Самые веселые завийральные истории

Есть такое выражение: «Все новое — хорошо забытое старое». Но для этой книги скорее подошло бы: «НЕхорошо забытое…» Потому что забывать столь замечательного детского писателя, каким был Юрий Борисович Вийра, непростительно. Ибо читатели не простят, если останутся без таких очаровательных сказок, удивительных рассказов и прочих заВийральных небылиц, в которых воображение автора переходит все мыслимые границы. И устремляется в… в… В общем, судить вам — ведь сегодня вы открыли его десятую (юбилейную!) книгу.

Юрий Вийра родился в 1947 году в Таллине. По вечерам папа рассказывал ему захватывающие истории. Однако, сам захваченный сном, частенько засыпал в конце повествования. И маленькому Юре приходилось самому додумывать, чем же все окончилось. А затем он пересказывал это своим друзьям в школе. И незаметно стал для них настоящим Сказочником. А потом и для нас — тоже.

Вийра учился в эстонской школе. Но очень сильно заикался, говоря по-эстонски. А вот на русском — ни капельки! Когда папа познакомил его с эстонским эпосом, насыщенным диковинными персонажами и бесконечными превращениями, Юра влюбился в исторические сказания. А заодно и в путешествия. И уже в 15 лет самостоятельно отправился в археологическую экспедицию.

И так ему пришлось по душе братство археологов, что за свою жизнь он объездил чуть ли не половину бывшего СССР! Чем занимался? Да был художником: зарисовывал всякие раскопки, редкие находки и прочие реликвии. Недаром же Юрий Борисович окончил Санкт-Петербургский институт живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина, получив специальность искусствоведа.

Впрочем, он не стал ни живописцем, ни скульптором, ни архитектором. Зато на радость нам сделался писателем. Увы, лишь в 44 года был опубликован его рассказ «Балкон» (в лучшем детском журнале «Трамвай»). С тех пор Вийру начали печатать почти везде; стали выходить его книжки…

Появилась и эта. В ней, конечно, не смогли уместиться все 246 произведений. Но тут собрано все лучшее, что создал Юрий Вийра для детей. И что легко узнается по его самобытному стилю: емкому, точному, без лишних слов. Вдобавок он привнес новую форму в российскую словесность, а именно диалог (между отцом и дочерью), назвав это метким словом БЕСЕДКИ. Не так ли общался мудрец Платон со своими учениками в античные времена?

Нередко в конце фраз Юрий Вийра ставит вопросительную частицу «да» (наподобие английского isn't it?). Может, это влияние эстонского языка? А может, автору просто нравится знак вопроса?.. Никто уже не узнает. Но очень хотелось бы верить, что:

Вы полюбите этого Сказочника, да?

Он разведет вам «Костер в океане», да?

И тогда ваш мир станет еще лучше, да?

Да! Да! И еще раз: ДА!

Тим СОБАКИН

=========================================================

Папа, мама и восточный чародей
Мой папа витает в облаках. Так мама говорит. Да, папа летает в небе, но в облаках мы витали всего один разок.

Папа научился летать раньше, чем говорить. Однажды его мама зашла в детскую, а он парил над колыбелью. Как и почему младенец поднялся в воздух — неизвестно. Может, мокрый был, замерз… С тех пор папа летает везде где можно. И меня с собой берет. Это очень удобно. Например, если хочется на другой берег, а моста поблизости нет.

И еще мы летаем на ковре-самолете. Моя мама — восточная принцесса, и ковер ей подарил на свадьбу один восточный чародей. Папа пришил металлические колечки и повесил ковер над диваном. Этот ковер большой и страшно тяжелый, и мы им редко пользуемся. Например, когда переезжаем на дачу. Папа залезает на стремянку, снимает ковер со стены, расставляет на нем чемоданы, рюкзаки, мой велосипед, коробку с игрушками и вылетает в окно. А мы с мамой и Кешей, нашим псом, едем на такси.

«Волга» мчится, конечно, быстрее ковра-самолета, но папа всегда успевает раньше: такси кружит по городу, застревает в пробках, останавливается перед красным светофором, а он летит себе над Москвой-рекой прямо до самой дачи. А там ковер лежит все лето, и я на нем кувыркаюсь и скачу как сумасшедшая.

