Древнеримские граффити оказались предтечей социальных сетей

На модерации Отложенный

Если в наши дни попытаться средь бела «облагородить» стену, расписав её из баллончика, вероятнее всего, вас оштрафуют. Однако у наших далёких предков выцарапывание разными острыми предметами надписей в чужом жилище отнюдь не считалось неприемлемым. Наоборот, при соблюдении «правил игры» такое творчество даже приветствовалось и вызывало искреннюю радость хозяев.

Сделать этот и другие неожиданные выводы позволили сохранившиеся до наших дней в Помпеях«граффити». Кавычки не случайны, ибо аналогия не полная. Но, надо признать, представители любой культуры испытывают радость, находя схожие со своими черты в давно уже погибших цивилизациях.

Однако доселе археологов, которые пытались изучать жизнь римских низов по надписям на стенах, неизменно ставили в тупик различные детали, не коррелирующие с представлениями учёных о том времени.

Хотя законсервированные вулканическим пеплом Везувия в 79 году нашей эры надписи сами по себе давно были известны учёным, новое исследование расширяет область их возможного назначения и даёт новые предположения, кто именно мог быть автором. Выясняется, что в отличие от условного современного гарлема в Помпеях стены увлечённо расписывали как бедные, так и богатые, как знатные, так и рабы, по поводу и без такового.

Надписи и рисунки на стенах в Помпеях не только царапали (вверху), но и рисовали – да так, что краска в иных местах и сейчас превосходно сохранилась (фото Stu Rapley, jafsegal/flickr.com).

Эксперт по классической античности Ребекка Бенефил (Rebecca Benefiel) из университета Вашингтона и Ли трудится в Помпеях уже шесть сезонов. Главное доказательство её тезиса о немаргинальности граффити в обществе древнего Рима – недавно обследованные стены четырёхэтажной виллы гражданина по имени Май Кастриций.

Стены домов в Помпеях были оштукатурены белым. Сверху же наносилась яркая краска. Потому граффити, обнажавшие нижний слой, были заметны очень хорошо. Так учёные обнаружили, что в главной комнате виллы Кастриция, в пространстве между фресками, его друзья оставили выцарапанные чем-то острым добрые пожелания. На стенах лестничного колодца нашлись остроумно переиначенные популярные стихи, причём письмо, что любопытно, явно носило состязательный характер.

Также в разных местах дома его давние посетители не раз наносили рисунки, судя по тщательности исполнения тоже санкционированные хозяином. Таковы лодка, павлин и прыгающий олень. Штудирование же надписей на внешних стенах, в кухне и комнатах слуг помогло Бенефил вскрыть ряд любопытных фактов и выдвинуть смелое предположение: в древнем Риме надписи на стенах были прообразом нынешних социальных сетей.

Не только надписи успешно дожили до наших дней – расчищенные здания сами по себе выглядят очень неплохо. На снимках запечатлены склеп, амфитеатр и вилла. А на последней фотографии – Везувий, будто с недоумением «поглядывающий» на уже однажды разрушенный им город (фото Rebecca Benefiel/WLU).

Если отталкиваться от этой гипотезы и принять, что для обитателей Помпей всех классов каждая стена была в каком-то смысле одновременно форумом, ЖЖ и ICQ, древние граффити становятся много интереснее и понятнее.

Содержание надписей могло быть каким угодно и варьироваться от всем знакомых заверений в любви и изощрённых ругательств до досок объявлений и вполне любопытных философских пассажей. Ниже мы приводим некоторые примеры граффити из Помпей. (Расшифровку большинства расчищенных на данный момент надписей можно посмотреть здесь.)

