройства, любой проект (в том числе и строительный) является средством личного обогащения. Так работает дикий капитализм.

Кроме того, если говорить о технологии строительства, то и в этом вопросе требуются современные решения, основанные на «зеленых стандартах», в то время как практически все применяемые в Абхазии технологии таковыми не являются (и это еще мягко сказано)."

Безусловно, коррупция это зло, которого хватает и в Абхазии, и в России. Безусловно, и там, и там, самые сочные заказы достаются своим строительным компаниям. Но я в корне не согласен с высказываниями некоторых представителей российской оппозиции типа «Пока этот режим у власти в России что-либо делать бесполезно. Все разворуют». Извините, господа, но это не продуктивно. Замораживать любую деятельность в слабой надежде на светлое будущее, это значит лишать этого будущего следующие поколения. В России, при всех претензиях к Путину, явно не диктатура. В Абхазии тем более. Соответственно, есть возможность пытаться влиять на власть, поднимать острые актуальные проблемы, добиваться выполнения закона. Или уехать в какую-то более законопослушную страну.

5. «Отсутствие земельного кадастра и генерального плана застройки городов открывает широкий простор для коррупционных схем застроек, обезображивающих городскую среду. Главное - будет происходить скрытая форма отчуждения земли – то есть будут выбраны наиболее привлекательные участки под застройку (прибрежные районы). Лучшие районы будут заселены иностранными гражданами. Это неизбежно повысит социальную напряженность между новоселами и местным население.»

Вот здесь я с авторами практически во всем солидарен. Благо писал о недопустимости дальнейшего отсутствия реестра недвижимости в своей статье «Прорыв или имитация? Обзор нового законопроекта Республики Абхазия об инвестиционной деятельности». 


Но опять же, парламент Абхазии это не российская Госдума, штампующая сплошь и рядом сырые и вредные для страны законы. Что мешает депутатам от оппозиции поставить принципиально вопрос об увязке оформления реестра недвижимости к разрешению продавать недвижимость иностранцам? Что мешает абхазским гражданам отслеживать факты незаконной застройки и настаивать на соблюдении законодательства. В России с этим тоже непросто, но я знаю массу примеров, когда общественности удавалось заставить власти отменять ранее принятые решения.

6. «Логическим продолжением может быть закон о продаже земли и вторичного жилья, а также предоставления гражданства, что может быть окончательным сломом абхазской государственности. Кроме того, под это могут быть подведены определенные законы (например, закон об инвестициях, уже вызвавшим массу вопросов). Думаем, что не стоит говорить о том, что произойдет в случае скупки недвижимости и земли. Абхазы своими руками лишат себя будущего. Их дети в лучшем случае будут в роли прислуги на своей земле. Если кто-то думает, что продав свою землю, он обеспечит будущее своих детей, то он ошибается. Кроме того, с демографической точки зрения, это резко сократит процентное соотношение состава населения страны не в пользу абхазского этноса.»

А вот здесь идут сплошная лирика с эмоциями, так как отлично известно, что о таком формате продажи недвижимости иностранным гражданам речь не идет. И все же лучше отделять мух от котлет.
В своей статье "Абхазия. Продажа недвижимости иностранцам. Отписка или реформа?  я писал:


«Споров нет, автоматическое предоставление возможности иностранцам на равных правах с гражданами Абхазии приобретать любую недвижимость в республике, безусловно. было бы опрометчивым, и, можно сказать, самоубийственным шагом. Но что законопроект об инвестициях, что предложения по недвижимости говорят лишь о том, что цель абхазских властей не широкие реформы, а их имитация; не реальные шаги по созданию здоровой и самостоятельной абхазской экономики, а упор на привлечение инвестиций исключительно в госсектор (со всеми приятными моментами для тех, кто его контролирует) и явное нежелание создавать широкую прослойку независимых собственников и предпринимателей. Иначе бы предлагались реальные меры для создания цивилизованного оборота недвижимости и прав на аренду земли, а не эта показуха. Пусть бы и с введением серьезных ограничений и налогов для приобретателей не граждан.
Тем не менее, ничего ужасного не произошло. Лично я не буду приобретать халтурный новодел по космическим ценам. Но я и так не собирался этого делать. Мы работаем в Кындыге, и новостройки в Сухуме нас не интересуют. Куда правильнее строить мини-гостиницы в Восточной Абхазии и пользоваться ими для проживания. Так сказать, совмещая приятное с полезным. Кындыг - перспективное место для такого бизнеса благодаря серным источникам, эвкалиптовым рощам и редкому по красоте пляжу. И если так же сделают еще десятки российских предпринимателей (а другие откроют производственные цеха и сельхозпредприятия), то тогда и без помощи "реформаторов" из Сухума Очамчырский район перестанет быть местом запустения. Этот край такого положения явно не заслуживает».

Таким образом, я далек от того, чтобы считать, что происходящие в Абхазии процессы содержат риски «рейдерского захвата государства», как утверждают авторы статьи. Мир не черно-белый, и надо стараться не ограничиваться двумя крайностями (распродавать все и вся или замораживать любое экономическое развитие из боязни, что все растащат, а Абхазия лишится суверенитета). Безусловно, действовать надо обдуманно, взвешенно, в соответствии с законом и позицией большинства граждан. Надо жестко критиковать и предлагать свои изменения в законопроект РА «Об инвестиционной деятельности» и в закон о продаже недвижимости иностранцам. Но надо иметь четкое понимание, что ни одна проблема не будет решена без участия российского бизнеса, без российских инвестиций в экономику Абхазии.

 

Заместитель генерального директора ООО "Технопарк"

Координатор партнерства "Абхазские проекты"

Базилевский Кирилл Анатольевич