Женщины Ливана против палестинских террористов - история героизма

На модерации Отложенный

 До 1970-го года Ливан процветал. Бейрут был крупнейшим финансовым и банковским центром арабского мира, так что Ливан часто называли Ближневосточной Швейцарией. Уровень жизни в стране был даже выше, чем в соседнем Израиле, в стране действовала процветающая туристическая отрасль, а сохранившиеся тесные связи с Францией позволяли Ливану служить еще и транспортным хабом между Европой и Ближним Востоком.




Довоенный Бейрут 70-ых. Небоскребы, красивые мощеные улицы, торговые центры
Несмотря на то, что в стране наблюдались определенные трения на религиозной почве (40% христиан, 60% мусульман, примерно поровну суннитов и шиитов), французы, перед уходом из Ливана, создали вполне сносно работающую политическую систему. На практике президентом должен был быть христианин-маронит, премьер-министром – мусульманин-суннит, а спикером парламента – мусульманин-шиит. Таким образом все конфессии получали возможность влиять на политику страны и должны были договариваться между собой, потому что никто не мог узурпировать власть.


Ливанская девушка образца 1978 года
Все изменилось в 1969-ом, когда в соседней Иордании приключился «черный сентябрь». После Шестидневной войны огромное количество палестинских беженцев (вплоть до 300к. !!!) осело в Иордании, где они попытались установить свои законы и образ жизни. Когда у них это не получилось, несчастные рефьюджес попытались убить иорданского короля и захватить власть. Королю это не понравилось, и он намотал палестинцев на гусеницы своих танков.


Иорданские танкисты — эксперты по разрешению миграционных кризисов. В ходе событий «черного сентября» они перебили 10-15к палестинцев

После этого прискорбного события палестинцы массово умотали в Ливан, а ливанцы от большого ума пустили их к себе домой, позабыв запасти достаточное количество танков, на случай повторения иорданского сценария.

Это была ошибка, последствия которой ливанцы расхлебывают и по сей день. Правило №1 при завозе беженцев в свою страну: «Всегда проверяй достаточно ли у тебя танков, чтобы в случае чего их всех выгнать обратно». Появление значительного числа новых суннитов в маленьком Ливане (население которого в то время составляло чуть более 4 млн.) сразу же нарушило баланс сил в стране. Добавьте к этому еще и тот факт, что палестинцы были вооружены и имели боевой опыт, а армия Ливана была слаба и малочисленна. Ситуация в Ливане становилась хуже буквально день ото дня.


Центр Бейрута, Площадь Мучеников. 1960 год. Никаких палестинцев, преуспевающий и богатый город. Уберите пальмы и покажется, что это какой-нибудь Марсель…

Для полного счастья не хватало еще внешнего вторжения, но и оно не заставило себя долго ждать. Палестинцы взяли под контроль Ливано-Израильскую границу и начали регулярно обстреливать Израиль, забрасывать террористов и вообще веселиться изо всех сил. Евреям это не нравилось и они тоже начали вторгаться в Ливан, чтобы навалять палестинцам.


Еще одно фото довоенного Бейрута. Машин на улицах побольше, чем в Москве того времени!

В этот момент христиане Ливана начали формировать вооруженную милицию, чтобы дать отпор регулярным нападением палестинцев на их анклавы. Христианская партия Катаиб (она же Фалангисты, праворадикальная партия фашистского толка) сформировала свою мини-армию с бронетехникой и артиллерией для противодействия палестинцам и суннитским милициям — Силы регулирования Катаиб. Численность этих отрядов составляла 8к человек из них 1500 женщин.


Стикеры религиозной тематики на оружии — отличительная особенность ливанской христианской милиции

Начало призыву женщин в отряды милиции положила Жоселин Куейри и ее отряд из 12-ти девушек, самой младшей из которых едва исполнилось 14 лет. Жоселин выросла в семье христиан-маронитов в 1955-ом, училась в Арабском университете Бейрута на факультете права и политических наук. Несмотря на левацкий тренд среди тогдашней молодежи, уже в 1975-ом вступила в партию Катаиб. Наша героиня не была верующей христианкой, но к религии относилась с уважением, а еще она была ярой антикоммунисткой, ливанской националисткой, спортсменкой и просто красавицей. Не девушка, а мечта! Еще она топила за равноправие, принципиально носила штаны и в молодежном крыле партии продвигала феминистскую повестку здорового человека.