Мама сама колдовать не умеет, зато всегда может вызвать восточного чародея: пошепчет в ладошку — и он тут как тут. Летом дважды его вызывала. Хотела поджарить картошку, нарезала кружочками и вдруг обнаружила, что нет масла, ни сливочного, ни подсолнечного. Дело было вечером. Магазины закрыты. Пришлось вызвать чародея. Масло он принес, но кокосовое, из кокосовых орехов — сливочное и подсолнечное достать на Востоке очень трудно, даже чародею. Но картошка получилась вкусная, пальчики оближешь. Теперь жарим только на кокосовом. В другой раз чародея позвали, когда мама проспала. В одиннадцать часов должна была выступать на совещании в университете, а проснулась в десять. Она чуть до потолка не подскочила, когда посмотрела на часы.

Чародей быстренько слетал на Воробьевы горы, принес оттуда университет, держа двумя пальцами за шпиль, и поставил на лугу перед дачей. Так что мама успела и меня причесать, и кофе спокойно попить, и не опоздала. После совещания ученые и студенты бросились в Москву-реку купаться. А потом чародей вернул их вместе с университетом обратно на старое место. Больше она не просыпала, хотя на работе и просили: ну проспи еще разок, так хочется искупаться.

Мама — восточная принцесса. Папа витает в облаках. А я — обыкновенная маленькая девочка. Я даже буквы еще не все знаю. И цифры путаю. И очень грущу и даже могу заболеть, когда родители уезжают надолго в Санкт-Петербург.

Однажды вечером на даче папа спросил, кем я хочу стать, когда вырасту: актрисой, археологом или доктором. Сам он в это время летал по веранде, тыкаясь в окна, как рыба в стенки аквариума.

Я сказала, что никем — просто тетенькой.

— Правильно, доченька, дзинь-дзинь…

Мама кружилась в танце, позвякивая браслетами. Она была прекрасна! На голове золотой обруч с бахромой из жемчуга, на руках и ногах браслеты из серебряных колокольчиков.

— Правильно, доченька, дзинь-дзинь, — повторила она и посмотрела на папу, сидящего на потолке вниз головой. — Пусть в нашей семье будет хоть один нормальный человек!

=================================================

Оглавление
Нехорошо забытое…
ЗАВИЙРАЛЬНЫЕ ИСТОРИИ
  Келумба-Шалумба
  Мамонт
  Елка
  Костер в океане
  Папа, мама и восточный чародей
  Дедушкины валенки
  Бедная Лиза
  Собеседование
  Мальчик и скелет
  Девочка и людоед
  Мой папа «сова»
  Две музы
  Прививка
  Я люблю вставать рано
БЕСЕДКИ
  О последнем мамонте
  О немецких двойках и отцовской строгости
  О золотой косе и снежном человеке
  О папиной памяти и маминых туфлях
  О глазомере и смекалке
  О послушании
  О золотых волосах
  О Бранденбургских воротах
  О страхе перед лифтом
  О скромности и законах физики
  О нашем памятнике
  О вреде и пользе…
    О вреде и пользе чистки зубов
    О вреде и пользе прогулок с собакой
    О вреде и пользе витаминов
    О вреде и пользе прокалывания ушей
    О вреде и пользе прогулов
    О вреде и пользе курения
    О вреде и пользе стояния в углу
    О вреде и пользе гриппа
    О вреде и пользе страха перед темнотой
    О вреде и пользе воспаления дальнего уха
БАЛКОН
  История первая
  История вторая
  История третья
  История четвертая
СКАЗКИ НАРОДОВ МИЙРА
  Счастливое имя
  Как Па Ша взял в жены императорскую дочь
  Как Али-паша змею на груди пригрел
  Дурак и шашки
  Сын лесоруба и лесная старушка
  Старушка из носа
  Пятерка по географии
  Скелет в шкафу
  Мальчик, который не верил в Деда Мороза
  Лестница
  Пашка-гитарист
  Пашка и лысый
  Алевтина-разлучница
  Черная линейка и белая линейка
  Хик-Пятый причал
БЕЛЫЙ ЕЖИК У БЕЛОГО МОРЯ
  От автора
  Белый танец
  Белый ежик и ученый
  Белый ежик и чародей
  Белый ежик и Малакуча
  Белый ежик и рыжий мамонт
  Белый ежик и домовой
  Белый ежик и клюква
  Белый ежик и балкон
  Белый ежик и Маша
  Белый ежик и бомба
  Дуэль белого ежика
  Белый ежик и королевич