  • У «Ворот Везувия»: «Маркус любит Спендузу»;
  • Атриум у дома Пинария: «Если кто-то не верит в Венеру, им определённо следует поглядеть на мою подругу»;
  • Дом Капрасия Примуса: «Никогда не пожелала бы продать своего мужа, даже за всё золото мира!»;
  • Коридор в театре: «Мете, рабыня Коминии из Ателлы, любит Кресуса. Пусть Венера, покровительница Помпей, будет благосклонна к ним обоим, и пусть жизнь их будет в гармонии»;
  • Улица Театров: «Из моего магазина пропал медный горшок. Любому, кто его возвратит, я пожертвую 65 сестерицев. Ещё 20 он получит, ежели предоставит информацию об укравшем»;
  • Фасад дома Центенария: «Однажды ты умираешь и становишься просто ничем»;
  • У двери дома Геркулеса и Нессуса: «Запомни: пока ты жив, ненавистная смерть надвигается».
Как выяснилось благодаря Ребекке, сходство между культурами может быть обманчиво в мелочах (фото Rebecca Benefiel).

Относительная анонимность, уравнивающая всех в правах, обнажала душу и давала свободу первичным порывам, сохранившимся почти неизменными и до наших дней.

И речь не только о хрестоматийном «Здесь были Вася и Саша», две тысячи лет назад имевшем вид «Мы, два добрых человека, друзья навеки, посещали это место. Если вам нужны имена наши, то знайте – они Гай и Аул».

Или возьмём, к примеру, высказывание «Я удивлен! О, стена! Только потому не пала ты в руинах, что разгоняла скуку всех писателей твоих». За его высоким слогом, вероятно, кроется всё тот же самый импульс, который ныне подбивает обитателей Интернета посоветовать собеседнику выпить яду или громко вопрошать в виртуальное пространство «кто все эти люди?»

Из других любопытных находок Бенфил в Помпеях – «приватный чат». Это сообщения романтического толка, которыми довольно долго обменивались мужчина (под «ником» Secundus или «второй») и женщина (Prima, «первая»). Они, по всей видимости, жили в разных концах квартала и то ли хотели соблюсти тайну, то ли просто наслаждались такого рода игрой.

Расцвеченные граффити Помпеи в период своего расцвета (в представлении художника) и сейчас, когда облик города постепенно восстанавливают (фото The Art Archive/Alamy).

Также весьма популярным оказалось «возвышенного» характера буриме. Похожую версию до сих пор можно встретить на просторах современных онлайн-дневников: кто-то начинает со строфы, другой продолжает и так пока всем не надоест. Раньше, надо признать, надоедало довольно быстро — самый длинный обнаруженный Ребеккой пример состоял из 8 сообщений, нацарапанных разным почерком.

Ещё интересный факт: оказывается, император Нерон (по крайней мере, до того как он расправился со своей первой женой) был весьма популярен в народе, вопреки тому хрестоматийному образу, который мы знаем. По оценкам Бенефил, из 100 найденных ей граффити, прославлявших различных императоров, больше половины прямо или аллегорически посвящены Нерону.

«Он был невероятно популярным, и люди действительно любили его. Я находила эти надписи не только у входов в дома богатых, которые были вполне естественным образом заинтересованы в проявлении лояльности правителю. Граффити попадались мне и в таких местах, где их могли написать только слуги или рабы», — говорит исследовательница.

Ещё одна функция надписей на стенах была аналогична гостевой книге. Так, приезжие часто выражали с помощью граффити отношение к посещённому ими городу. На стенах Помпей удалось найти множество надписей Felicter Pompeii  (приблизительно «Здравия вам, населяющие Помпеи» — общепринятая формула прославления места).

Больше снимков с последней экспедиции Бенефил в Помпеи можно увидеть на этом сайте (фото Joseph Mogavero).

Как говорит Ребекка, уже сейчас проделанная работа позволяет утверждать: почти все фасады на каждой улице Помпей были исписаны будто гигантские доски объявлений. Легко представить, как радовались древние римляне такой простой «интерактивной игре», особенно с участием нескольких человек из разных классов.

Вряд ли «писатели» предполагали, что уже совсем скоро многие из них погибнут в результате извержения, а их наследие будет «опечатано» лавой и пеплом, чтобы в XXI веке оказаться предметом изучения. И кто знает, какой Везувий ждёт нас самих, потому, пока «Рим» современного мира ещё процветает, лучше следить за тем, что мы пишем, где бы то ни было.