Жоселин в 1975-ом году, здесь ей всего 20 лет.

Гражданская война в Ливане сразу же приобрела религиозный характер и Жоселин, как и многие другие активисты, пересмотрела свое отношение к вере и начала посещать церковные службы. В помещении, выделенном для отряда Жоселин никогда не угасал огонек в лампадке рядом с образом Девы Марии. Очень скоро Бейрут превратился в арену городских боев. Христианские и мусульманские кварталы огораживались стенами, ощетинивались блокпостами. По городу ходили патрули всевозможных фракций, регулярно устраивающие между собой перестрелки.


Гостиница Holiday Inn в Бейруте, ставшая ареной кровопролитных боев между христианами и палестинцами. Сверху — бои за гостиницу в октябре 1975, внизу — современное состояние здания

Характерный эпизод произошел 13 апреля 1975 года. Лидер партии Катаиб Пьер Жмайель присутствовал на крестинах ребенка одного из активистов, когда проезжавший мимо патруль палестинцев открыл по толпе огонь. Распространился слух, что лидер партии убит и обозленные христиане начали резать палестинцев. В то же время в этот район въехал автобус, увешанный палестинскими флагами, возвращавшийся с митинга. Палестинцы не знали о произошедшем столкновении и спокойно ехали через христианский квартал. Христиане подумали, что это вторая волна нападавших и изрешетили автобус, убив всех палестинцев в нём. Этот инцидент принято считать началом гражданской войны в Ливане, но самый лютый ад был еще впереди.


Тот самый автобус, найденный на свалке ливанскими активистами
Ночью 6-го мая палестинцы в очередной раз нарушили перемирие и просочились на территорию христианского квартала. Опорный пункт, расположенный в небольшом строящемся здании на Площади Мучеников, разделяющей арабскую и христианскую части города, обороняемый лишь 6 молодыми девушками оказался единственной преградой на пути группы из 50 палестинских боевиков.


Площадь мучеников в 1972 за 3 года до начала войны

Другие части христианской милиции были скованы боем в других кварталах и не могли придти на помощь осажденным девушкам.

По воспоминаниям Жоселин в ту ночь она впервые искренне молилась. Она обратилась с молитвой к Деве Марии, прося защитить даже не себя, а своих подруг, ответственность за которых она чувствовала. Палестинцы, видимо, не знали какие силы им противостоят и после первых же ответных выстрелов залегли, продолжая вести интенсивный обстрел здания, где засели ливанки.


Памятник ливанским патриотам, казненным турками в 1916-ом году. В ходе описываемого боя и других столкновений в годы войны получил множественные повреждения, ремонтировать которые не стали, чтобы сохранить память о конфликте.


Та же площадь, что и на предыдущих фото, но в 1982 году
Бой длился почти 6 часов, в процессе к палестинцам подошло подкрепление и их стало уже 300 против 6 девушек. Что в таких случаях делает ливанская женщина? Она кричит «Ave Maria! Deus vult! Remove kebab!» и лезет на крышу здания, откуда закидывает палестинцев гранатами, убивает командира отряда и обращает их в бегство. В ночи они не увидели на крыше Жоселин и подумали, что по ним открыла огонь артиллерия.


Типичные палестинские боевики
Еще разок: шесть девушек, буквально вчера взявших в руки оружие, во главе с храброй и инициативной командиркой обратили в бегство значительно превосходящие силы палестинских боевиков. Хочу заметить, что в этом бою с обеих сторон воевали арабы, т.е. даже до национальных особенностей не докопаешься.

Этот тяжелый бой не прошел бесследно для Жоселин. Несмотря на то, что она смогла защитить своих подруг от страшной участи и выполнить боевую задачу, переживания той ночи оставили свой след. Когда началась гражданская война, ей было всего 20 лет, молодая, красивая студентка к концу войны стала абсолютно седой.


Жоселин в 1980-ом


И в 1984 году. Здесь ей 29 лет.

