Жеваный крот
На модерации
Отложенный
«Все обыкновенные слова казались ему недостойными нашей необыкновенной эпохи, и он тут же выправлял слово "дом" на "здание" или "строение", "красноармеец" на "красный воин". Не было у него в газете ни крестьян, ни лошадей, ни верблюдов, а были труженики полей, конское поголовье и корабли пустыни. Люди, упомянутые в газете, не говорили, а заявляли, не спрашивали, а обращали свой вопрос. Немецких летчиков Ермолкин называл фашистскими стервятниками, советских летчиков - сталинскими соколами, а небо - воздушным бассейном или пятым океаном. Особое место занимало у него в словаре слово "золото". Золотом называлось все, что возможно. Уголь и нефть - черное золото. Хлопок - белое золото. Газ - голубое золото. Говорят, однажды ему попала заметка о старателях, добытчиках золота, он вернул заметку ответственному секретарю с вопросом, какое именно золото имеется в виду. Тот ответил: обыкновенное. Так потом и было написано в газете: добытчики золота обыкновенного».
Сдается мне, поголовье соколов, заседающее в строениях муниципального и федерального назначения, Войновича не читало. И Ильфа с Петровым тоже. Оно вообще не читало, потому, что для просиживания штанов в упомянутых строениях подобные навыки не требуются. Набор штампов, которым изъясняются представители поголовья, отличается от набора Ермолкина некоторой инновационностью. Например, скажем, губернатору Ленинградской (? Ленинграда третье десятилетие как нет) области незачем говорить о городах и селах. Проще о «муниципальных образованиях». С виду умно и непонятно. И думать не надо. Под заготовку подходит любой колхоз.
Количество заготовок увеличилось. Даже больше, чем у Эллочки-людоедки. Модернизация, инновации, зарубежный, муниципалитет, федеральный, проект, субъект, партнеры, образования, инвестиции, инфляция, экстремизм, радикал, терроризм, конкретный, традиции, определенный, толерантность, электорат, суверенитет, многонациональный, сепаратизм, христианство, корни, генетический, общенациональный, глобальный, регулятор... Экономический и кризис чуть не забыл. Можно наскрести еще пару десятков. Доступность же для понимания, как мне кажется, у Эллочки несколько выше. Она выражала эмоции. Соколы не выражают ничего. Вроде бы и слова грамматически верно связаны, но... Смысла в их речи не больше, чем в кваканье земноводного, широко распространенного на территории одной шестой части суши.
Если вам скажут, что нести бессмыслицу часами трудно, не верьте. Верьте президенту. Если считаете, что это врожденный талант, посмотрите на премьера. О каких талантах может идти речь? На самом деле всё просто. Но немного тренировки необходимо.
Как же добиться настоящей бессмысленной болтовни? Да так, чтобы была иллюзия смысла, но никто не смог упрекнуть в его наличии?
Сейчас разберемся. С примерами.
Перво-наперво, нужно забыть слова «да» и «нет». Если есть вопрос, на который можно ответить столь просто, возможна провокация. Но не выгорит провокатору. Сперва он выслушает обзор ситуации со всех невозможных точек зрения, ну а после будет вынужден уяснить, что работа по вопросу идет... Без пояснений, куда.
Пример.
Вопрос: Будут ли проводиться реформы присвоения научных степеней?
Ответ: Система научных степеней отвечает нашим традициям, уже проверена десятилетиями. Надо совершенствовать подходы, чтобы люди не получали эти степени. Над этим мы работаем. Но это аспекты процедуры, а не сути контуров.
Во-вторых, необходимо использовать слова, которые не обозначают ничего. Их много. Обычно существительные обозначают разные предметы, одушевленные, либо не очень. Но есть существительные, за которыми скрывается вакуум. Отличить их от нормальных очень просто. Если с обозначаемым предметом можно провести прием дзюдо, всё хорошо. Если нет — вакуум.
Пример. Борьба с коррупцией. Можно ли провести коррупции прием дзюдо? Это вряд ли. Его можно провести взяточнику. Даже кучу навоза можно лихо кинуть через бедро. При желании. С коррупцией не выйдет. Также не получиться с модернизацией, что по-русски говоря, обозначает процесс обновления; инновацией, которая тоже — процесс обновления. Значит, чушь налицо.
Далее. Как можно меньше конкретики. На любой уточняющий вопрос - шквал уточняющих непонятностей, в которых сознание слушателя окончательно увязнет.
Пример. В каждой конкретной ситуации, для получения запланированного эффекта, необходимо предпринять последовательность определенных действий. Что в переводе значит: если что-то делать, что-то получишь. Не более того. И уточнить словами из песни: кто-то кое-где у нас порой...
И, наконец, всегда можно сказать, как оно должно быть, но никогда не упоминать, кто же за это отвечает. А еще надо говорить банальности, то есть, то, что ежу понятно без перевода.
Пример. Свобода лучше, чем концлагерь... По-этому должна быть нормальная, соответствующая закону правоприменительная практика. Она должна реализоваться в разумные сроки, сразу по нескольким направлениям.
Используя эти несколько нехитрых правил, любой сможет создать шедевр, в котором неискушенный слушатель будет тщетно пытаться уловить смысл. Некоторым это удастся. Каждому свой...
А знакомые с техникой создания бессмыслицы, слушая подобное, будут бормотать сквозь зубы странные слова. «Жеваный крот». Их произносит интеллигентный водитель детского автобуса в аварийной ситуации. Как фонетический аналог.
Комментарии