Бактерии помогли отреставрировать старинные фрески
На модерации
Отложенный
Итальянские и испанские учёные использовали микроорганизмы рода Pseudomonasдля удаления с поверхности настенной живописи XVII века слоёв соли и остатков клея.
Исследователи из политехнического университета Валенсии (Universitat Politècnica de València) при содействии экспертов из Италии использовали биотехнологии для восстановления стен церкви Святого Иоанна (Iglesia de los Santos Juanes). В 1936 году в старинном здании произошёл пожар, в 60-х годах прошлого века фрески, написанные художником Антонио Паломино, восстановили.
Однако вскоре начали проявляться ошибки реставраторов: на поверхности стен выступил белёсый налёт соли. Также местами был обнаружен застывший клей. Соскребать такой «довесок» нельзя. Учёные не стали использовать и «тяжёлую артиллерию» в виде химических растворов, которые могли бы разрушить произведения искусства, а обратились за помощью к бактериям.
Микроорганизмы поместили в специальный гель и нанесли его на поверхность. Уже через полтора часа реставраторы удалили гель, очистили и высушили «полотно». В отсутствие влажной среды бактерии погибли. В результате вещества, угрожающие целостности фресок, были удалены аккуратно, не нанося произведениям искусства никакого вреда.
Сообщается, что учёные планируют продолжить исследования в этой области, ведь в природе можно найти бактерии, питающиеся практически чем угодно.
Тот же метод очистки был использован для фресок и скульптур кладбища Campo Santo в Пизе. Они тоже пострадали из-за пожаров, произошедших во время Второй мировой войны (фото gaetano manari/ Giovanni V./Flickr.com).
От себя добавлю.
Самый страшный враг фресок и античной керамики,это-соли.Особенно,всем на знакомая NaCl - поваренная соль.Пропитывая все микро поры эта соль,содержащаяся в тех или иных пропорциях в любой воде(кроме дистиллированной) становится миной замедленного действия.Соль эта очень гигроскопична.При повышенной атмосферной влажности соль все дальше рассасывается по "капиллярам" керамического изделия или подложки фрески.В жаркие и сухие периоды,соль начинает кристаллизоваться и изнутри разрывает керамику или фреску.Эти разрывы по микроскопом похожи на миниатюрные воронки от взрывов.Постепенно этих "воронок" становится все больше и,в конце концов, керамическая вещь или фрагмент фрески,превращается в порошок обожженной глины или фрескового грунта.Реставраторы,а особенно,нетерпеливые археологи, прежних времен,использовали для снятия известкового налета с археологических находок, соляную кислоту . Этим самым усугубляя и ускоряя разрушение артефактов.Мне лично приходилось видеть в старых фондах многих музеев коробки с "останками" керамических изделий.Смотришь,на коробке написано-"Керамический светильник в виде голубя .I век н.э." Раскопки 1950 года.Открываешь коробку,а там прах глиняный . То есть,вещь,пролежавшая под землей 2000 лет,полностью разрушилась за 50 лет,находясь в фондах.
Вот почему так важен и замечателен описанный в статье опыт реставраторов.
К сожалению,в нашей стране средств на исследовательские работы по применению новых материалов и технологий,денег выделяется катастрофически мало. И в музейных фондах ,и в старинных храмах,где нет соответствующих условий для хранения,продолжают погибать замечательные произведения искусства.
Комментарии
Картину гения чернит
И свой рисунок беззаконный
Над ней бессмысленно чертит.
Но краски чуждые, с летами,
Спадают ветхой чешуей;
Созданье гения пред нами
Выходит с прежней красотой.
Так исчезают заблужденья
С измученной души моей,
И возникают в ней виденья
Первоначальных, чистых дней. http://sorvin.ru/=4wy
Что касается очищения христианства от помпезности,то мне кажется,до этого дальше,чем до Луны))