Монастырские тюрьмы.
На модерации
Отложенный
"Тюрьмы при монастырях - это не российское изобретение. Своим происхождением они обязаны бенедиктинскому монаху
Мобильону. А римский папа Климент 9-ый впервые построил такую тюрьму, разместив ей в доме святого Михаила в Риме.
Средневековая Европа и инквизиция явили миру именно этот опыт жестокого преследования и наказания еретиков или просто
инакомыслящих, быстро распространившийся по всему миру. Самые невероятные рассказы о монастырских тюрьмах и их узни-
ках не в состоянии описать страдания, которым подвергались люди в этих узилищах.
Попав сюда "по высочайшему повелению" часто без суда и следствия, страдальцы на целые десятилетия, а то и навечно изоли-
ровались от мира. Их имена стирались из человеческой памяти. А то, что монастырские тюрьмы находились вне всякого контро-
ля со стороны судебных и правительственных органов, позволяло применять к заключённым самые изощрённые пытки, выдер-
жать которые могли лишь немногие. Пересказывать их - значит подвергать современного человека немыслимому стрессу. Под
пыткой человек сознавался в чём угодно и тем обрекал себя на длительное заключение, чаще всего пожизненное.
Доставляемых в монастырскую тюрьму арестантов вначале подвергали жестокому наказанию, как правило, битью кнутом, затем
заковывали в тяжёлые ручные и ножные кандалы. Некоторых сажали в "каменные мешки". Их устраивали в стенах верхних этажей
крепостных башен, и представляли они собой каменное помещение длиной около полутора метров и шириной чуть более метра.
В таком месте невозможно было лечь, и несчастный узник годами сидел в полусогнутом положении.
Но самыми ужасными были "земляные тюрьмы", которые обычно устраивались под башнями. Они представляли собой вырытую
в земле яму глубиной 2,5 - 3 метра. В неё вставлялся сруб, на дно бросали солому. Крыша "земляной тюрьмы" состояла из досок,
покрытых тонким слоем земли или дёрна, с отверстием, в которое можно было поднять и опустить узника и подать ему еду. От-
верстие это запиралось на замок, ключ от которого хранился у монахов.
В таких "погребах" разводилось множество крыс и паразитов, и часто у заключённых крысы отъедали пятки, носы или уши, о чём
свидетельствуют монастырские акты. Давать же узнику что-либо для своей защиты строго запрещалось под страхом самому ока-
заться в "земляной тюрьме". В монастырях, кроме колокольного звона и божественного пения, слышались свист кнута и стоны
заключённых. За годы заключения в "земляной тюрьме" люди часто теряли рассудок, даже самые сильные физически люди редко
выдерживали больше года-двух."
Источник: И.Н. Шорникова, В.П. Шорников, "Боярыня Морозова" (Самара,: Издательство "Путь к солнцу", 2007; серия "Бунтари
и преобразователи России").
Комментарии
противостояние с официальной. Конкретный пример: старообрядцы вообще и боярыня Морозова, в частности.