После этого боя приток женщин в отряды фалангистов резко усилился. И сами девушки не хотели победы мракобесов-исламистов, да и мужчины-христиане убедились, что женщины ничем не уступают им ни в отваге, ни в умении воевать.

Кстати, на счет умения воевать , процитирую саму Жоселин:

«Я думаю, что женщина может быть лучшим бойцом, чем мужчина. Ведь у женщины внутри вся сила материнства, жизненная сила, сила любви. Это сила, которая способна защитить близких ей людей».
Вот из уст девушки, отбившейся от 300 головорезов, эти слова звучат куда убедительней, чем из уст какой-нибудь упоротой радфемки а ля Болотина, не находите?


Бойцы Катаиб на учениях
А что же наша героиня делала дальше? В 1976-ом она решает бросить все и начать изучать теологию с целью попасть в монастырь Кармелиток. Но руководитель недавно созданной организации «Ливанские силы», объединяющей большинство христиан страны, Башир Жмайель (эпический персонаж, заслуживающий отдельного образовача, рекомендую прочитать хотя бы статью на вики) убедил ее принять руководство над недавно созданным отдельным женским подразделением христианской милиции.


Эмблема Ливанских сил. 10 Deus vult! из 10

Хотя Жоселин и была крайне скептически настроена, но Башир смог убедить её принять этот пост. Впоследствии она говорила, что «Господь призывал её позаботиться о молодых христианках, стать их пастырем». Свою службу Жоселин считала религиозной миссией, она вела христианские проповеди с бойцами и многих из них заставила куда серьезнее отнестись к вере.



Эпическое видео ранних тренировок женских частей Катаиб'а. Обратите внимание на стрельбу на 30 секунде (оно того стоит) и на групповую молитву.

В 1978-ом Сирия вторгается в Ливан, а ливанские христиане идут на сотрудничество с Израилем. Теперь ливанским девушкам приходится воевать не только с палестинскими боевиками, но и с кадровой сирийской армией.
Начинается стодневная война — битва за контроль над Бейрутом между сирийской армией и христианской милицией. Эти бои — одна из самых славных страниц в истории женских отрядов Катаиб и других христианских партий.


Девушки на блокпосту в Бейруте
Без бронетехники, в меньшинстве, окруженные со всех сторон, ливанские ополченцы и ополченки отстояли свою столицу и заставили сирийцев отступить.


Боец Катаиб отстаивает свое право ходить с оголенными плечами и без лифчика.
В 1982 году в результате теракта погиб новоизбранный президент Ливана Башир Жмайель и среди христиан началась грызня за власть. Жоселин не захотела участвовать в братоубийственной войне, пыталась примирить воюющие стороны, но в итоге в 1986 году она решает оставить военную службу и посвятить жизнь Богу.


Шиитская девочка на демонстрации в поддержку сирийских «миротворцев»


Дети-христиане прячутся в подвале от обстрела.
Жоселин Куейри сосредоточилась на общественной и конфессиональной деятельности. Она основала женские движение «la Libanaise 31 Mai» (Ливанцы 31 мая) и «Oui à la Vie» (Да жизни). Оба движения топят за права женщин, правда в католической трактовке (аборт = убийство, за контрацепцию отправишься в ад и т.п.) + Жоселин организовала Центр Иоанна Павла II — крупнейшую католическую благотворительную организацию в Ливане. Сейчас она заседает в Папском совете по делам мирян, часто выступает в СМИ.


Жоселина в наши дни.
Несмотря на то, что гражданская война так и не разрешила всех конфликтов внутри страны, христиане смогли отстоять свой образ жизни и сейчас женщины Ливана имеют гораздо больше прав, чем их соседки из Сирии или Иордании. Значительную роль в достижении этого результата сыграли женщины-ополченки, взявшиеся за оружие для защиты своей Родины, веры и культуры. Честь им и хвала!


Ролик посвященный 75-ти летию христианской партии Катаиб. Обычные европейцы средиземноморского типа, французы там, испанцы, может евреи… Все как у людей… А теперь представьте, что буквально в соседнем квартале женщины ходят в никабах, учатся в раздельных школах, насильно выдаются замуж (сами дофантазируйте про остальные прелести положения женщин в арабских странах)

Александр Соцкий